Анализ образовательных программ по проблеме формирования представлений о величине в младшем дошкольном возрасте

Различные программы дошкольного обучения по - разному трактуют цели процесса формирования математических представлений у дошкольников, в частности и формирование представлений о величине.

Традиционная «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией Васильевой, переизданная в современном контексте под редакцией Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. В разделе программы «Формирование элементарных математических представлений» обозначены задачи по формированию представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста:

-учить сравнивать два предмета, резко отличающие по длине, ширине, высоте, величины в целом;

-учить детей, сравнивая предметы, использовать приемы приложения и наложения;

-учить обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой – маленький, одинаковые (равные) по величине.  

Так как в младшем дошкольном возрасте дети способны отличить большие предметы от маленьких, но не умеют обозначать размерные отношения словами и не различают сравнительно близких величин данная программа предлагает знакомить детей с тем, как можно сравнивать два предмета (две ленты, полоски бумаги, два брусочка и др.), резко отличающихся по длине, ширине, высоте, величине в целом. Сначала для сравнения даются предметы, отличающиеся друг от друга только по одному признаку величины: это могут быть две ленты одного цвета, одинаковые по ширине, сделанные из одного материала, но разные по длине; при этом одна лента должна быть намного длиннее (короче) другой – это поможет ребенку выяснить признак длины.

Детей знакомят со способами сравнения предметов по длине, ширине, высоте – приемами приложения и наложения. Начинать надо с приложения, так как сначала для сравнения даются предметы одного цвета, которые при наложении сливаются. Способ наложения следует вводить тогда, когда для сравнения используют предметы разного цвета. Воспитатель показывает детям, как правильно пользоваться этими приемами, объясняет свои действия словами, учит детей обозначать выделенный признак словом. Педагог создает игровые ситуации, чтобы вызвать интерес к данным упражнениям. Также во второй младшей группе проводится значительно больше дидактических игр и упражнений,  основанных на самостоятельных действиях детей с предметами разных размеров: «Спрячь шарик в ладошках», «Соберем из колец большую и маленькую башенку», «Сделаем столбики», «Попробуем собрать матрешку», «Найдем одинаковые», «Магазин игрушек» и др. В таких играх и упражнениях зрительно – тактильное восприятие закрепляется словами, обозначающими величину предметов. Научив детей сравнивать предметы контрастных размеров, воспитатель, используя способ приложения, знакомит их с равенством предметов по длине (ширине, высоте) и учит пользоваться выражениями: одинаковые (равные) по длине, одинаковые (равные) по ширине, одинаковые (равные) по высоте. С этой целью можно использовать парные игры и упражнения, например «Найди ленточку такой же длины (елочку такой же высоты)» и т.п.

Таким образом, «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» предлагает во второй младшей группе активно формировать у детей представление о свойствах предметов ближайшего окружения; с ними организовывать разнообразные игры – упражнения на группировку предметов, объединять предметы в группы и характеризовать конкретные признаки предметов этих групп, а также знакомить детей с приемами предметов контрастных размеров по длине, ширине, высоте. Данные задачи реализуются в непосредственно организуемой деятельности. и  носит наглядно – действенный характер. Дети усваивают знания на основе восприятия действий воспитателя и его пояснений, а также посредством самостоятельных действий с дидактическим материалом. Предлагается занятия проводить в игровой форме, используя сюрпризный момент.

В комплексной программе воспитания, образования и развития детей от двух до семи лет «Радуга» (авторы Т.Н.Доронина, С.Г.Якобсон и др) начиная со второй младшей группы математический блок реализуется через задачу: «способствовать своевременному интеллектуальному развитию ребенка». Дети знакомятся с контрастными понятиями: «большой - маленький», «длинный - короткий» и т.п., учатся выделять признаки и свойства предметов, классифицировать, строить ряды по возрастанию и убыванию выраженности признака. Ведущую роль в обучении величинам  дошкольников, по мнению авторов программы, играет образное мышление и воображение. Образная подача материала обеспечивает большую эффективность его запоминания и формирует самостоятельное мышление ребенка. При изучении величин у детей формируются не только математические понятия, но и первичные навыки учебной деятельности, умения выделять учебную задачу, определять направления поисков ее решения, оценивать полученные результаты, исправлять ошибки.

Программа «Из детства – в отрочество» разработанная авторами Т.Н.Доронова, Л.А.Голубева, Н.А.Гордова, ТИ.Гризик и др. важное место в ознакомлении дошкольников с величинами отводит организации поисковой деятельности детей. Для этого необходимо дома и в группе детского сада создать такую обстановку, чтобы ребенок мог посредством практических действий (иногда многократных) подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании протяженности, тяжести и др. свойств.

Программа «Развитие» разработана на основе теории А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, концепции Л. А. Венгера о развитии способностей, теории деятельности (В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Работа по формированию математических представлений в данной программе планируется только со средней группы, причем авторы не объясняют причин и оснований столь позднего начала этой деятельности. Вместе с тем во второй младшей группе в разделе «Сенсорное воспитание» ребенок знакомится с величинами (большой, средний, маленький). В процессе конструирования предполагается знакомство детей с длиной и шириной предметов.

Программа «Истоки» также основана на теоретических положениях А. В. Запорожца и направлена на психическое развитие ребенка, максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфических видах детской деятельности. В соответствии с этим для детей младшего дошкольного возраста по формированию представлений о величине ставятся следующие задачи: учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине.

Рассмотрение программ дошкольного образования мы завершаем анализом программы «Детство» ( авторы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт и др), которая создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания ребенка-дошкольника в разных видах деятельности. Математический блок программы разработан известными учеными в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников З.А.Михайловой и Т.Д.Рихтерман. Основными задачами по формированию представлений о величине во второй младшей группе являются: формирование представлений о размере предметов (длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, большой – маленький); усвоение отношений групп предметов по размеру (длиннее – короче, шире – уже, толще – тоньше, больше – меньше).

Таким образом, анализ программ позволяет заключить, что в них обозначены задачи по формированию представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста: формирование представлений о размере предмета; развитие умения сравнивать предметы, используя приемы приложения и наложения; усвоение отношений групп предметов по размеру


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: