Равновесное положение монопольной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

 


Монополия

 

                       абсолютная                                                          частичная

                                                                                   (подавляющая часть продукции отрасли)

Естественная монополия - одна фирма может обеспечить удовлетворение всего рыночного

                                         спроса с меньшими средними издержками, чем те, которые имели

                                         бы место при числе фирм ³2.

P

 

                        D                                 Такие фирмы работают на убывающей части

                                                                 кривой ATCL, удовлетворяя весь рыночный

                                                                 спрос на этом участке кривой.

 

                                              

                                                ATCL  

 

                                                      Q

Монополия характеризуется:

ü кривая спроса фирмы совпадает с отраслевой кривой спроса;

ü фирма не имеет кривой предложения, так как одному и тому же значению цены могут     

  соответствовать различные оптимальные значения объемов выпуска, а одному и тому же

  значению объема выпуска могут соответствовать различные цены;

ü кривая предельной выручки проходит ниже и левее кривой спроса;

P MR                                               MR = P + dP/dQ×Q

   A çedPê= ¥

                                                                 Поскольку dP/dQ < 0, то MR < P

 

        P(Q)                                                  MR = P + dP/dQ×Q×P/P

 

   MR(Q)                                                  Таким образом MR = P(1+1/edP)

                ·    B çedPç= 1

                                     C çedPê= 0

                                      ·                           В точке А: MR = P

                                                    Q

                                                                                       B: MR = 0   

R                                                                                    

                                                                                            C: MR << 0

                                                                                                                

   0       QB                             Q

 

На участке [0,QB] увеличение объема выпуска на очередную единицу приводит к увеличению общей выручки. При Q>QB увеличение выпуска приводит к уменьшению общей выручки, поскольку MR<0. При Q=QB фирма достигает максимального объема выручки.

 

Равновесие монопольной фирмы в краткосрочном периоде

  P

                                    A

PM                                                 MC  

 

PC                                                 EC

N                           B                              ATC                      Условие равновесия

   

                                                           D                                                   MR = MC

                                                                                  AVC  

                                   F                                

G

 

                                    EM 

                                      MR

 

                                 QM       QC                                         Q             

Монопольная фирма достигает равновесия в точке EM с объемом выпуска QM, а равновесная монопольная цена определяется точкой А на кривой спроса и равна PM. ATC определяется точкой В, а AVC - точкой F. При этом общая выручка определяется площадью прямоугольника OPMAQM, общие издержки - ONBQM, а прибыль - NPMAB.

При совершенной конкуренции равновесие имело бы место в точке пересечения кривых спроса и предложения - EC с QC<QM, a PC>PM.

Равновесие монопольной фирмы в длительном периоде

P

  PML

 PMS                                       MCS             MCL                                            Условие равновесия

 


                                                                                                                 MRS = MCL

                                                     ATCS                              ATCL

    S

                                               EL

 

              ES                        D                                  DL

                                                MR                           MRL

              QES                                                          Q      

 

Фирма имеет равновесие в коротком периоде в точке ES, выпускает объем продукции QES и продает по цене PMS. Прибыль определяется площадью S. Этому положению равновесия соответствует ситуация, когда издержки ATCS. ATCL и дальнейшее увеличение объема выпуска позволило бы еще больше снизить ATCS и ATCL и добиться получения большей прибыли. Для этого фирма должна одновременно реализовать две согласованные программы:

 

m Маркетинговую (сместить кривую спроса в положение DL и MR - в положение MRL до

точки EL - минимума ATCL);

m Инвестиции в расширение производства;

Особенностью монополии является возможность получения в условиях равновесия длительного периода экономической прибыли, которая при совершенной конкуренции равна нулю.

 

· Оглавление

 

13. Монопольная власть, ее последствия и регулирование монополии.

 

Монопольная власть - возможность для фирмы назначать цену выше предельных издержек и

                                   получать дополнительную прибыль;

 

Из определения следует, что способом измерения монопольной власти является определение величины (P-MC). В 1934 году Лернер установил показатель монополистической власти:

 


L = (P - MC)/P

 


Известно, что MR=MC, MR=P+P/xdP, тогда получаем:            L = -1/xdP

Так как любая фирма всегда имеет издержки MC³0, то равновесие фирмы всегда достигается на возрастающем участке кривой общей выручки для монополии. При этом xdP = -1, поэтому L=1, то есть LÎ[0,1].

 

Производители и потребители получают определенный излишек.

 

Потребительский излишек - разность между максимальной ценой, которую в крайнем случае готов заплатить потребитель за товар и той ценой, которую он реально платить при покупке.

Так как различные потребители оценивают товар по разному, то максимальный уровень цены за товар также различается. Итак, потребительский излишек всех потребителей - совокупная чистая выгода всех потребителей по данному товару.

 

Излишек производителей - разность между равновесной ценой PE и минимальной ценой, по которой в крайнем случае производитель готов продать свой товар.

В условиях монополии монопольная власть позволяет фирме увеличивать свои прибыли за счет потребительского излишка.

 


P                                                        Потребительский излишек определяется площадью V.

 

                                                                 Излишек производителя - V`

 

           V

 

PE V`

                                                                                                                

        0         QE                                        Q 

P                                                         При совершенной конкуренции излишек

                                                                  потребителей определяется площадью AECPC,

A                                                         а производителей - PCECB.  

PM    A`                                               При монополии - AA`PM и BEMA`PM

                                                                                 соответственно.    

                                                                             При переходе от совершенной конкуренции к

PC V1      V2    EC                                                                монополии потребители теряют часть излишка

        B      EM V3                                                                                   V1, который переходит к производителям.

         0 QM       QC                                          Q   Потребители теряют также V2 за счет покупателей,

                                                                  которые не могут покупать товар по новой цене.

Производители приобретают V1 как дополнительную прибыль и теряют V3 за счет снижения объема производства от QC до QM.

Имеем V = -(V2 + V3) - переход к монополии сопровождается общим сокращением величины излишка. Для устранения отрицательных последствий монопольной власти осуществляют регулирование монополий (в ценовом аспекте).

 

P            P* - цена, которая устанавливается регулирующим органом.

                                      

  A`                                                                      

                                                 MC

PM

P*

PC                A

                             EC ATC

                           EM`                

                                                         D

            EM

                    B            MR                         

                       

0   QM QA QC                                                    Q

 

Вся продукция при Q<QA продается по цене P* и участок AA` заменяется на участок P*A. При Q>QA фирма переходит на участок AD кривой спроса, то есть кривая спроса в целом - ломаная линия P*AD.

 

Поскольку каждая единица на участке [P*,A] продается по одной и той же цене, то увеличение выручки MR также будет равно P*, то есть A`B заменяется P*A. Предельная выручка в этом случае будет определяться участком AB, то есть MR - ломаная линия P*-A-B-MR. При этом фирма будет выпускать и продавать QA по цене P*.

 

При дальнейшем снижении цены P* мы достигнем значения PС с равновесием в точке EC, что соответствует совершенной конкуренции, то есть государство принудительно заставляет работать монополию по условиям совершенной конкуренции.

При P<PC на рынке будет существовать дефицит. При дальнейшем снижении цены до уровня min(ATCS) фирма теряет всю экономическую прибыль, снижается объем производства и фирма уходит с рынка.

 

Таким образом, регулирование монополии эффективно только в диапазоне [PM,PC].

Регулирование естественной монополии

 

Регулирование цен для естественных монополий имеет существенные особенности, так как весь спрос на такую продукцию удовлетворяется на падающем участке кривой ATCS.

 


P

                MR D

                                                              

PM        

PE MC             E*              ATC

                             EM

PC                                            EC

                             QM         QC                    Q

 

Если естественную монополию регулировать как обычную, то регулируемая цена должна опускаться до значения PC, но при этом в точке EC: PC < ATC и фирма будет нести убытки. Существует два выхода из создавшейся ситуации:

 

m Введение налогов и дотация этой фирмы на величину убытков (используется

   неэффективный бюрократический механизм сбора и распределения налогов);

m Снижение цены до уровня PE: ATC = D;

 

· Оглавление

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: