Отражение Догмата Св. Троицы в Христианской Жизни

       В богослужебных чинопоследованиях св. Православной Церкви обращает на себя внимание очень частое и благоговейное призывание имени Св. Троицы -Бога Отца и Сына и Св. Духа. Живой и непрерывно-благодатный союз человека с Богом Троицею — предел человеческих исканий и наивысшее сокровище блаженства и утешения. Триединый Бог — вечное невещественное Солнце и Единственный Спаситель людей от множества зол, нужд и несчастий, Он — Воспламенитель в сердцах людей огня сладкой любви к Богу и ближним. Если обязательна любовь детей к своей матери, то тем более обязательна для всякого человека теплейшая любовь к Богу Троице [28].

       По убеждению богословов — литургистов, догматом Св. Троицы фактически живут одни те христиане, которые оживили в себе и тщательно поддерживают горение молитвенных чувств пред Триединым Богом, чувства хвалы Ему, благодарения и вместе смирения и покаяния при мысли о личных грехах.

       Церковное богослужение дает и самые образчики призывания и восхваления имени Пресв. Троицы. Составители богослужебных молитв учат обращаться к Ней с детской простотой и ясновидящей верой и умилением.

       Какая величественная хвала Св. Троице литургически отражена, например, в следующих молитвенных воззваниях:

       “Нерожденный, безначальный Отче! Тебе поклоняемся всеблагоговейно, поем безлетного Единородного Сына Твоего и сопрестольного Духа во все века благословим и превозносим. Хвала Отцу и Сыну и Св. Духу во веки веков” [29]. “Троица Святая! Тебя верою славим, поем любовию и надеждою превозносим во вся веки” [30]. “Долготерпение Твое, Отче, славим; милосердие Твое, Сыне, воспеваем; благодать Твою, Душе Святый, величаем и в умилении восклицаем: Господи, Боже Триединый! Будь милостив к нам, грешным” [31].

       “Тебя, Трисветлое Божество, величаем песнопениями... Прими его от бренных языков, как от пламенных уст” [32]. “По Твоему достоинству мы не способны высокославить Тебя... Отверзи наши уста к излиянию подобающей хвалы Тебе” [33].

       “Отца прославим, Сына превознесем. Божественному Духу с верою поклонимся” [34]. “Воспоем Трисолнечное блистание пресветлой Троицы, почитая свет Отца, славя свет Сына и возвещая свет Духа. Троица — Единица! Сохраняй Тебя славословящих” [35].

       Всякий крещенный в Трисвятое имя при одном воспоминании об очищении грехов в купели крещения невольно располагается ко благодарению Св. Троицы, с другой стороны, сознавание им своих ежедневных новых грехопадений заставляет его каяться пред Св. Троицею и молиться Ей примерно так:

       “Пресущная Троица, всегда покланяемая во Единице! Возьми от меня тяжкое греховное бремя, и как благосердая, дай мне слезы умиления” [36].

       “Спаси славящих Тебя от всякого вреда... прельщения, искушений и обстояний... Разорви мое прельщение горьким грехом” [37]. “О, Троица Единица, Боже! Прими меня, кающегося, спаси согрешившего. Я -Твое создание. Не презри, но пощади и избави меня огненного осуждения... Ты — наше прибежище и наше служение. Ниспосли очищение прегрешений воспевающим Тебя. Сама нас сохрани невредимыми в бедах. Просвети служащих Тебе с верою и исхити из вечного огня” [38].

       “Трисветлый Боже! Прими мольбу бренных нас... Одожди нам спасение... и избавь от всякой муки, предлежащего пламени геенны и тьми... Удостой взирать на Твои благодетельные лучи, чтобы ясно видеть светлость Твоей славы и всегда Тебе угождать” [39].

       “Облистай трисветлое сияние в ум наш, чтобы нам обращаться от многообразного прельщения к соединительному обожению... Спаси нас и весь мир... и в судный час дай нам вечное царство... Представленных в вере удостой селения святых” [40].

       “О, Троица, Боже... Трисолнечный Владыка! Отгони от моей души лютые страсти и ниспосли мне сияние света и очищение прегрешений. Вселись в меня по неизреченной Твоей милости, и вразуми меня, надежда моя — Отец, прибежище мое — Сын, покров мой — Дух Святый” [41].

       “Все силы моей души, придите, поклонимся Богу, в Троице Единому. Все мысли сердца моего,... все чувства тела моего! Придите, поклонимся и восплачем пред Господом” [42].

       Приведенные отрывки литургических молитв ко Св. Троице насыщены душевным благоговением и верою в действие на человека Троичной благодатной силы. Из содержания их видно убеждение Церкви в том, что Бог Троица простирает на верующих невещественные озарения Своего существа. Осияния свыше: хотя телесно невидимы, но явно действенны. Они вразумительны для ума, сладостны и просветительны сердцу и возбудительны для воли, устремляя ее к ревностному исполнению Божией воли. Общением светлых Своих лучей Троица утверждает в верующих веру и любовь ко всему святому и духовной жизни, разгоняет в них мрак грехов, страстей и бесовских внушений и движет к теплому славословию Бога [43].

       Трисолнечное озарение избавляет человеческий род от страстного тления, сообщает природе людей небесную красоту, умиление, устойчивость в добре и возвышает над греховными пристрастиями [44].

       Триединый Бог пребывает весь везде и всегда могуществом Своей силы и богатством промышления о всяком создании. В сиянии благодати от Него исходит и сообщается людям всякая премудрость и разум, всякая крепость и сила, всякая красота и здоровье. Кто из людей мысленно и сердечно обращен к Нему, с теми Он соприсутствует, их покрывает, наставляет, укрепляет в добре и радует. Свободное предание себя верующими Св. Троице и повергание на лоно ея любви низводит свыше Божие всеврачующее просвещение, в котором человеческая совесть оживляется, ум усматривает опасность и остерегается соблазнов мира, сердце наполняется светлыми и возвышенными чувствами.

 

Заключение.

       Данная нами сводка тринитарных литургических свидетельств показывает, что литургическое освещение тайны Св. Троицы в основном тождественно библейскому учению, но в частностях отпечатлели на себе умозрения древнехристианских богословских школ. Со страниц богослужебных книг сознанию верующих предносится святоотеческое точное и жизненное понимание тайны человеческого общения с Богом-Троицею. Рассудочно или философски богообщение непостижимо человеческому уму потому, что Триединый Бог открывает Себя не голому человеческому умствованию, но умно-сердечному устремлению к Нему верующих душ. Когда люди решительно отрекаются от блуда, гордыни и жестокосердия к ближним и всецело предают себя покаянию и молитве, только тогда личное общение с Богом, покланяемым в Троице, становится для них живым, глубоким и невыразимо действенным. Светоносная сила Св. Троицы властно привходит в богоустремленный человеческий внутренний мир и его претворяет, облагораживает и просветляет.

       Литургическое богословие для всякого верующего человека — подлинно родная любящая мать, учительница молитвенного обращения ко Св. Троице и толковательница способов богообщения.

 

[1] Октоих I., 1 глас. Полунощн. Нед., Канон Троице, 2 тр. 6 песни, 1 тр. 1 п.; 3 гл. Субб. вечера 3 стихира на “Господи воззвах”; О. II., 8 гл. Нед. Полун. Канон Троице, 1 тр. 8 п.

[2] О. I., 1 гл. Нед. Повечер. Канон Б.М. Троичен 8 песни.

[3] О. I., 3 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 8 п.; 3 тр. 9 п.

[4] О. I., 3 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 7 п.

[5] О. I., 1 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 7 п.; О. II., 5 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 8 п.; 8 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 3 п., 1 тр. 4 п., 1 тр. 8 п.; Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста, Четверг утра, Канон, Троичен 8 п.

[6] Триодь Постная, 2 Седм. Вел. Поста, Четверг утра, 2 Трипеснец, Троичен 8 п.

[7] О. II., 7 гл. Нед. Полун. Блаженны, Троичен “на славе.”

[8] О. I., 2 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 9 п.; 3 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 1 п., 4 тр. 1 п., 3 тр. 4 п.; О. II., 6 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 3 п.; 7 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 1 п.

[9] О. II., 7 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 3 п., 3 тр. 6 песни.

[10] О. II., 5 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 7 п.

[11] О. II., 5 гл. Нед. Полун. III., 8 тр. 8 п., 3 тр. 9 п.; Ис. 6, 3.

[12] О. I., 1 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 3 п., Седален по 6 п.; 2 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 4 п.; 3 гл. Нед. Полун. III., 1 и 2 тр. 1 п., 3 тр. 3 п., 1 и 2 тр. 4 п., 1 тр. 7 п.; О. II., 5 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 6 п.

[13] О. I., 1 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 6 п.; 3 гл. Нед. Полун. III., 1 п., 2 тр. 6 п.; О. II., 5 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 5 п.; 6 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 1 п.; 7 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 4 п., 1 тр. 5 п., 1 и 2 тр. 6 п., 2 тр. 7 п.; 8 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 1 п., Седален по 6 п.

[14] Триодь Постная, Нед. Мясопустн. утра, Канон пр. Феодора Студ. Троичен 4 п.; 3 Се дм. Вел. Поста, Канон, Троичен 1, 4 и 5 п.; Пяток Ваий утра, 2 Трипеснец, Троичен 5 п.; Триодь Цветная, Субб. 7 Нед. по Пасхе утра, Канон Троичен 3 и 7 п.; Неделя 50-цы, Повечерие, Канон Св. Духу 3 тр. 3 п.; Вторник Седм. 50-цы утра, Седален по 1 стихословии.

[15] Триодь Постная, Субб. Сырная утра. Канон, Троичен 6 п.; Нед. Мясопустная утра, Канон, Троичен 7 п.; 3 Седм. Вел. Поста, Нед. утра, Троичны 7 п. И 8 п.; Нед. 5 Вел. Поста утра, Канон Троичен 8 п.

[16] Триодь Постная, Нед. 1 Вел. Поста, Повечерие, Канон св. Андрея Критского, Троичен 9 п.; Понед. 1 Седм. Вел. Поста, Трипеснец, Троичен 1 п.; Среда 2 Седм. Вел. Поста, Трипеснец, Троичен 3 п.; О. I., 1 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 7 п., 1 тр. 9 п.; 2 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 3 п.; 9 п., 1 тр. 1 п.; О. II., 5 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 1 п., 1 тр. 7 п.; 8 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 9 п.; О. I., 2 гл., Нед. вечера 2 гл., 2 стихира на “Господи воззвах.”

[17] О. II., 5 гл. Нед. Полун. Седален по 3 п., 3 тр. бп.,2 тр. 8 п.; 7 гл. Нед. Полун.III., Седален по 6 п.

[18] О. I., 1 гл. Нед.Полун.III., 2 тр. 3 п., 1 тр. 5п.;3 гл. Нед. Полун. III., 1 и 3 тр. 9 п.; О. II., 7 гл. Нед. Полун. III., Седаленпо 3 п., 2 тр. 8 п.; Нед. вечера 8 гл. 5 стихира на” Господи воззвах”; Акафист Св. и Животвор. Троице, изд. 2. СПб., 1887 г., стр.22-23, Икос 2-й.

[19] О. I., 1 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 1 п., Седален по 3 п., 2 и 3 тр. 3 п., 1 тр. 8 п.; 3 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 1 п.; Быт. 1, 26.

[20] О. I., 1 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 1 п.; 2 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 5 п., 3 тр. 5 п.; 0.11., 7 гл. Нед. Полун. III., 4 тр. 8 п.; Быт. 11, 7.

[21] О. I., 3 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 6 п.; 3 тр. 7 п.; О. II., 5 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 6 п.; 8 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 1 п.; Быт. 18, 1-8; Пс. 35, 10.

[22] О. I., 3 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 3 п.; О. II., 5 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 4 п.

[23] О. I., 1 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 7 п.; 3 гл. Нед. Полун. III., 1 и 2 тр. 1 п., 1 тр. 6 п.; Триодь Цветная, Нед. 50-цы Вечерня, 3 мол. св. Василия Вел.; Пс. 44, 8; Мк. 1, 9-11.

[24] О. I., 1 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 7 п.; 2 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 1 п.; 3 гл. 1 и 2 тр. 3 п.; Триодь Цветная,' Нед. 50-цы утра, 2 Канон, 3 тр. 4 п.

[25] Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, 1 Канон, 1 тр. 5 п.; О. II., 6 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 1 п.

[26] Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, Богород. 1 п. Канона, Богород. Седальная по 3 песни Канона, ср. “Служба и Акафист Св. Троице,” изд. 2., СПб.; 1887 г., стр. 10.

[27] “Служба и Акафист Пресв. Троице,” изд. 2., СПб., 1887 7., стр. 63-74:“Молитвы Богу Отцу, Сыну Божию и Св. Духу.”

[28] О. I., 4 гл. Нед. Полун. III., 3 антифон, 2 стих.

[29] Триодь Постная, Среда Ваий утра, 2 Трипеснец, Троичен 8 п.; Триодь Цветная, Среда 4 Нед. по Пасхе утра, 2 Канон, Троичны 3 и 5 п.; Субб. 7 Нед. по Пасхе вечера, 7 стихира на “Господи воззвах.”

[30] Триодь Цветная, Нед. 50-цы вечера, 2 стиховная стихира.

[31] Триодь Цветная, Нед. 50-цы, Канон Св. Троицы, 1 тр. 4 п.

[32] Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, Троичен 9 п.; Понед. Страсти. Седм., Повечерие, 2 Трипеснец, 7 тр. 2 п.

[33] Триодь Постная, Троичен 1-го гласа на утрени пред кафизмами; О. II., 7 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 9 песни.

[34] Триодь Постная, Понед. 1 Седм. Вел. Поста, Повечерие, Канон св. Андрея Критского, Троичен 9 п.

[35] Триодь Постная, Пяток утра 3 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, Троичен 5 п.; Субб. утра 3 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, Троичен 9 п.

[36] Триодь Постная, Понед. 1 Седм. Вел. Поста, Повечерие, Канон св. Андрея Крит., Троичен 1 п.

[37] Триодь Постная, Нед. Мясопустная утра. Канон, Троичен 3 п., 9 п.; Понед. Сырный утра, Трипеснец, Троичен 8 п.; Вторник Сырн. Седм. утра, Седален по 2 стихосл,; Понед. 1 Седм. Вел. Поста, Повечерие, Канон св. Андрея Крит., Троичен 3 и 8 песней; Вторник Сырн. Седм. утра, Седален по 2 стихослов.

[38] Триодь Постная, Субб. Мясоп. утра, Тропарь жертвен, на “слава” по 17 кафизме; Четверг 1 Седм. Вел. Поста, Повечерие, Канон св. Андрея Крит., Троичен 2 п.; Пяток утра 1 Седм. Вел. Поста, Трипеснец, Троичен 5 п.; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, Троичен 1 п.; Субб. утра 4 Седм. Вел. Поста, 2 Четверопеснец, Троичен 9 п.; Понед. утра 5 Седм. Вел. Поста, Повечерие, 2 Трипеснец, Троичен 8 п.; Понед. Страстн. Седм., Повечерие, 2 Трипеснец св. Андрея Крит., 8 тр. 9 п.

[39] О. I., 3 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 6 п.; О. II., 5 гл. Нед. Полун., 1 и 2 тр. 3 п., Седален по 3 п., 3 тр. 4 п., 2 тр. 8 п.; Вторник утра. Канон Предтече, Троичен 8 п.; Блаженны на Литургии, 5 стих. на “слава.”

[40] Триодь Постная, Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Троичен 9 п.; Пяток Ваий утра, 2 Трипеснец, Троичен 9 п.; Триодь Цветная, 3 Нед. по Пасхе утра, Канон Мироносицам, Троичны 1 и 7 песней; О. II., 7 гл. Вторник утра. Блаженны, Троичен 5 стих на “слава”; Субб. утра, Блаженны 5 стих; 8 гл. Субб. утра, Блаженны 5 стих.

[41] О. I., 4 гл. Понед. утра, Блаженны, 5 стих на “слава”; О. II., 8 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 6 п.; Молитва Св. Троице преп. Иоанникия Великого.

[42] Служба и Акафист Пресв. Троице, изд. 2-ое, СПб., 1887 г., стр. 17.

[43] О. I., 1 гл. Нед. Полун. III., 1 и 3 тр. 4 п., 1 тр. 7 п., 1 тр. 8 п., 3 тр. 8 п., 4 тр. 9 п.; 2 гл. Нед. Полун. 3 тр. 1 п., 3 тр. 3 п., 2 тр. 4 п., 3 тр. 5 п., 1 тр. 6 п., 1 тр. 7 п., 1 тр. 8 п., 2-4 тр. 9 п.

[44] О. I., 3 гл. Нед. Полун., Седален по 3 п., 3 тр. 6 п., 1 тр. 7 п., 4 тр. 9 п.; О. П., 5 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 1 п., Седален по 6 п., 1 и 2 п.; 5 п.; 6 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 3 п., 1 и 2 тр. 4 п., 1 тр. 6 п., 1 тр. 7 п.; 7 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 8 п., 2 тр. 9 п.; 8 гл. Нед. Полун. III., 2 и 3 тр. 5 п., 3 тр. 4 п., 1 и 2 тр. 7 п.

 

 

Учение об Ангелах.

Б ог-Троица от века предначертал ангелам быть зрителями божественной славы и исполнителями Своего пресвятого и вседейственного хотения.

       Восхотев явить пучину благости, Он всесильным мановением и повелением создал ангельские лики и соделал их уделом Свои дарования [1].

       Святые ангелы являются украшениями Троицы. Освещаемые Ее сиянием, они славят Ее непрестанно [2].

       Если мыслить о творении Ангелов Богом-Троицею, то следует сказать, что Бог Отец сотворил или составил ангельские природы Сыном и Духом. Ангелы принимают светоявление от Бога Отца через Слово Отчее в Духе Святом и неиссякаемой любовью желают неуклонно служить Создателю [3].

       Они — подобия благости Божией [4] и всегда видят Божию трисолнечную красоту [5]. Через Божие Слово им сообщаются сила нетления и слава бессмертия [6]. Излиятель трисолнечного озарения ангелам есть Дух Святой [7]. Браздами Его вышние силы управляются [8] и научаются почитать Единое Трехличное Божество [9].

       Выражение богословия о просвещении ангелов “через Христа” ближайшим образом означает то, что Христос, Сын Божий по Отчей воле в Духе Святом, украшает бесплотных духов нескончаемой светлостью [10], красотой [11]. Ангелы предстоят Ему с крайним желанием [12] и радостно служат [13].

       Приближение к Богу — Первожизни и просвещение от Него лучами трисолнечной красоты [14], наполняет ангельские природы вечно сияющим светолитием [15], чудно насыщает и воспламеняет любовью к Богу [16]. Бесплотные светоносны чувственно отображают в себе, как в зеркале, Божественную чистоту [17], мысленно просвещаются превышними разумениями [18] и огненными языками воспевают Бога [19].

       Сердца их исполнены от осияния сыновнего страха пред Богом [20], истинного смирения [21] и чрезвычайного благоговения [22]. Воля их жаждет всегда быть в Боге [23] и приобретает по благодати твердость неотпадения от Бога.

       Ангельских чинов — девять или три третицы во образ Св. Троицы [24].

       Первая триада бесплотных духов — серафимы, херувимы и престолы. Они предстоят престолу Божию, подъемлют зари начальства от Бога чрез осияния непосредственно, а не по ходатайству о том и преподают божественную светлость прочим ликам ангелов [25]. Серафимы, в восхищении божественной любви, воспевают священными устами Пресвятую Троицу, херувимы приводятся светолитием к Божественной мудрости, престолы — разумно наслаждаются премирным блистанием [26].

       Первая третица ангелов богоподобно и с любовию просвещает вторую третицу бесплотных чинов [27], то есть, власти, господства и силы. Облистание Божества делает ангельские природы во второй третице могучими по крепости, сильными и сообщает им власть и государственное начальство в Божием тварном мире [28]. Они несмолкаемо песнословят Божию силу [29].

       Третья третица бесплотных духов — начала, архангелы и ангелы, наслаждаясь озарениями, все свое желание с любовию и совершенно преклоняют к Богу [30] и предстоят Ему служебно [31]. Они твердо хранят своим предстательством порученные их блюстительству Церкви на земле [32] и отдельных верующих во Христа [33] и молятся о вселенной. По Божию повелению, ангелы своею благодатию отгоняют от людей тьму коварных бесов и наставляют руководимых ко свету спасения [34]. Обходя концы всей земли, ангелы назирают, охраняют верующих, боговидно просвещают их души и приносят им благодеяния Владыки Христа [35], применительно к сердечной чистоте и прилежанию каждого из них о личном спасении [36].

       Велика сила бестелесных ангелов-хранителей, наставляющих людей ко спасению и чрез себя подающих им Божию светлость [37]. Христиане, прибегая под ангельский кров, от ангелов озаряются вторым сиянием [38].

       Приведенное церковно-литургическое указание о св. ангелах в общем содержит прямые библейские мысли и святоотеческое толкование их, но в силу особых задач песнотворчества не дает исчерпывающей ангелологии.

       В канонах, посвященных прославлению бесплотных сил, нет обстоятельного указания на особенность служения Богу каждого ангельского чина или лика. Определения благодатных состояний ангелов, при всей краткости, исполнены глубокого проникновения в их переживания и действия среди спасаемого Богом человечества.

 

Ангелы.

       Ангелы сотворены прежде всякого творения, как говорит и св. Григорий Богослов: “Во первых, мыслит Бог ангельские, небесные силы; и мысль стала делом.” Надлежало прежде быть созданну мысленному естеству, потом чувственному и, наконец — человеку, одному из обоих [39]. В природе ангелов нет ничего вещественного. Они — светы вторые, мысленные, имеющие просвещение от первого безначального Света, но нуждаются в языке и слухе, но без произношения слова языком передают друг другу помышления и желания [40]. Очевидно, взаимное общение ангелов духовно и мысленно.

       Как умы ангелов не описуемы, подобно телам, при чем по естеству своему не имеют вида или образа и трех измерений. Они мысленно бывают присущи и действуют там, где им поведено и не могут в одно и то же время действовать здесь и там [41].

       Следовательно, когда ангелы посылаются на землю, их нет на небе. Бывая же на каком-либо месте, бывают не так, чтобы очерчивались какою-либо формою, протяженною в высоту, длину и ширину. Таких измерений они не имеют, не имеют и вида, свойственного телам. “Бестелесное естество, — говорит преп. Иоанн Дамаскин, — не имеет вида, чтобы быть объяту телесно” [42].

       В известном месте оно присуще, действует, но не занимает места и не обнимается. “Оно мысленно присуще в известном месте и мысленно представляется там, где действует” [43].

 

[1] О. I., 4 гл. Нед. веч., 4 и 5 стихиры на Госп. воззвах.

[2] О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.,3 тр. 9 п.

[3] O. II., 5 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 7 п.

[4] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 8 п.

[5] О. I., 3 гл. Нед. вечера, 6 стихира на Госп. воззвах.

[6] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 1 п.

[7] О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.

[8] O.I., 4 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.

[9] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 5 п.

[10] O. II., 5 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 3 п.

[11] O. II., 6 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 7 п.

[12] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 3 п.

[13] Там же, 4 тр. 1 п.

[14] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 и 3 тр. 8 п.

[15] О. I., 4 гл. Нед. веч., 4 и 5 стихиры на Госп. воззвах.

[16] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 1 п.

[17] Там же, 3 тр. 1 п.

[18] Там же, 2 тр. 4 п.

[19] О. II., 5 гл. Нед. веч., 4 стихира на Госп. воззвах.

[20] О. II., 5 гл. Нед. веч., 5 стихира на Госп. воззвах.

[21] Там же, 6 стихира на Госп. воззвах.

[22] O. II., 7 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.

[23] O.I., 3 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.

[24] О. I., 4 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.

[25] О. I., 2 гл. Нед. веч., 5 стихира на Госп. воззвах; 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 4 п.

[26] О. II., 7 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1, 2 и 3 тр. 5 п.

[27] O. I., 2 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 5 п.; О. II., 7 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 3 п.

[28] O. II., 7 гл. Понед.утра. Кан. беспл., 1 и 3 тр. 6 песни.

[29] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 1 тр. 5 п.

[30] O. II., 7 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 1 тр. 8 п. О. I., 4 гл. Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 1 п.

[31] Там же, 2 тр. 3 п.

[32] O. II., 8 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 1 тр. 3 п.

[33] O. II., 7 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 8 п.

[34] О. II., 5 гл. Нед. веч., 5 стихира на Госп. воззвах.

[35] Там же, Понед. утра, Кан. беспл., 3 тр. 3 п.,1 тр. 5 п., 3 тр. 6 п.

[36] О. I., 2 гл. Нед. веч., 6 стихира на Госп. воззвах.

[37] О. I., 3 гл. Нед. веч., 6 стихира на Госп. воззвах; Понед. утра, Кан. беспл., 2 тр. 4 п.

[38] Там же, 3 тр. 9 п. ср. О. II., 8 гл. Понед.утра, Кан. беспл., 2 тр. 9 п.

[39] Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 1, гл. 13.

[40] Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 2, гл. 3.

[41] Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 2, гл. 3.

[42] Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 1, гл. 13.

[43] Препод. Иоанн Дамаскин, кн. 1, гл. 13.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: