Влияние косвенного налога на положение на рынке

 

Государство для целей регулирования рынка и перераспределения национального дохода использует широкий набор налогов, в том числе косвенных. Один из таких налогов - потоварный налог.

P                                                  Пусть государство вводит потоварный налог T. Кривая           

                                         S`             предложения смещается из положения S в S`, а точка Е -  

                                                         Е`. При этом весь товар в объеме QE` будет продан по

                 E`                                    цене P+ - цена брутто и объем рынка при этом сократится.   

P+                                                      T                   Здесь P- = P+ - T - сумма, которую получит производитель.

                                                              При этом общая величина налога, поступающего в   

PE S      a       E     S       бюджет, равна S. При этом, на потребителя ложится

                             b                                                      часть налога с отрезка E`a, а на производителя - ab.

P-                                                                                       Таким образом, несмотря на то, что весь налог

                                                                                              перечисляет в бюджет производитель, часть налога

                                                                                               уплачивает потребитель.

                 QE`    QE             Q

 

Если кривая спроса D горизонтальна, то весь налог ложится на производителей. Если вертикальна - то на потребителей.

 

· Оглавление

 

Конкурентные структуры рынка и их характеристика.

 

На характер конкуренции на рынке влияют: количество участников, особенности товара, барьеры, мешающие проникновению фирм на рынок и пр. Рассмотрим классификацию конкурентных структур в зависимости от числа участников:

 

Производители   Потребители  
(продавцы) много несколько один
много двуст. соверш. конкур. олигопсония монопсония
несколько олигополия двусторон. олигополия огранич. монопсония
один монополия ограничен. монополия двусторон. монополия

 

Когда количество участников на рынке так велико, что влияние каждого из них не сказывается на рынке, имеет место совершенная конкуренция. При совершенной конкуренции товар является однородным, не существует барьеров для вхождения и выхода, существует полная информированность всех участников о положении на рынке.

Когда количество участников мало, то влияние каждого из них на рынок существенно и каждый из них обладает определенной монопольной властью. Это олигополия - несколько продавцов или олипсония - несколько покупателей.

При монополии и олигополии имеют место следующие особенности:

û товар является уникальным;

û существуют высокие барьеры для вхождения других фирм на рынок;

 

Кроме отмеченных в таблице, существуют следующие виды конкурентных структур:

 

ü монополистическая конкуренция - фирма участвует в общей конкуренции по данному

  виду продукции и выступает монополистом по узкому сегменту рынка;

ü частичная монополия - вид рынка, при котором существует один крупный

  производитель, а остальные - мелкие;

ü частичная олигополия - несколько крупных фирм, а остальные - мелкие;

ü дуополия - частный случай олигополии, когда отрасль состоит из двух фирм.

 

· Оглавление

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: