Основные виды морского страхования

Морское страхование – крупнейшая отрасль страхования – составляет основу транспортного страхования. Все морские риски можно условно подразделить на обычные и военные. Военные риски – это риски, лежащие вне условия перевозки. К обычным рискам относятся риски, возникающие из факта перевозки. Риски включают: 1. Риски самого моря: 1) судно садится на мель, т. е. остается неподвижным в течение некоторого времени; 2) затопление судна; 3) столкновение, которое может произойти не только с другим суд­ном, но и с неподвижными объектами (рифы, маяки, бакены, дамбы, мосты, айсберги и т. п.); 4) стихийные бедствия. 2.Риски возникновения ущерба на судне во время нахождения на море: 1) огонь, пожар. Это самые опасные, наиболее частые и чрезвычайно разрушительные бедствия как для груза, так и для самого судная экипажа; 2) хищение – этот риск предполагает хищение вооруженными грабителями. 3) выбрасывание груза а борт с целью спасения всего морского предприятия; 3. Прочие риски – все остальные риски, угрожающие судну и грузу.

Страховой защитой могут быть обеспечены: 1. судно; 2. ответственность судовладельцев по отношению к плавающим объектам; 3. ответственность судовладельцев по отношению к неподвижным объектам; 3. ответственность судовладельцев по отношению к груз; 4. портовые риски; 5. риски, связанные с добычей и перевозкой нефти.

В зависимости от содержания страхового интереса в морс­ком страховании выделяются следующие виды:

1. Страхование каско. Этот вид страхования обеспечивает стра­ховым покрытием морские, речные, строящиеся суда, нефте- и га­зодобывающие платформы. В объем покрытия включаются кор­пус судна, его двигатель и оснащение. Суда страхуют на согласо­ванную сумму сроком на один год или на время рейса. Взносы рассчитываются исходя из размеров страховой суммы.

2. Страхование карго. Это страховая защита груза на всем протя­жении его перемещения по принципу «от склада до склада». Ос­новная масса перевозимых товаров страхуется по стандартным ус­ловиям, однако некоторые страхуются на особых условиях.

3. Страхование ответственности. Морское судоходство пред­ставляет собой рисковое предприятие. Опасности, возникающие во время плавания (загрязнение окружающей среды), не всегда обеспечены страховой защитой, не в полном объеме покрываются убытки от столкновения судов. В подобных случаях судовладельцы страхуют свою ответственность.

4. Страхование фрахта. Страхуется судовладелец от потери до­хода. Фрахт (плата за аренду судна), так же как судно и груз, под­вержен риску утраты.

Обычно из покрытия по страхованию корпуса судов исключа­ются: 1. запрещенные перевозки, контрабанда; 2. умышленные действия и грубая неосторожность (в случае со­знательных вредных действий капитана страховое возмещение подлежит выплате, однако наступает уголовная ответственность капитана); 3. расходы, связанные с уничтожением останков корабля (вклю­чены в покрытие ответственности судовладельца); 4. коммерческие риски (задержка корабля); 5. дефект корабля (скрытые дефекты не входят) 6. телесные повреждения (моряков, третьих лиц) 7. всякий ущерб, нанесенный кораблем грузу или самим грузом кораблю по вине перевозчика 8. посадка на мель (если не было в этот момент коммерческих операций), поскольку прилив и отлив – прогнозируемые явления.

Величина ставки страховой премии зависит от достоверности произведенной оценки судна. К основным ценообразующим факторам относятся: 1. стоимость и возраст судна; 2. тип (специализация); 3. грузоподъемность, мощность двигателя; 4. классификация (класс, флаг и страна регистра).

Учитываются также: 1. менеджмент (владелец, капитан, экипаж); 2. район плавания; 3.условия страхового покрытия; 4. стоимость проведенного ремонта; 5. опыт страхования.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: