Диверсификация цен и ее виды

 

Основной целью любой фирмы с монопольной властью является захват потребительского излишка и превращение его в дополнительную прибыль фирмы путем диверсификации цен.

 

Диверсификация

 

 



По доходу потребителей                    по объему покупок                        по марке товара

Диверсификация цен по доходу потребителей

Фирма хотела бы назначить каждому потребителю ту максимальную цену, которую он готов заплатить за соответствующую единицу продукции - резервированная цена покупателя.

Назначение каждому покупателю его резервированной цены называется идеальной диверсификацией.


    P                                                                    В точке EM монопольная фирма получает

                                                                                излишек, определяемый площадью фигуры

         A                                       MC             AEMB (или PMA`EMP) как совокупность

                                                                            разностей (MR-MC) всех единиц продукции.

                                               EC                       

  PM

                                                         D

                                EM

    B                                          MR

                            QM        QC       Q

В случае идеальной диверсификации кривая спроса одновременно выступает как кривая предельной выручки, а равновесие будет достигаться в точке EС, где максимальная цена, заплаченная последним покупателем равна MC. При этом объем производства увеличивается до значения QC, а прибыль фирмы будет определяться площадью фигуры AECB и фирма преобразует в прибыль весь потребительский излишек.

Осуществить идеальную диверсификацию практически невозможно и фирмы назначают ограниченный ряд дискретных значений цен по различным категориям покупателей (пенсионеры, студенты и пр.). Те покупатели, которые платят цену P>PM - теряют часть своего потребительского излишка, а покупатели, приобретающие товар по цене P<PM - выигрывают, так как становятся способными совершать покупки и получать часть потребительского излишка. Если такая ценовая диверсификация обеспечит доступ на рынок новым покупателям, то все участники рынка выигрывают и совокупное благосостояние может возрасти.


Диверсификация цен по объему покупок

Для многих рынков характерна ситуация, при которой потребители покупают определенный объем товаров по некоторой цене, однако они были бы готовы купить большее количество при снижении данной цены. В этом случае фирма осуществляет диверсификацию цен по объему покупок и вместо одной цены назначает дискретный ряд цен. При этом снижение издержек производства, несмотря на снижение цены, приводит в увеличению прибыли фирмы и росту благосостояния потребителей (пример - оптовые и розничные цены).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: