Сошествие во Ад Спасителя

П речистое тело умершего на кресте Господа Спасителя было снято со креста Иосифом Аримафейским.

       Движимый любовию, Иосиф сердцем и устами лобызал нетленное Христово тело, намастил его ароматами, обвил плащаницею и погреб в собственной гробовой пещере [1]. Ко входу в нее был привален камень и Иудеи запечатали его печатью. Во гробе Господа стерегла особо поставленная Его врагами стража. Эта охрана создавала впечатление, что воины стерегут “спящего Царя и сокровище жизни” [2].

       Христос — Источник жизни — телом возлег во гробе, чтобы преложить смертное человеческое естество на бессмертное, оживить лежащих во гробах умерших и избавить человечество от поглощения адом [3].

       Трёхдневное погребение Христово промыслительно было допущено ради спасения бесчисленного множества умерших, заключенных во аде [4].

       Пребывая телесно в новом гробе, Христос Спаситель душою и Божеством сошел во ад [5], или, что то же, во внутренность земли. По представлению богословов-литургистов адское царство находится в земной внутренности. Вековые врата ненасытно поглощали души умерших в течение нескольких тысячелетий и, за очень малыми исключениями, почти никого не выпускали. Ад — царство диавола и ему подвластных злых духов, смеялся над всеми умершими людьми, считая их неисходными жителями адских мест. Сюда то и нисшел Вседержавный Господь Спаситель. От величайшего Света Его, Бога Слова, сокровенного в земле, земля вся сотряслась страхом [6]. Безумный ад уже готовился принять Бессмертного. Он все еще считал Христа простым человеком, видя Его пригвождение ко кресту, смерть, окровавленную плоть и погребение [7].

       И вдруг, к изумлению демонского царства, во аде явился не простой человек, но крепкий Божеством Светоносец. Ужаснулись, вострепетали адские князья-вратари, увидев Единого от Троицы. Смерть ощутила свое бессилие пред Самосущей Жизнью [8] и конец своей державной силы [9].

       По мановению Господа мгновенно разбились медные плачевные врата ада, стерлись железные запоры на них [10], разорвались оковы адских бесчисленных узников, челюсти ада сокрушились [11]. Темновидные адские тайники внезапно облистались зарей Божественного света [12], “обложились” сиянием Христова Божества [13]. Народы, заключенные во днах ада, увидели свет Христов, пришли к общению со славой Божией [14], воздвиглись, как бы от сна, и наполнились радостью и многой сладостью [15]. Божественная светлость совершенно потребила адскую мглу [16].

       Ад, осияваемый Спасителем, ужаснулся неизменного Божества Его. Рыдая, диавол и его ангелы говорили в себе: “Кто это есть, что не осуждается в преисподние земли и, как палатку, разоряет узилища смерти “Я принял Его, как мертвого, и трепещу как Бога. Мне было бы лучше не принимать Родившегося от Марии. Он разрушает мою державу. Я принял Его, как одного из мертвых, но не могу держать Его и с Ним теряю мертвецов от века. Вижу Невидимого, тайно бьющего меня” [17].

       Не так отнеслись к явлению Господа во аде души умерших от века.

       Праведники, заключенные здесь и оставленные Богом от века, вспоминали здесь Спасителя и молились Ему о спасении [18]. Они с любовию приняли Его явление [19]. Им радостно было слушать Его повеление аду — отдать мертвых [20] и возглашение к Себе: “Покажитесь (из тьмы), откройтесь” [21].

       Обращаясь к несметным толпам явившихся узников ада, Спаситель наставлял их словом невечерней светлой жизни о Боге [22] и уверовавших Его проповеди освободил от тьмы неведения, прегрешений и из руки диавола [23].

       Между прочим Он говорил слушателям Своей проповеди: “Дерзайте! Я ныне победил. Я есмь воскресение всех людей и вас возведу на небо. Восстаньте из ада. Верующие! выйдите в воскресение” [24].

       Тогда возликовал и взыграл явившийся пред Господом праотец Адам..Некогда, вследствие греха своего, он убоялся Сына Божия, ходившего в раю, теперь же веселился при виде Искупителя мира. Христово благовестие во аде вызвало восторженное ликование во всех, с верою внимавших проповеди о спасении... Сонм уверовавших во Христа единогласно воскликнул Ему: “Слове! Поистине Ты пришел всех нас развязать от уз!” [25]

       Схождение Христа Спасителя во ад освободило от мучительства адова весь род Адама, соединившийся со Христом верою, покаянием и любовию. Второй Адам Господь как бы на своих плечах вынес из тайников ада первого Адама со всем его верующим потомством и как Бог даровал им вечную жизнь [26] и нетление [27].

       Так низложено было мучительство ада, разорваны смертные узы миллионов томившихся здесь людей и получивших свободу ради креста Христова. Вслед за Искупителем они веселой поступью изошли отсюда в незаходимый небесный свет — от смерти к жизни — и восхвалили безмерное Христово благосердие [28].

       Только Христос Спаситель мог вознести человеческое естество, лежащее внизу, открыть ему входы к бессмертной блаженной жизни и сочетать его с ангельским миром ценой воплощения и крестной смерти [29]. Господь исхитил из всеядного чрева ада бесчисленный сонм народов, как овец, и опустошил многочеловечное богатство преисподней [30].

       Пребывая во аде. Спаситель, как вездесущий, не оставлял и небесного круга [31]. Но во аде голос жизни Его связал смерть и диавола, опустошил царства преисподней земли и вдохнул в души умерших благодать вечной жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: