Отчуждение права природопользования

Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических, так же как и иных, правоотношений являются юридические факты, то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия. Среди таких оснований названы договоры и иные сделки, акты государ­ственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, неоснова­тельное обогащение и другие. Конечно, в сфере экологических правоотно­шений указанные основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений имеют далеко не такое значение, как в гражданских правоотношениях. Так, договор, являющийся в гражданском праве одним из наи­более универсальных оснований возникновения правоотношений, в сфере экологии играет намного меньшую роль. Хотя и здесь в современных усло­виях он получил значительное применение, чего ранее, в условиях коман­дно-административной системы и монополии государственной собственно­сти на землю и другие природные ресурсы, не было и не могло быть. Действующее же законодательство существенно расширило сферу примене­ния договоров в области земельных, лесных, водных и других отношений.

Вместе с тем в силу специфики экологических отношений, значительно­го удельного веса природоохранных отношений и роли госорганов в них большое место среди оснований возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений занимают акты исполнительных органов государственной власти.

Отчуждение права природопользования производится на основе гражданско-правовых сделок  [21, с.132].

Экологическое законодательство предусматривает возможность временного пользования природными ресурсами на договорной основе. Среди таких договоров выделяют договоры на обычное временное пользование природными ресурсами и договоры аренды. У них есть общие признаки (аренда – это вид временного пользования), но есть и особенности. Прежде всего, договоры на обычное временное пользование природными ресурсами предусматривают использование почти всех основных природных ресурсов, тогда как количество природных ресурсов, которые могут быть арендованы, ограничено. Отличаются также и формы оплаты: при обычных договорах это, например, земельный налог, при аренде – это арендная плата за землю. Отличия есть и в сроках, на которые заключаются договоры.

Согласно договору аренды природных ресурсов арендодатель передает арендатору природные ресурсы (их части) во временное пользование на условиях аренды для удовлетворения потребностей арендатора, а последний обязуется использовать арендуемые природные ресурсы в соответствии с их целевым назначением с соблюдением экологических нормативов, своевременно вносить арендную плату и выполнять другие условия договора.

    Цель договора аренды природных ресурсов зависит от конкретного вида арендуемого природного ресурса, срока договора и определяется соответствующими нормами законодательства, а в некоторых случаях и договором.

    Права и обязанности сторон в договоре определяются прежде всего его условиями, так как природные ресурсы по своим природным характеристикам разные. Берется во внимание также и цель договора.

Права и обязанности сторон разнообразны, но среди них можно выделить и такие, которые присущи всем видам договоров аренды. Основными правами арендатора являются: право пользования арендуемыми природными ресурсами согласно условиям договора, право требовать от арендодателя своевременного возвращения природного ресурса, право самостоятельно определять направления своей хозяйственной деятельности и др. Арендодатель вправе требовать своевременной арендной платы, возмещения причиненных убытков и др.

К основным обязанностям арендатора относится целевое рациональное использование природного ресурса, своевременное внесение арендной платы, возмещение причиненных убытков и др. Основные обязанности арендодателя: создание необходимых условий для эффективного и рационального использования природных ресурсов, возмещение убытков, причиненных арендатору вследствие нарушения условий договора и др.

С целевым характером использования природных ресурсов тесно связано понятие рационального природопользования. Рациональным в соответствии с экологическим законодательством признается природопользование, которое характеризуется устойчивостью, то есть длительным характером использования природного ресурса без снижения его первоначальной кадастровой оценки. По существу содержание понятия «рациональное природопользование» в этой части совпадает с содержанием понятия «устойчивое развитие», под которым подразумевается «развитие, позволяющее удовлетворять основные потребности современности, не подвергая риску возможность удовлетворения потребностей будущих поколений»  [19].

Рациональному характеру природопользования способствует и его платность. Платный характер специального природопользования вызван не столько экономическими, сколько экологическими соображениями в силу того, что в соответствии со ст.83 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» платежи за природопользование включают платежи за использование природных ресурсов и платежи за вредное воздействие на окружающую среду  [24, с.68].

Необходимо отметить, что до последнего времени договор аренды природных ресурсов в экологическом законодательстве не предусматривался, однако в условиях перехода к рыночных отношениям такая необходимость возникла. В современных условиях в экологическом законодательстве есть правовая основа арендного природопользования, она предусмотрена соответствующими статьями кодексов Республики Беларусь: Земельного, Лесного, Водного, а также Законами Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира» и др.

В соответствии с ч.3 ст.16 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» осуществление специального природопользования разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе на основании договора аренды, концессионного договора.

Общие положения об аренде как договоре имущественного найма определены в главе 34 ГК РБ  [5].

