Принципы природопользования и охраны окружающей среды в Республике Беларусь

ПРИНЦИПЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ............ 5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА 

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ..................................................................... 10

3. ОТЧУЖДЕНИЕ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ..................... 16

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................... 24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы.

Деятельностью государства по внесению организованности, упорядоченности в различные сферы жизни человеческого общества является их правовое регулирование, стержнем и основой которого служит законодательство.

Общественные отношения в области взаимодействия общества и природы регулируются экологическим законодательством.

Конституционное законодательство Республики Беларусь урегулировало право граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду (ст.46 Конституции Республики Беларусь) и право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст.34 Конституции Республики Беларусь). Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав белорусских граждан. Их содержание раскрыто в специальном экологическом законодательстве: ст. ст. 5-8 Закона «Об охране окружающей среды» и определяют один из существенных элементов правового статуса граждан – права и обязанности в области охраны окружающей среды.

Эти нормы закрепляют именно охранительный аспект экологических прав, составляя, таким образом, самостоятельную группу прав белорусских граждан. Иные экологические права и обязанности, в основном объединяющие правомочия граждан по использованию природных ресурсов, составляют содержание других законодательных источников, таких, как Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный и Лесной Кодексы, Законы «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха». Эти права являются юридической формой реализации экономических прав и имеют в значительной степени потребительский характер.

Интерес к проблемам экологического законодательства не случаен. На сегодняшний момент стоит вопрос не о процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде. 

Во всем мире проблемы использования природных ресурсов и объектов природы приобретают все большее значение. В результате повсеместного использования природных ресурсов, а также экономического воздействия человека на окружающую среду произошло разрушение естественной среды обитания человека, ее видоизменение. Проблема использования природных ресурсов постепенно перерастает в проблему охраны жизни и здоровья человека, его генетического будущего. Поэтому урегулирование условий и порядка природопользования предполагает улучшение экологической обстановки.

Об актуальности данной работы свидетельствуют и тенденции развития экологического законодательства. Так, например, если до недавнего времени договор аренды природных ресурсов в экологическом законодательстве не предусматривался, то в условиях перехода к рыночных отношениям такая необходимость возникла. В современных условиях в экологическом законодательстве существует правовая основа арендного природопользования, она предусмотрена соответствующими статьями кодексов Республики Беларусь: Земельного, Лесного, Водного, а также Законами Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира», «О растительном мире» и др.

Объектом исследования в курсовой работе является структура экологического законодательства в части права природопользования.

Предметом исследования в курсовой работе являются обязательственно-правовые титулы, регламентирующие отчуждение права природопользования.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа литературных источников по теме курсовой работы раскрыть содержание права природопользования, в том числе и обязательственно-правовые титулы, регламентирующие отчуждение права природопользования.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы, во-первых, проанализировать и определить основные принципы природопользования и охраны окружающей среды

Во-вторых, одной из задач исследования является раскрытие содержания права природопользования.

В-третьих, здесь же ставится задача дать характеристику обязательственно-правовых титулов, регламентирующих отчуждение права природопользования.

Кроме того, одной из наиболее важных задач исследования является изучение структуры экологического законодательства. Определение места каждого нормативно-правового акта в этой структуре позволяет построить

стройную иерархическую пирамиду, во главе с Конституцией Республики Беларусь.

Методы исследования. Для достижения цели курсового исследования были применены различные методы: общенаучные (системный метод познания) и частнонаучные (формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения).

Краткая характеристика специальной литературы по теме.

Совершенствованию любого правового института и, например, такого, как конституционные основы природопользования, должно предшествовать изучение теоретических и практических основ его функционирования. Как показал анализ литературы по теме курсовой работы, в Республике Беларусь изучением данной темы занимаются С. А. Балашенко, Т. И. Макарова, Д. М. Демичев [20; 21], Р. И. Филипчик [27], Н. Минько [25] и другие ученые. В Российской  Федерации  исследования  в  данной  сфере  проводятся, например, Е. Е. Выглежаниной [22] и др.

