Хозяйственно-организационная (экономическая) функция

   Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами.

   Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

   В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

  Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

1) Государство влияет на экономику через налоговую политику,

2) через кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

  Государство создает наиболее благоприятные условия хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу.

  Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:

 - Государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом. Это выражается в формировании государственного бюджета и контроле его расходования, составления программ экономического развития в масштабе страны, в финансировании программ научных и промышленных исследований, в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. Участвуют в этом высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения.

- Непосредственное хозяйственное руководство государственным сектором (государственными предприятиями, учреждениями, заведениями)

   Методы влияния на экономические отношения не отличаются от методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

   Осуществляя экономическую функцию, современное государство проводит следующие меры.

- Непосредственно участвует в хозяйственной деятельности обще­ства. Государство нередко выступает собственником предприятий и транспорта, средств и учреждений связи, земли, недр, сосредоточи­вает в своих руках значительную массу ссудного капитала.

 Интенсивность государственного вмешательства в экономику страны ощущается в нормативно-правовом регулировании экономи­ки с целью проведения антимонопольной политики, создания усло­вий для добросовестной конкуренции товаропроизводителей, под­держки стратегически важных, социально значимых производств, развития сельского хозяйства. Предметом нормативно-правового регулирования чаще всего выступают отношения в сфере предпри­нимательской деятельности, строительства, перевозки грузов и пас­сажиров. Особое значение придается нормативно-правовому регу­лированию имущественных отношений предприятий, организаций, вопросов качества и цены промышленных и продовольственных то­варов.

- Государство устанавливает и проводит рациональную плановую политику, способствующую развитию стратегически важных и соци­ально значимых отраслей народного хозяйства и сокращению пред­приятий, организаций, в деятельности которых общество не испы­тывает большой потребности. Государство, заинтересованное в по­лучении достаточных средств на содержание государственного аппарата и финансирование оборонных и иных отраслей промыш­ленности, однако, не должно устанавливать чрезмерно больших на­логов.

- Государство осуществляет контроль за предпринимательской деятельностью граждан и юридических лиц, регистрацию юридичес­ких лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляет надзор и контроль за соответствием деятельности предприятий, организа­ций, учреждений действующим в стране законам и иным норматив­но-правовым актам, а также уставным задачам

 

 2.2 Охранительная функция

  

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Функция охраны правопорядка и укрепления законности логичес­ки вытекает из правотворческой деятельности государства, приня­тия им общеобязательных нормативно-правовых актов. Любое общеобязательное веление государства является таковым постоль­ку, поскольку государство обеспечивает его реальное исполнение и соблюдение.

   В современном демократическом государстве на первый план выдвигается задача охраны прав и свобод граждан. Их приоритет должен признаваться не только формально в конституции страны или иных законах, но и обеспечиваться реально. Каждый гражда­нин независимо от его материального положения, национальности, вероисповедания и других социальных признаков должен быть уве­рен в том, что все предоставленные ему конституционные права и свободы он может реализовать беспрепятственно, независимо от ус­мотрения и настроения государственных органов, должностных и иных лиц.

  В числе мер, проводимых государством по осуществлению функ­ции охраны правопорядка и укрепления законности, наиболее важ­ными являются следующие.

- Создание органов внутренних дел и прокуратуры, основные за­дачи которых сводятся к охране общественного и правового поряд­ка, выявлению и пресечению правонарушений, привлечению к от­ветственности виновных лиц. Конечные цели деятельности этих ор­ганов видятся в обеспечении правового режима, при котором бы ни один правонарушитель не уходил от ответственности, не оставался безнаказанным.

- Нормативно-правовое регулирование порядка реализации предоставленных гражданам прав и свобод, их защиты в случае наруше­ния, а также порядка привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных деяний.

- Укрепление законности в деятельности государственных органов, должностных лиц, борьба с коррупцией, злоупотреблением властью или служебными полномочиями. Ибо ничто не сказывается негатив­но на состоянии законности, как преступления и иные правонару­шения, чинимые государственными служащими. Поэтому государ­ство должно осознавать и реально проводить в жизнь принцип, со­гласно которому необходимым условием соблюдения законности со стороны народа является деятельность органов государства в стро­гих рамках закона.

- Предоставление гражданам и иным лицам права защищать свои права и свободы любым, не запрещенным законом способом, обес­печение независимости судебных органов от иных органов государ­ства и создание необходимых условий для их эффективной деятель­ности в рамках законности.

- Правовое воспитание населения, привитие ему чувства уважения к законам и формирование установок на правомерное поведение.

      Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового и внеправового характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

  Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по своему, обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций. Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

   За все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок, установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя. Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией и другими нормативно-правовыми актами.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: