Вопросы к отдельным произведениям

Дж.Боккаччо «Декамерон».

А.Пушкин «Маленькие трагедии» («Пир во время чумы»).

«Декамерон» состоит из определенного числа новелл. Попробуйте определить характерные черты жанра новеллы, используя пример новелл из «Декамерона». Как вы думаете, для чего нужна кольцевая композиция и обрамляющая история про чуму? Как сюжет этой обрамляющей истории связан с сюжетом и проблематикой одной из маленьких трагедий Пушкина?

 

Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Какие идеи ренессансной культуры можно найти в романе Рабле? Какова природа комического в романе (какие виды комического можно найти в романе)? Для чего, по-вашему, служат многочисленные образы телесного (в том числе и непристойные, «низкие»)? Какие эпизоды и образы в романе Рабле можно назвать сатирическими?

 

Т.Мор «Утопия».

Название романа Томаса Мора впоследствии стало нарицательным существительным, обозначающим определенный жанр в литературе. Попытайтесь определить, какие элементы романа Мора стали типологическими для жанра утопии. Найдите примеры утопий в таких произведениях, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Дон Кихот» Сервантеса, «Приключения Гулливера» Дж. Свифта, «Кандид» Вольтера; в русской литературе – в «Что делать?» Н. Г. Чернышевского. Что общего и что различного между утопией и идиллией (см. задание № 28. Внимательно прочитайте описание семейного быта Ольги и Штольца в заключительной части романа «Обломов». Что перед нами – идиллия или утопия?

 

А.С. Пушкин «Повести Белкина»

В данном произведении писатель зачастую обыгрывает известные литературные и культурные сюжеты. Попытайтесь определить, какие именно и каким образом они переосмысляются в повестях Белкина.

 

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю, Лермонтов

Попытайтесь найти в произведении Лермонтова искажение исторических фактов и реалий.

 

Произведения Н. В. Гоголя

У Гоголя очень необычный и своеобразный язык, есть излюбленные художественные приемы и тропы. Ваша задача — найти и выписать 5 метафор, 5 алогизмов, 5 развернутых сравнений, 5 художественных деталей, заслоняющих собой основной предмет изображения, 5 гипербол, 5 примеров гротеска.

 

«Мизантроп» Ж.-Б.Мольера и «Горе от ума» А. С. Грибоедова

Что сближает главных героев этих двух пьес? В каких отношениях они находятся с окружающими их людьми? Каковы причины подобных взаимоотношений? Каким образом жизненная позиция этих героев влияет на их собственную судьбу? При желании добавьте к сравнению пьесу А. Н. Островского «Правда хорошо, а счастье лучше»: как в ней видоизменяется и оценивается персонаж-правдоискатель?

 

«Гроза» А. Н. Островского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова

Что сближает главных героинь этих произведений? Каковы их системы ценностей? Что общего в сюжетах этих произведений и почему схожие ситуации по-разному разрешаются?

 

«Обломов» И. А. Гончаров

Какие гоголевские мотивы и «гоголевские» персонажи можно найти в первой части романа?

 

Романы Ф. М. Достоевского

Попытайтесь выделить общие структурные особенности в романах Достоевского. Какие типы персонажей присутствуют в них? Каковы принципы построения сюжета? Как создаются образы пространства и времени в этих произведениях? Какие приемы психологизма использует писатель?

 

 



И.В. Петрова, В.В. Глебкин

Интеграция биологической

И культурологической составляющей

При работе с естественнонаучными текстами

 

Как уже отмечалось в статье В.В. Глебкина в данном сборнике, важное место в системе обучения на ОТИМК занимают не только семинары преподавателей гуманитарных дисциплин в рамках ЕГК, но и совместные семинары преподавателей культурологии и естественных дисциплин, культурологии и математики, также строящиеся вокруг анализа текстов. Наибольшее развитие на данный момент получили совместные семинары преподавателей биологии и культурологии, составляющие целостную систему. Эти семинары согласованы с материалом, изучаемым на уроках биологии и в курсе ЕГК, и охватывают «узловые точки» курсов, давая возможность не только проверить базовые предметные компетенции на непривычном материале, но и подчеркнуть сущностное единство мира, не сводящегося к рамкам вычленяемых из него предметных областей.

На данный момент в процессе обучения на ОТИМК (9 – 11 кл.) проводится пять интегративных семинаров биолога и культуролога: по публичной лекции И.М. Сеченова «О растительных процессах в животном теле», напечатанной в журнале «Отечественные записки» в 1868 г. (9 кл.); по фрагменту из трактата Аристотеля «О душе» (9 кл.); по фрагменту из работы А.А. Любищева «Роль генетических факторов в социологии» (10 кл.); по фрагменту из работы Герберта Спенсера, условно названном «Специализация управления» (11 кл.), и по фрагменту из исследования В.И. Вернадского «Научная мысль и научная работа как геологическая сила в биосфере» (11 кл.). В зависимости от объема текста, числа и глубины вопросов семинар занимает один или два урока (45 мин. или полтора часа). За неделю до семинара учащимся раздается текст и вопросы к нему. На семинаре присутствуют два преподавателя[38], каждый из которых в течение отведенного ему времени «ведет» свой вопрос, комментирует и уточняет ответы учащихся, в заключение подводит локальный итог. В конце семинара подводится общий итог, причем акцент делается на многомерной структуре текста, для выявления которой позиции различных предметных областей выступают как взаимодополняющие.

В данной статье мы остановимся на первом и последнем семинаре, приведя предлагаемые учащимся вопросы и возможные варианты ответов. Сами тексты семинаров даны в приложении к статье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: