Процесс словотворчества у ребенка, основные этапы и направления. Инто- и экстралингвистические факторы

Детская речь характеризуется значительным количеством инноваций и окказионализмов: сюда относят: с одной стороны, уникальные слова, отсутствующие в нормативном языке, и созданные ребенком на основании комбинации известных корневых и аффиксальных морфем по продуктивным словообразовательным моделям (или по сходству звукового состава) с четкой внутренней формой, а с другой стороны, окказионализмами считают общеупотребительные слова литературного языка, которые приобрели в детской речи своего смыслового наполнения, своих семантических характеристик выходящих за пределы традиционно закрепленных [2].

Детские окказионализмы, по мнению Т. Г. Аркадьевой, характеризуются общей чертой, которая отличает эти слова по признаку своеобразного восприятия, осознания, поисков внутренней формы слова, его формальной и смысловой мотивированности в соотношении с известными словами или значениями слов [там же].

Безусловно, значительный слой такой лексики составляют детские окказионализмы. Однако, по нашему мнению, следует отличать окказионализмы детские, возникающие вследствие несовершенного овладения речевой системой, от окказионализмов авторских, создаваемых и употребляемых с определенной стилистической целью [2].

Детские окказионализмы – продукт языковой системы. Анализ известных научных работ позволяет утверждать, что процесс усвоения ребенком родного языка является большой загадкой психологии [51, с. 62], однако эта загадка и до сегодня не разгадана до конца как в психологии, так и в лингводидактике. По мнению Т. М. Ушаковой, правильным является взгляд на то, что наиболее загадочным является творческая сторона детской речи. В своих дневниковых наблюдениях за речью детей Н.А. Рыбников писал об этом явлении как "о чуде детской речи", "скрытой детской логики, которая неосознанно превалирует над разумом ребенка" [44, с. 16; 188].

Наличие в речи детей большого количества инноваций, то есть самостоятельно созданных ими языковых единиц или модифицированных единиц взрослого языка, является фактом, который не подлежит сомнению [59, с. 159]. Общепризнанно, что ведущим механизмом таких образований является аналогия. Основатель современной структурной лингвистики Ф. де Соссюр интересовался детскими инновациями в связи с анализом аналогии. Распространенность образований по аналогии в речи детей ученый объяснял тем, что "... дети еще недостаточно освоились с традицией и недостаточно ею порабощены" [48, с. 203]. Исследованию творческих аспектов детской речи посвятил научные работы И. А. Бодуэна де Куртенэ, который на протяжении длительного времени записывал речь своих детей, а потом дал лингвистический комментарий к записям [7].

Вырезано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: