Состояние проблемы формирования представлений о величине в младшем дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе

Познание величины осуществляется, с одной стороны на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. В связи с проблемой освоения детьми дошкольного возраста размеров в литературе чаще всего используется термин «величина».

Понятие в еличина в математике рассматривается как основное. Возникло оно в глубокой древности и на протяжении истории развития общества подвергалась ряду обобщений и конкретизаций. Величина – это и протяженность, и объем, и скорость, и масса, и число и т.д. Величина предмета – это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди однородных. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным, двигательным. При этом чаще всего величина предмета воспринимается одновременно несколькими анализаторами: зрительно – двигательным, тактильно – двигательным и т.д. Восприятие величины зависит от расстояния, с которого предмет воспринимается, а также от величины предмета, с которым он сравнивается. Чем дальше предмет от того, кто его воспринимает, тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе – тем кажется большим. [Тек]

Определение величины возможно только на основе сравнения, так как сравнимость – основное свойство величины. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: больше, меньше, равно, которые определяют различные качества в том числе длину. Ширину, высоту, объем и многое другое. Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению. Мы часто производим мысленное сопоставление данного предмета со сложившимися у нас общими представлениями размеров известных предметов. При этом размер воспринимаемого предмета сравнивается с обобщенным образом, в котором как бы заключен опыт практического различия предметов. [Тек]

Формирование -придание форм (внутренней и внешней структуры), полученным в обучении и воспитании, в том числе в процессе исследования результатам. В отличие от развития, происходящих в большей степени под влиянием внутренних импульсов, формирование выражает роль внешних воздействий, стимулирующих, конечно и внутренние силы развития и саморазвития. [Тек]

Представление – уровень познания, возникающий при отсутствии непосредственного контакта с изучаемым объектом, первоначальный уровень овладения знаниями, приближающийся к понятию. На этом уровне ребенок может излагать материал своими словами, аргументировать определенные выводы и правила. [Тек]

Еще выдающиеся педагоги прошлого – Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский придавали особое значение измерениям в системе первоначального обучения. [Тек] Педагоги той эпохи под влиянием практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в дальнейшем обучении. Ими высказаны отдельные предложения о содержании и методах обучения детей в условиях семьи. Специальных пособий они не разрабатывали, а основные свои идеи включали в работы по воспитанию и обучению.

Методы формирования у детей понятия о величине нашли свое отражение и дальнейшее развитие в системах се6нсорного воспитания немецкого педагога Ф.Фребель и итальянского педагога М.Монтессори. В классических системах сенсорного воспитания специально рассматривались вопросы ознакомления детей с величинами, измерениям, составление рядов предметов по размеру, весу и т.д. М.Монтессори, опираясь на идеи самовоспитания и самообучения, считала необходимым создание специальной среды для развития представлений о величинах. [Тек]

Первые отечественные методисты в области дошкольного воспитания Е.И.Тихеева, Л.В.Глаголева, Ф.Н.Блехер еще в 20 -30- е годы указывали на необходимость обучения детей с дошкольного возраста измерению. Они в общих чертах определили объем и содержание знаний, пути и методы обучения. [Тек]

Е.И. Тихеева большое внимание уделяет ознакомлению детей с предметами разной величины, усвоению отношений между ними: больше-меньше, шире – уже, длиннее – короче и др.  Она высказывалась против систематического обучения дошкольников. В тоже время она возражала и против полной стихийности обучения. [Тек]

Л.В.Глаголева разработала разнообразные методы при обучение сравнению величин. При этом большое значение имеет каждый из них: лабораторный метод (обработка практических действий с использованием наглядного материала), исследовательский (поиск детьми ситуаций применения знаний, аналогичных изучаемым), иллюстративный (закрепление знаний, умений в продуктивной деятельности), наглядный (демонстрация наглядных пособий).  Она уделяла особое внимание игре, как методу обучения сравнению величин. [Тек]

Ф.Н. Блехер разработала, апробировала и предложила воспитателям широкую программу обучения дошкольников начальным знаниям по математике. В качестве средств математического развития Ф.Н. Блехер рекомендует использовать различные жизненные ситуации. Знания, приобретенные ребенком в повседневной жизни, закрепляются в индивидуальных играх – занятиях с дидактическим материалом. Для работы с детьми по освоению величины ею разработаны карточки для закрепления знаний о величине,  времени и т.д. [Тек]

В 50 -60 годы появляется научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений, разработанная А.М.Леушиной. Многие современные методические пособия для воспитателей дошкольных учреждений созданы на основе дидактической системы, разработанной А.М.Леушиной и ее последователями. [Тек]

В 90-е годы 20 в. предматематическая подготовка детей в нашей стране традиционно велась широкой сетью дошкольных учреждений по специально разработанным и официально утвержденным единым программам дошкольного образования. Основной целью математического образования дошкольников являлось формирование элементарных математических представлений и подготовка к школе. Разработчиком методики работы по этой программе, общепринятой во всех детских садах огромной тогда страны, являлась Л.С.Метлина, ученица А.М.Леушиной. Книга «Занятия по математике в детском саду» (авторы А.М.Леушина, Л.С.Метлина) выдержала с 1977 года несколько изданий и долгие годы была единственным пособием для воспитателей, называемое «традиционным». В данном пособии также выделены задачи по формированию у детей представлений о величине. Итак, А.М.Леушина и ее последователи Т.А. Мусейибова, З.А. Михайлова, Т.Д.Рихтерман и др. являются основоположниками дошкольного математического образования.

Проблеме формирования представлений о величине в младшем дошкольном возрасте уделяют внимания и современные педагоги. В.В.Данилова считает, что в процессе непосредственного сравнения (путем накладывания, прикладывания или приставления) дети младшего дошкольного возраста учатся различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру) предметы. Они ставят предметы рядом, определяют результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий. Именно в этом возрасте дети учатся обследовать величину предметов зрением, на ощупь, с помощью движений, сравнивать предметы контрастные и равные по длине, ширине, высоте, пользуясь приемами накладывания и прикладывания (длиннее – короче, равные по длине). Для сравнения сначала используются предметы, контрастные по размеру. Разница в размере демонстрационного и раздаточного материала не менее 10- 15 см. Предметы размещают так, чтобы выделенный параметр было хорошо видно.

Т.И.Ерофеева предлагает занятия с детьми младшего возраста начинать с интересной игры или привлекательной для детей деятельности. Ни в коем случае не надо копировать школьный урок. Она предлагает развивать представления о величине у детей младшего дошкольного возраста в основном во время режимных моментов, в подвижных играх, на всех занятиях. [Тек]

В.П.Новикова – предлагает методику ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной; З.А.Михайлова – игровую технологию для наиболее эффективного усвоения детьми представлений о величине, выделяет способы познания свойств предметов (сравнение, составление сериационных рядов, классификация). [Тек]

Таким образом, анализ литературы позволил выделить следующее:

1. Величина предмета – это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди однородных. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным, двигательным.

2. Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника.

3. Современные авторы (З.А. Михайлова, В.В.Данилова, Т.И.Ерофеева, В.П.Новикова) выделяют основные  способами познания величины предметов в младшем дошкольном возрасте являются: сравнение («на глаз», способами наложения, приложения), сериация и классификация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: