Глава I. теоретические основы проблемы общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                                                       Кафедра специальной

                                                                       педагогики и психологии

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Использование игровых приемов при

Коррекции лексико-грамматических нарушений

     у детей старшего дошкольного возраста с общим

     недоразвитием речи III уровня».

 

 

         

Мурманск

- 2009-



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 3

Глава I. Теоретические основы проблемы общего недоразвития речи у детей      старшего дошкольного возраста.................................................................................................... 9

1.1    Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи.............. 9

1.2 Характеристика уровней общего речевого недоразвития речи в отечественной логопедии 17

1.3 Современные исследования по использованию дидактических игр по развитию речи 30

1.4    Выводы по главе............................................................................................................ 39

Глава II.   Опытно-экспериментальная работа по использованию игровых приемов при коррекции лексико-граммтических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.................................................... 41

2.1  Цель, задачи, методика, организация исследования и анализ полученных результатов 41

2.2 Общие приемы и методы коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня......................................................... 55

2.3  Опытно-экспериментальная работа по коррекции лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи III уровня (формирующий эксперимент) и анализ полученных результатов.............................................................................................. 64

2.4    Выводы по главе............................................................................................................ 82

2.5     Психолого-педагогические рекомендации................................................................ 83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................... 87

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................................... 91

Приложение 1......................................................................................................................... 96

Приложение 2....................................................................................................................... 103

Приложение 3....................................................................................................................... 113

Приложение 4....................................................................................................................... 115

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций [4]. (Д.Б. Эльконин (1997), А.Н. Гвоздев (1961), Л.С. Выготский (1983), Шашкина Г. Р. (2003) и др.)

Овладение речью, речевое общение порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем мире. В процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его. Речевое общение создает условия для планирования самостоятельной деятельности и участия в коллективном труде. (Д.Б. Эльконин (1997), Л.С. Выготский (1983) и др.) и методисты (О.С. Ушакова (2001), А.М. Бородич (1984), М.М. Алексеева (1998), В.И. Яшина (1998), Арушанова А. Г. (1999), Шашкина Г. Р. (2003) и др.)

Речевые отклонения отрицательно влияют на все составляющие психического развития. Расстройства речи, нарушая ее коммуникативную и познавательную функции, отрицательно влияют на формирование интеллекта ребенка, ведут к нарушению эмоционально-волевой сферы, мешают развитию связной речи и, что особенно важно, отражаются на готовности к обучению, усвоению грамоты, затрудняют общение с окружающими, ограничивают формирование представлений, понятийных значений. (Е.И. Тихеева (1981), А.П. Усова (1976), М.М. Алексеева (1998), В.И. Яшина (1999), А.М. Бородич (1984), Лалаева Р.И. (2001), Серебрякова Н.В.(2001) и др.)

Дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьную программу, долго не могут научиться читать и писать, а многие из них производят впечатление умственно отсталых. (Миронова С.А. (1993), Шашкина Г. Р. (2003), Лагутина А. О (2006)

Отмечено, что в настоящее время основной контингент специально организованных групп для детей с нарушением речи составляют дети III уровня общего недоразвития речи, у которых наблюдается нарушение формирования каждого из компонентов языка (Т.Б. Филичева (1998), Ж..С. Жукова (1998), Лалаева Р.И. (2001), Лагутина А. О (2006) и др.).

Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, так как именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру. (Д.Б. Эльконин (1997), Алексеева М.М. (1999), Яшина В.Н. (1999), Шашкина Г. Р. (2003) и др.)

Проблема формирования грамматически правильной речи актуальна для старшего дошкольного возраста. Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически пра­вильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для дальнейшего обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. (Лалаева Р.И. (2001), Серебрякова Н.В.(2001)и др.)

Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, методы, средства и формы педагогического воздействия.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности – в игре. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В обучении, воспитании шестилетних детей игровой метод имеет большое значение. Об этом свидетельствуют и многолетний опыт работы с шестилетними детьми, и научные исследования в этой области. (Спиваковская А. С. (2000), Запорожец А. В. (1996), Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. (2002), Смирнова Е. (2002), Яцель О.С. (2005) и др.)

Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

В связи с вышесказанным, актуальность проблемы формирования грамматического строя речи, навыков связной речи, навыков словообразования  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня при помощи игровых приемов определила выбор темы нашего дипломного исследования.

ЦЕЛЬЮ исследования стало теоретическое обоснование и исследование эффективности использования игровых приемов в процессе коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

- выявление особенностей речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

- анализ характерных нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня

- разработка и апробирование на практике программы с использованием игровых приемов по коррекции лексико-грамматического строя речи для использования их в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.

- формирование на основе проделанной работы выводов и рекомендаций.

В качестве ГИПОТЕЗЫ было выдвинуто предположение о том, что использование игровых приемов при проведении коррекционной работы, создавая положительный настрой и повышая интерес к занятиям,  будет способствовать формированию и закреплению грамматических навыков и навыков словообразования.

Методологической основой настоящей работы послужили исследования отечественных педагогов: А.Н. Гвоздева, Н.С.Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной,  Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Е.М. Мастюковой, Е.В. Назаровой, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Шашкиной Г.Р. и др., а также материалы периодической печати.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – логопедическая работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ –  использование игровых приемов в системе логопедической работы по коррекции лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

В своем исследовании мы использовали следующие методы:

- теоретический анализ психолого-педагогической, логопедической, методической литературы по теме исследования;

- психолого-педагогический эксперимент;

- количественный и качественный анализ результатов исследования;

- математическая обработка результатов.

Этапы исследования.

Исследование  лексико-грамматических нарушения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня включало три этапа:

на 1 этапе (октябрь2008г.) был использован метод констатирующего эксперимента. Констатирующий эксперимент проведен с двумя группами воспитанников: подготовительной логопедической группы «Говорунчики» (10 детей) и подготовительной группы, с нормой в развитии, «Неболейка» (10 детей) центра развития ребенка дошкольного образовательного учреждения № 91 г. Мурманска.

В процессе исследования изучались уровень лексико-грамматических нарушений речи, состояние сформированности словаря и навыков словообразования, понимание лексико-грамматических конструкций.

На 2 этапе (ноябрь 2008г. – январь 2009г.) исследования проведен формирующий эксперимент. На данном этапе разработана программа по коррекции лексико-грамматических нарушений, выявленных в результате констатирующего эксперимента. На основе разработанной программы были проведены коррекционно-развивающие занятия.

На 3 этапе (февраль 2009г.) нашего исследования, проведен контрольный эксперимент. Его целью являлась повторная оценка уровня лексико-грамматических нарушений у воспитанников подготовительной логопедической группы «Говорунчики» и выявление эффективности применения игровых приемов в процессе работы по коррекции лексико-грамматических нарушений.

Исследование проводилось на базе центра развития ребенка ДОУ № 91 г.Мурманска. Исследованием были охвачены 20 детей 6-7 лет: 10 детей подготовительной логопедической группы «Говорунчики» с диагнозом «Общее недоразвитие речи III уровня» (экспериментальная группа) и 10 детей с нормой развития речи подготовительной группы «Неболейка» (контрольная группа).

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования, проведенного в рамках подготовки выпускной квалификационной работы, могут быть использованы при изучении особенностей нарушений речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Разработанная коррекционная программа, опирающаяся на использовании различных игровых приемов, может быть использована в работе воспитателя, логопеда при решении проблемы  лексико-грамматических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования выносились на обсуждение на заседаниях методического отделения центра развития ребенка ДОУ № 91. Результаты исследования и рекомендации по развитию речи детей были представлены в феврале 2009 года, на родительском собрании логопедической «Говорунчики» группы.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения; в ней содержится 9 таблиц, 7 диаграмм, 4 приложения. Библиография включает 75 наименований отечественных и зарубежных авторов.

 

 



Глава I.  Теоретические ОСНОВЫ проблемы общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: