В современных условиях ни одно государство не может сколько-нибудь успешно осуществлять управление делами общества вне связи и сотрудничества с другими странами в сфере экономики, политики, культуры, строительства вооруженных сил. Стремление государства как можно успешнее решать свои внутренние задачи вынуждает его вступать в партнерские отношения с другими странами и пытаться с их помощью решать задачи, которые оно по тем или иным причинам не способно решить самостоятельно и, в частности, не имеет для этого необходимых сырьевых, иных материальных ресурсов. Поэтому внешние функции государства необходимо рассматривать как продолжение и развитие его внутренних функций.
Основная цель международной деятельности современных государств сводится к обеспечению на земном шаре мира, оперативному разрешению локальных вооруженных конфликтов и развитию международного сотрудничества. Реальное выполнение этой цели обеспечивается осуществлением государствами таких внешних функций, как взаимовыгодная торговля и поддержание мира.
|
|
Одновременно каждое государство осуществляет функцию укрепления собственных вооруженных сил, способных защитить его территорию и население от нападения извне.
Особенность внешних функций состоит в том, что каждое государство, стремясь к единой цели, желает достичь ее такими методами и средствами, которые бы наиболее полно отвечали ее интересам и потребностям. Такое естественное желание государства не может не вызывать столь же естественных возражений у других участников международных отношений.
Противоречивость интересов государств на международной арене обусловливается несовпадением их экономических, политических интересов, идеологическими различиями, стремлением отдельных государств к лидерству на международной арене. Поэтому одинаковые внешние функции государств не гарантируют успеха в достижении осознаваемой ими общей цели обеспечения мира и сотрудничества.
3.1 Защита страны от нападения извне
Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Республики Казахстан.
Согласно Конституции Республики Казахстан “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Республики Казахстан. Гражданин несет военную службу в соответствии с законом. Согласно этому закону: все мужчины - граждане РК, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных РК. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. Кроме того, граждане достигшие 17-летнего возраста имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Республики Казахстан.
|
|
Согласно статье 87 Конституции Республики Казахстан “Президент является Верховным главнокомандующим вооруженными силами. В случае агрессии против государства или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории государства или в ее отдельных местностях военное положение.”
За воинское преступление - преступления против установленного порядка несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность (уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса Республики Казахстан.
Практическое исполнение функции защиты из вне, возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с Конституцией.
Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особо вооруженным организациям государства относятся:
1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.
2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.
3.2 Функция сотрудничества с другими странами
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.
Политические отношения.
Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство. Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.
Экономические отношения.
Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экономических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.
|
|
Культурные отношения.
Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.
3.3 Борьба с международной преступностью
В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.
Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.
Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.
3.4 Участие в охране окружающей среды
В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями.
Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.
|
|
Внешним функциям, как правило отводилась роль общесоциальных функций: борьба за мир, обеспечение международного сотрудничества и т.п., хотя зачастую все это имело демагогический характер.
Сейчас деление функций на внутренние и внешние я считаю, утратило свое значение. Многие внутренние функции приобретают внешний характер. Например, экологическое направление деятельности государства.
Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах. А также в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности.
3.5 Глобальные функции современного государства
Глобальный — это значит относящийся к территории всего земного шара, охватывающий весь земной шар, всемирный.
Ученые отмечают, что на рубеже второго и третьего тысячелетий нашей эры человеческая цивилизация оказалась на пороге невиданных социальных потрясений. Современное развитие цивилизации проходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что они имеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всей цивилизации.
Глобальные проблемы человечества можно поделить на два вида.
К первому виду можно отнести проблемы, которые в целом имеют нормальный характер, обусловлены естественным ходом событий, но в силу своей природы требуют усилий всего человеческого сообщества. Это такие, как защита прав и свобод человека, освоение космоса, построение всеобщей информационной системы (создание общепланетарного информационного пространства) и др.
Второй вид глобальных проблем несет в себе угрозу уничтожения цивилизации. Это проблемы экологических катастроф, демографического, сырьевого и энергетического кризисов, последствий использования ядерных технологий и др.
Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государств глобальных функций.
Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств. Наличие глобальных функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства. Тому пример Чернобыльская катастрофа, которая затронула экологическую безопасность целого ряда стран.
Учитывая сказанное в ряду глобальных функций государств можно, в частности, назвать функции:
- защиты прав и свобод человека, в том числе «права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
- предотвращения экологических катастроф и ликвидации их последствий;
- решения демографических, сырьевых и энергетических проблем;
- борьбы с международной преступностью, обеспечения мирового правопорядка;
- сотрудничества в области освоения космоса;
- объединения усилий в создании общепланетарного информационного пространства; и другие функции.[6]
Например, можно выделить отдельным направлением борьбу с голодом на планете (хотя это направление входит в функцию защиты прав человека — права на жизнь и достойное существование).
Заключение
Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.
Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность и назначение. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.
Классификацию функций государства можно проводить по различным основаниям:
а) в зависимости от продолжительности действия функции делятся на постоянные, и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи.
б) в зависимости от значения — на основные и не основные;
в) в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства - это основные направления его деятельности по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям относятся: функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка, экономическая функция, функция налогообложения, функция социальной защиты, экологическая функция и культурная функция.
Внешние функции государства — это основные направления его деятельности по выполнению стоящих перед ним внешних задач. К внешним функциям относятся: функция обороны страны, функция поддержания мирового порядка, функция сотрудничества с другими государствами и т.п.
Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют правовые и организационные формы. К правовым формам относятся правотворческая, правоприменительная, правоохранительная.
К организационным формам относят: организационно-регламентирующую
организационно-хозяйственную, организационно-идеологическую.
Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государств глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств. Наличие глобальных функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства.
Список литературы
1. Энгельс Ф. Избранные произведения. – М.,1984
2. Ибраева А.С., Ибраев Н.С. Теория государства и права. – Алматы,2003
3. Булгакова Д.А. Теория государства и права. – М.,2003
4. Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства. – М.,2001
5. Проблемы теории государства и права / Под. ред. Марченко М.Н.. – М.,2001
6. Комаров Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.,1998
7. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 2000
8. Сырых В.М. Теория государства и права – М.,2001
9. Теория государства и права / под ред. М.М. Рассолова, В.О..Лучина. – М., 2000
10. Коваленко А. И. Теория государства и права. - М., 2001
11. Морозова Л.А. Функции государства на современном этапе // Государство и право. – 1998. - №6
12. Лившиц Р.З. Государство и право в современном общества // Теория права:
новые идеи. – М.,1991
13. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. – М.,1970