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать имущество в аренду. Так, в соответствии со ст.44 Кодекса о земле арендодателями земельных участков являются сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и города Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции, которые осуществляют названное правомочие от имени собственника – Республики Беларусь  [8].

Арендаторами природных ресурсов могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации (ст. 43 Кодекса о земле; ст. 28 Водного кодекса, ст. 45 Лесного кодекса).

Рассмотрим подробнее содержание договора аренды различных природных ресурсов.

Право землевладения и землепользования как поземельные титулы могут иметь различную правовую природу. Они включают в себя:

1. вещные права – право пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного пользования землей, земельные сервитуты;

2. обязательственное право – аренда земли;

3. права, имеющие административно-правовую природу – временное землепользование, основанное на административном акте, использование земель на условиях временного занятия  [23, с.12].

Аренда земли представляет собой основанное на договоре временное возмездное пользование земельным участком.

Аренда земли является разновидностью срочного землепользования. Это единственный вид временного пользования землей, основанный на гражданско-правовом договоре. По этому признаку аренда земли относится к обязательственным правам на землю. Договор аренды – двухсторонний, возмездный, реальный, заключаемый на началах добровольности и равноправия сторон кроме тех случаев, когда заключение договора аренды является обязательным в соответствии с законодательством (ст.627, 623 ГК). Поэтому условия аренды земельного участка определяются по соглашению сторон (ст.46 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Сторонами в договоре аренды земли являются арендодатель и арендатор.
Арендодателем может быть только собственник земельного участка, а также лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать земельный участок в аренду (ст. 579 ГК).

При аренде земель, находящихся в государственной собственности, арендодателями являются сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и г.Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции. При аренде земель, находящихся в частной собственности, арендодателями являются граждане и юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности (ст. 44 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Арендаторами земельных участков могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации (ст.43 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Иностранные субъекты могут получить земельные участки только в аренду, кроме предприятий с иностранными инвестициями и иностранных государств в тех случаях, когда им предоставляется право собственности на землю.

Предметом договора аренды земли является индивидуально-определенный земельный участок, в отношении которого должен быть указан его размер и качественная характеристика, а также другие данные, позволяющие точно установить объект аренды.

Срок аренды земельного участка определяется договором (ст.45 Кодекса Республики Беларусь о земле). Для всех видов аренды максимальный срок составляет 99 лет, а при аренде земельных участков для сельскохозяйственного использования он не должен быть менее 5 лет.

Содержание договора аренды земли, в том числе обязательные условия, определяются гражданским законодательством. В соответствии со ст. 578 ГК законодательством могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Если эти особенности не определены, применяются общие положения об аренде, содержащиеся в ГК (гл.34 §1).

В настоящее время законодательством предусмотрены особенности аренды земельных участков, находящихся в частной собственности граждан Республики Беларусь (ст.47 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Аренда земель, находящихся в государственной собственности, по целям использования и видам земель не ограничивается. В аренду могут сдаваться земельные участки из любых категорий земель, при передаче их в аренду соответствующие государственные органы определяют целевое назначение земельного участка.

Особенности аренды других природных ресурсов определены в природоресурсном законодательстве. Так, согласно ст.28 Водного кодекса водные объекты (их части) могут быть переданы в аренду для ведения промыслового лова рыбы, добычи водных беспозвоночных и ведения охотничьего хозяйства. Водные объекты передаются в аренду соответствующими местными Советами депутатов по согласованию с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Передача водных объектов в аренду должна осуществляться с учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к передаваемому водному объекту (его части) территории. Не подлежат передаче в аренду водные объекты, используемые для питьевых, бытовых и иных нужд населения, а также расположенные на территории населенных пунктов и (или) на особо охраняемых природных территориях  [4; 17].

Участки лесного фонда согласно ст.45 Лесного кодекса могут быть предоставлены в аренду для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемых по согласованию со специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов или по результатам лесных аукционов. Предоставление участков лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно, с учетом интересов граждан, проживающих на прилегающей к передаваемому участку лесного фонда территории и установленных в соответствии с законодательством требований в области охраны окружающей среды. Участки лесного фонда, переданные в аренду, не подлежат передаче в собственность арендатора по истечении срока аренды. Выкуп арендованных участков лесного фонда запрещается  [7; 16].

Арендаторы природных ресурсов не вправе сдавать в субаренду переданные им по договору аренды объекты.

Предоставление участков лесного фонда, водных объектов для ведения охотничьего хозяйства производится на основе биолого-экономического обследования охотничьих угодий для последующего их устройства и организации в них мероприятий по охране, разведению и нормированию добычи диких животных, относящихся к объектам охоты. Договор об аренде охотничьих угодий заключается на срок не менее десяти лет [11; 15; 18].

В соответствии с ч.3 ст.16 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» одним из оснований возникновения права специального природопользования является концессионный договор. Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с национальным инвестором (юридическим лицом частной формы собственности либо (и) юридическим лицом, в имуществе которого доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25%) или иностранным инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

В действующем природоресурсном законодательстве право специального природопользования на основе концессионного договора установлено только в Лесном кодексе (ст.45-1). Перечень лесов (участков лесного фонда), предоставляемых в пользование на основе концессии, порядок их предоставления, условия и сроки концессии определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь об инвестиционной деятельности.

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. с изменениями и дополнениями устанавливает, что инвестиционная деятельность на основе концессий может осуществляться также в отношении недр, вод и земель (ст.51). По одному концессионному договору концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов. Если объектами концессии являются недра и иные природные ресурсы, то их использование осуществляется в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь о недрах и иных природных ресурсах. При этом специальное разрешение на пользование недрами, а также предоставление со стороны государства права пользования иными природными ресурсами на срок действия концессионного договора не требуется  [6].

В заключение необходимо отметить, что закрепление в экологическом законодательстве использования природных ресурсов на условиях аренды и на основе концессионного договора необходимо признать позитивным фактором, так как они стимулируют стороны договора к эффективному и рациональному использованию природных ресурсов, отражают более определенный правовой статус природопользователей.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К наиболее существенным принципам международного экологического права можно отнести: право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущего поколений, избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного оружия.

С учетом международно-правовых норм формируются принципы права природопользования в национальном законодательстве.

Принципы природопользования и охраны окружающей среды нашли свое отражение в действующем законодательстве Республики Беларусь (Водный кодекс, Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Лесной кодекс, Закон «Об охране окружающей среды»).

Право природопользования понимается как регулируемая совокупностью норм, устанавливающих общие принципы, условия, порядок природопользования, основные права и обязанности природопользователей. При этом данное взаимодействие выражается в извлечении для человека и общества полезных свойств природной среды для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных и нравственно-эстетических потребностей. Оно тесно связано с правом на благоприятную окружающую среду, а также правом на жизнь, охрану здоровья, гарантированными Конституцией и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

В правовой литературе различают право природопользования как юриди­ческий институт и как правомочие того или иного субъекта права. Как право­вой институт природопользование представляет собой систему норм права, оп­ределяющих характер и порядок использования природных богатств. Как правомочие природопользование есть субъективное право того или иного уча­стника правоотношения по использованию тех или иных природных объектов.

В субъективном смысле это содержание конкретных прав и обязанностей, которые имеет отдельный субъект этого права (землепользователь, недропользователь, водопользователь и др.).

В зависимости от титула (права) можно выделить следующие виды пользования природными ресурсами:

· на праве постоянного (бессрочного) пользования,

· на праве аренды природного участка,

· на праве сервитута.

Содержание полномочий природопользователей во многом предопределяется (обусловлено) следующими факторами:

· титулом природопользования (нет сомнения в том, что собственник имеет более широкий круг полномочий, чем владелец арендатор и тем более субъект права сервитута);

· правоспособностью (специальной дееспособностью) субъектов права природопользования. Так, юридические лица – хозяйственные организации, наделенные специальной (земельной, лесной, водной) дееспособностью имеют более широкие полномочия по сравнению с гражданами и лицами без гражданства;

· целевым характером использования природного ресурса (участка природы). Цель определяет содержание прав и обязанностей природопользователя, т.к. использование предоставленного участка природы не по целевому назначению признается правонарушением и приостанавливает, прекращает либо лишает права природопользования независимо от формы собственности и категории природопользователей.

Отчуждение права природопользования производится на основе гражданско-правовых сделок.

Экологическое законодательство предусматривает возможность временного пользования природными ресурсами на договорной основе. Среди таких договоров выделяют договоры на обычное временное пользование природными ресурсами и договоры аренды. У них есть общие признаки (аренда – это вид временного пользования), но есть и особенности. Прежде всего, договоры на обычное временное пользование природными ресурсами предусматривают использование почти всех основных природных ресурсов, тогда как количество природных ресурсов, которые могут быть арендованы, ограничено. Отличаются также и формы оплаты: при обычных договорах это, например, земельный налог, при аренде – это арендная плата за землю. Отличия есть и в сроках, на которые заключаются договоры.

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.16 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» одним из оснований возникновения права специального природопользования является концессионный договор. Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с национальным инвестором (юридическим лицом частной формы собственности либо (и) юридическим лицом, в имуществе которого доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25%) или иностранным инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

Закрепление в экологическом законодательстве использования природных ресурсов на условиях аренды и на основе концессионного договора необходимо признать позитивным фактором, так как они стимулируют стороны договора к эффективному и рациональному использованию природных ресурсов, отражают более определенный правовой статус природопользователей.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Стокгольмская декларация от 16 июня 1972 г. // Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю. М. Колосов [и др.]. Т. 3. – М.: Изд-во Москов. независимого ин-та междунар. права. – 1997.

 

2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005.

3. О государственном суверенитете Белорусской ССР: Декларация Верховного Совета Белорусской ССР, 27 июля 1990 г., № 193-XII // Собрание законов БССР, указов Президиума Верховного Совета БССР, постановлений Совета Министров БССР. – 1990. - № 22. – Ст. 432.

4. Водный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 18 июня 1998 г.: одобр. Советом Респ. 29 июня 1998 г. // Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 1998. - № 33.

5. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (с изм. и доп.) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь – 1999. - № 7-9.

6. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. (с изм. и доп.: Закон Республики Беларусь от 5 августа 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001. - № 62, 2/780; 2004. - № 126, 2/1062.

7. Лесной кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 2000 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 2000 г.: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац-й центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

8. Кодекс Республики Беларусь о земле: принят Палатой представителей 25 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 дек. 1998 г.: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

9. Кодекс Республики Беларусь о недрах: принят Палатой представителей 13 нояб. 1997 г.: одобр. Советом Респ. 27 нояб. 1997 г.: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

 

10. Об охране атмосферного воздуха: Закон Республики Беларусь от 15 апр. 1997 г. № 29-З: текст по сост. на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006

11. Об охране и использовании животного мира: Закон Республики Беларусь от 19 сент. 1996 г. № 598-XIII: текст по сост. на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

12. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII: текст по сост. на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

13. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 окт. 1991 г. № 1188-XІІ: в ред. Закона Республики Беларусь от 15 ноября 2004 г. № 331-З: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

14. О растительном мире: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

 

15. Об охоте и ведении охотничьего хозяйства на территории Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г., № 1750 (с изм. и доп. от 6 октября 1999 г., № 1552; 23 января 2002 г., № 87; от 5 июня 2002 г., № 732) // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1997. - № 36. ст. 1133; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - № 79, 5/1777; 2002. - № 13, 5/9824; 2002. - № 66, 5/10561

16. Об утверждении Положения об аренде участков государственного лесного фонда: Постановление Комитета лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь от 6 декабря 2001 г., № 19 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. - № 15, 8/7687.

17. Положение о конкурсах по передаче в аренду рыболовных угодий для рыбохозяйственного использования: Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 мая 1998 г., № 158 // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 1998 г. - № 14.

18. Порядок передачи охотничьих угодий в аренду: Постановление Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 17 марта 1998 г. Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Беларусь от 17 марта 1998 г., Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь от 17 марта 1998 г. // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 1998. - №1

19. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь / Нац. комиссия по устойчивому развитию Республики  Беларусь  на период  до  2020 г.  –  Минск: Юнипак. – 2004. – 202 с.

 

20. Балашенко, С. А. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека / С. А. Балашенко, Т. И. Макарова. – Минск: Вышэйшая школа, 1999.

21. Балашенко, С. А. Экологическое право: учебное пособие / С. А. Балашенко, Д. М. Демичев. – Минск.: Ураджай, 1999. – 385 с.

22. Выглежанина, Е. Е. Природопользование и сохранение окружающей среды в Европейском союзе: новые правовые подходы / Е. Е. Вылегжинани // Право и политика. – 2003. - № 2. – С.97-104.

23. Земельное право: учеб.-метод. комплекс для студентов заоч. и дистанц. форм обучения специальности «Правоведение» / Авт.-сост. Н. А. Шингель. – Минск.: ФУСТ БГУ, 2003. – 118 с.

24. Лаевская, Е. В. Научно-практический комментарий к Закону «Об охране окружающей среды» / Е. В. Лаевская, Е. М. Лизгаро, Т. И. Макарова. – Минск: Амалфея, 2006.

25. Минько Н. Реализация принципов международного экологического права в сфере природопользования в Конституции и природоохранном законодательстве Республики Беларусь / Н. Минько // Журнал международного права и международных отношений. – 2006. - № 1. – С.14-21.

26. Петров, В. В. Экологическое право России / В. В. Петров. – М.: БЕК, 1995. – 557 с.

27. Филипчик, Р. И. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности в Республике Беларусь / Р. И. Филипчик // Вестник Конституционного Суда Респ. Беларусь. – 2003. - № 2. – С.39-43.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: