«О растительных процессах в животном теле»
Живым организмам присущи признаки, которые отличают их от неживой природы. Среди этих признаков нет практически ни одного, присущего только живому. Описать жизнь – это рассмотреть универсальные признаки живого в их совокупности. Какие свойства живых организмов перечисляет и описывает Сеченов в своей работе? Попробуйте составить таблицу.
Признаки живого | Современная характеристика | По Сеченову |
Живой организм – открытая система. | Через живые системы проходят потоки вещества и энергии. Живые организмы – энергозависимые системы. | «Источником мышечной работы служат вещества, поступающие в тело извне». |
Метаболизм – обмен веществ и энергии. | Живые организмы извлекают, преобразуют и используют вещества и энергию среды обитания, обеспечивая высокоупорядоченное строение организма. | «Фабрикация различных химических продуктов» в теле животного. |
Самовоспроизведение | Существование отдельной особи ограничено во времени. Размножение поддерживает длительное существование вида. | Сеченов упоминает это свойство живого, но в рамках поставленной задачи не считает необходимым разбирать его, т.к. считает, что эта способность не является «необходимой для индивидуальной жизни». |
Наследственность (связана с воспроизведением) | Способность передавать свои признаки, свойства и особенности потомкам. | «Особенности, приобретенные родителями в течение их индивидуальной жизни, наследуются детьми, от них передаются с новыми прибавками новым поколениям и т.д.». Нельзя согласиться с тем, что все приобретения наследуются. Само упоминание в тексте о наследственности должно быть замечено при ответе на вопрос. |
Раздражимость | Способность реагировать на воздействие окружающей среды. | «Чувствование служит вообще первоначальным толчком к произведению какой бы то ни было работы в теле». См. примеры. |
Саморегуляция | Способность поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз). | «Чувствование регулирует деятельность, направленную к сохранению целостности всего тела или его частей». |
Адаптация | Совокупность приспособлений, способствующих выживанию в данных условиях. | «Дело здесь в тех постепенных и медленных изменениях в организации животных, которые вызываются всякими, даже незначительными, изменениями в условиях существования, если только влияние эти действуют долгое время непрерывно». См. примеры. |
Клеточное строение | К. – основная структурно-функциональная единица всех живых организмов; элементарная система, сохраняющая признаки живого. | «Все эти образования считаются происходящими из одной элементарной формы – животной клеточки; все они до чрезвычайности мелки и, сочетаясь в каждой ткани в определенном порядке, обуславливают ее отличительный анатомический характер». |
Регенерация | Восстановление организмов утраченных частей (органов, тканей, клеток). | «Организм держится так долго только потому, что в нем рядом с разрушением частиц, существует постоянное восстановление их». |
В работе автор использует понятие «инстинктивное стремление». Сравните понятия «инстинкт» и «рефлекс». Какой смысл вкладывает Сеченов в словосочетание «инстинктивное стремление»? Приведите примеры инстинктивных стремлений из текста.
Представление о рефлексах развивалось в рамках философского механицизма XVII в., рассматривающего человеческое тело как сложно организованный автомат, и непосредственно было выдвинуто Р.Декартом, относившим их к автоматическим, непроизвольным действиям. Современная наука понимает под рефлексом – ответную реакцию организма на внешний или внутренний раздражитель, осуществляемую и контролируемую нервной системой. В 1883 году вышла книга И.М. Сеченова, в которой автор показал, как по принципу рефлекса работает не только спинной мозг, но и головной. Развивая эту концепцию, И.П. Павлов создал учение о безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексах. Истоки понятия об инстинкте восходят к идеям Сократа о существовании у животных т.н. «низшей формы души», или «побуждения», противопоставлявшейся душе человека с ее «мыслительной силой». В наше время под инстинктом понимают совокупность сложных, врожденных актов поведения, характерных для особей данного вида, возникающих в ответ на определенный внешний или внутренний раздражитель. Т.о., инстинкт – это цепочка безусловных рефлексов, осуществляемых в определенных условиях.
По мнению Сеченова, природа наделила животных инстинктивными стремлениями для удовлетворения насущных потребностей, что способствует сохранению целостности организма (поддержанию его гомеостаза). Инстинктивное стремление, реализующееся в виде ощущений, запускает цепочку реакций, направленных на удовлетворение определенной потребности. Эти реакции могут представлять собой как положительные (поисковые) действия, так и отрицательные (направленные на избегание, устранение вредных раздражителей). Например: голод, жажда вызывают поиск, а испуг запускает инстинкт избегания опасного раздражителя.
До какой степени корректно, на Ваш взгляд, утверждение Сеченова о том, «что человеческое тело есть машина, т.е. все явления совершаются в ней как в какой-нибудь машине»? Аргументируйте свое мнение.
Ответ на данный вопрос может строиться как с позиций биолога, так и с позиций философа, дополняющих и уточняющих друг друга.
Позиция биолога (непосредственное сопоставление):
Машина | Человеческое тело (живой организм) |
Могут выполнять внешнюю работу в результате протекающих в них процессов преобразования энергии | |
При выполнении работы происходит скачок температуры | Живые организмы работают без больших перепадов температур; энергия прямым путем, не преобразуясь предварительно в тепло, производит полезную работу. |
Восстановление изношенных структур (ремонт) выполняет не сама машина. | Часть энергии используется для совершения внутренней работы – создания, восстановления и поддержания структур. |
Не выполняя работу, не нуждается в притоке энергии. | Энергия необходима всегда для поддержания своей структуры; отсутствие притока энергии ведет к смерти (исключение: глубокий анабиоз). |
Резко различается материал, из которого построена машина, и топливо для выполнения работы. | Нет резкого различия между структурным материалом и энергетическим сырьем: все состоит из органических молекул. |
Машина не может изменяться (разве что сломаться). | Высшие животные совершенствуют свое поведение в течение жизни, сообразуясь с устройством внешнего мира. |
Новые машины – результат деятельности людей. | Живые организмы способны к воспроизведению. |
Позиция философа (системный анализ): проводимая И.М. Сеченовым аналогия между человеческим телом и машиной опирается на механистические представления о человеке, активно пропагандируемые в 60-80 гг. XIX в. в среде разночинцев и противопоставляемые идеалистическим моделям немецкой классической философии, принятым в аристократической среде. Более глубокие основания этой аналогии лежат в телесно-духовном дуализме, имеющем свои основания в античности (прежде всего, в философии Платона и неоплатоников) и затем проходящем сквозь всю европейскую культуру[39]. Этот подход предполагает взгляд на тело и душу как самостоятельные сущности, лишь механически объединяемые в единое целое, называемое человеком. Предельно отчетливо эта позиция выражена, например, в философии Лейбница, где он объявляет душу и тело независимыми сущностями, непосредственно не взаимодействующими друг с другом. Синхронность и согласованность их действий достигается лишь благодаря предустановленной гармонии, лежащей в основании божественного замысла[40]. Однако проводимые в последние десятилетия экспериментальные исследования в области когнитивной психологии, психологии эмоций, работы, созданные в рамках традиции генетической и эволюционной эпистемологии, наглядно показывают произвольность и условность такого разделения и необходимость восприятия человека как целостного существа, в котором душа неотделима от тела. Поэтому важно осознавать, что рассуждения Сеченова носят культурно-обусловленный, а не универсальный характер, и осознавать как их ограниченность, так и культурные условия их возникновения. Именно этот вывод должен стать главным итогом семинара.