Структура курсовой работы включает титульный лист, содержание, введение, три раздела, заключение и список использованных источников.

Написана курсовая работа на 26 страницах компьютерного текста.

ПРИНЦИПЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В Конституции Республики Беларусь (ст. 8) и Законе «О международных договорах Республики Беларусь» закрепляются приоритет в нашей стране общепризнанных принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства, что позволяет сделать вывод о необходимости реализации международных норм в национальном законодательстве и, прежде всего, в Конституции Республики Беларусь  [2; 13].

Стокгольмская конференция ООН по окружающей человека природной среде 1972 г. стала важнейшим шагом к пересмотру приоритетов международного сообщества. Конференцией был принят целый ряд документов, включая Декларацию принципов, выражающих отношение государств к проводимой природоохранной политике  [1, с.682-687].

Отличительная особенность специальных принципов международного экологического права заключается в том, что они сформулированы специально и целиком применительно к потребностям международного природоохранного сотрудничества.

К наиболее существенным принципам можно отнести: право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущего поколений, избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного оружия.

Начиная с 1972 г. большинство демократических государств, в том числе и Республика Беларусь, закрепили на конституционном уровне право человека на благоприятную окружающую среду. Впервые на конституционном уровне экологическая политика и политика природопользования нашла свое закрепление в 1990 г. в принятой Верховным Советом Белорусской ССР Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР, закрепившей приоритет обеспечения экологических прав граждан наряду с другими задачами государственной политики  [3, ст.432.].

Беларусь является одной из наиболее экологически уязвимых стран с переходной экономикой и до сих пор сталкивается с трудностями ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Очевидно, в условиях экологического кризиса и кризиса природопользования происходит резкое обострение всех социальных проблем. Поэтому государство должно не только гарантировать своим гражданам безопасность в указанной сфере, но и защищать их экологические права и интересы, обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие общества, рациональное использование имеющихся ресурсов при сохранении благоприятной окружающей среды.

Согласно положениям Стокгольмской декларации ключевым признается основополагающий принцип международного права – принцип суверенных прав государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, который гласит: «в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами национальной юрисдикции» [1, с.686].

С учетом этой и иных международно-правовых норм формируются принципы права природопользования в национальном законодательстве. Так, данный принцип нашел свое отражение в статье 1 Конституции, закрепляющей положение о верховенстве и полноте власти Республики Беларусь на своей территории, самостоятельном осуществлении внешней и внутренней политики (включающей природоресурсную).

В статье 13 Конституции Республики Беларусь декларируется исключительная государственная собственность на недра, воды, леса, а также государственная собственность на земли сельскохозяйственного назначения: гарантируется равная защита и условия развития всех форм собственности. Статья 44 Конституции содержит ряд положений, закрепляющих государственные гарантии по охране права собственности и содействию ее приобретения, подчеркивая при этом, что осуществление права собственности не должно наносить вреда общественной пользе и безопасности, а также окружающей природной среде.

Необходимо отметить, что Основной Закон государства также гарантирует право на охрану здоровья граждан, в том числе бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, которое обеспечивается рядом мер, включая меры по оздоровлению окружающей среды (ст.45)  [2].

Принципы природопользования и охраны окружающей среды нашли свое отражение в действующем законодательстве Республики Беларусь (Водный кодекс, Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Лесной кодекс, Закон «Об охране окружающей среды»)  [4; 8; 9; 7; 11].

Например, Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г. (в ред. Закона от 17 июля 2002 г.) среди прочих выделяет и следующие принципы охраны окружающей среды: соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде; государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования; платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды; гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии окружающей среды; организации и развития системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры; международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды [12].

Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных принципов (ст.35 Лесного кодекса Республики Беларусь от 29 июля 2000 г.): обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в лесных ресурсах; сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан и улучшения состояния окружающей среды; обеспечения условий для воспроизводства лесов; платности лесопользования; соблюдения научно обоснованных норм лесопользования, исключающих переруб расчетной лесосеки; соблюдения целостности лесопользования [7].

Водный кодекс Республики Беларусь от 10 сентября 1998 г. в статье 83 закрепляет такой основополагающий принцип, как платность водопользования, и подчеркивает, что при этом внесение платы не освобождает водопользователей от выполнения мероприятий по рациональному использованию и охране вод и возмещению ущерба, причиненного нарушением водного законодательства Республики Беларусь [4].

Статья 10 раздела III Кодекса Республики Беларусь о недрах отражает основные принципы пользования недрами, к которым относит полноту и комплексность изучения недр; рациональное и комплексное использование недр и их охрану; платность пользования недрами; сочетание национальных и международных интересов в области использования и охраны недр; стимулирование пользователей недр за проведение мероприятий по повышению эффективности использования недр и внедрение ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий; возмещение вреда, причиненного недрам и окружающей среде в результате нарушения законодательства Республики Беларусь о недрах [9].

Статья 2 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» от 15 апреля 1997 г. закрепила задачи использования атмосферного воздуха: регулирование отношений в области охраны атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной среды обитания человека, сохранения, улучшения и восстановления состояния атмосферного воздуха; предотвращение и снижение уровней вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух; обеспечение рационального использования атмосферного воздуха для производственных нужд; укрепление правопорядка и законности в области охраны атмосферного воздуха  [10].

Основными принципами государственного управления в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются: осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с принципами гуманности; недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира с деятельностью по использованию объектов животного мира; отделение права пользования животным миром от права пользования землей, лесами и другими природными ресурсами; платность пользования животным миром; приоритет принципов международного права в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания (ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира» от 19 сентября 1996 г.) [11].

Статья 10 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» от 14 июня 2003 г. также раскрывает основные принципы государственного регулирования и управления в области обращения с объектами растительного мира: приоритет охраны, защиты и воспроизводства объектов растительного мира, их рационального использования; сохранение биологического разнообразия и обеспечение соблюдения других принципов охраны окружающей среды; предупреждение вредного воздействия на среду произрастания объектов растительного мира; экономическое стимулирование охраны, защиты и воспроизводства объектов растительного мира, их рационального использования; учет особенностей объектов растительного мира при установлении правового режима земель или водных объектов, в границах которых эти объекты растительного мира расположены; доступность выполнения и обоснованность предписаний специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с объектами растительного мира или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов; ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о растительном мире; возмещение вреда, причиненного объектам растительного мира, среде их произрастания, жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц вследствие вредного воздействия на объекты растительного мира; обеспечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь доступа граждан к информации о состоянии растительного мира и мерах по его охране  [14].

В юридической литературе раскрываются такие принципы права природопользования, как производность права природопользования от права собственности на природные ресурсы, рациональное природопользование, экосистемный подход к регулированию природопользования, целевой характер и устойчивость природопользования, платность специального природопользования.

Конституционно закреплены не только права граждан Республики Беларусь в сфере природопользования и охраны окружающей среды но и всеобщая обязанность по охране окружающей природной среды как долг каждого (ст.55).

Дальнейшее развитие конституционных и отраслевых норм, регулирующих данную сферу отношений, по мнению С. А. Балашенко и Т. И. Макаровой, должно опираться на стратегию и модель устойчивого развития, которая является стержнем государственной экологической политики и идеологии  [20, с.14].

Основными направлениями работы по реализации государственной экологической политики являются: совершенствование природоохранного законодательства; внедрение эффективных методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды; создание целостной системы финансирования природоохранных мероприятий; совершенствование системы органов управления и экологического контроля; реализация программы подготовки кадров и повышения экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества и более активное использование зарубежного опыта в решении экологических проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: