Крестная Жертва Сына Божия

       Изначальное грехопадение прародителей представляло не просто их личное преступление, но одновременно и разрушение благодатной жизни человеческой природы вообще. Восстановление нормальной, богоначертанной жизни в человеческом естестве потребовало от Спасителя совершения ряда действий, противоположных преступлению первых людей.

       Мысленно созерцая крестный подвиг Господа, богословы-литургисты видят в нем прежде всего заглаждение преступления Адама и Евы.

       Адам был создан рукою Божиею в шестой день миротворения, в 12-й час дня простер руки и коснулся плода древа познания добра и зла [45].

       Грехом Адам выразил непослушание Богу [46].

       Первая простерла руки к плоду Ева, затем вкусил запретного плода и Адам [47].

       Грехопадение породило душевные болезни в грешниках и обнажило их от божественного света. Оно связало их также страстями и Божиим осуждением на смерть. После того их постигло фактическое душевное умирание и телесное истлевание [48].

       Христос Спаситель, заглаждая и исправляя прародительские склонения ко греху, совершает искупительные действия противоположного характера.

       Он добровольно попускает Иудеям связать Себя узами для разрешения Адама от многолетней связанности грехом [49], терпит биения, раны, бесчестие и оплевания ради возвращения славы преслушавшему заповедь Божию [50] и исцеления его язв греховных [51]. Венчающий землю цветами венчается терновым венцом для исторжения терна Адамова преслушания [52], обнажается пред распятием, покрывая Адамово обнажение от благодати [53]. Вкушением желчи Господь претворяет горечь древнего вкушения праотца [54] и подает ему Свое сладкое общение и просвещение [55]. Гвоздями креста Он заглаждает и устраняет преступление Адамовой несдержанной руки и страстное разумение первозданного [56]. Простирание Господом рук на кресте исцеляло любовь к страстям Адама, ослабленно протянувшего руки к плоду дерева познания добра и зла [57]. Господне послушание Отцу до крестной смерти возвело Адама в первую красоту [58]. Новый Адам Христос в шестой день недели и в 12-й час дня, — час падения первого Адама, — был распят на кресте, исцеляя его гибель [59]. Христовы крестные болезни избавили человеческое естество от вечных лютых болезней и тления [60] и вознесли Адама, уничиженного страстями, [61] на высоту бесстрастия.

       Из сказанного ясно, что крест Христов загладил и личное Адамово падение и воссоздал вообще человеческую природу. Христос Спаситель принес Свою крестную жертву ради искупления греха Адама и Евы, и грехов всего происшедшего от них человеческого рода.

       Потому в литургическом богословии рассуждения о силе креста Христова непрерывно связываются с мыслью об искуплении крестом всего человечества. В частности, и различные отдельные моменты страдания Господа до креста и на кресте относятся в богослужебных песнях ко спасению всех грешных людей. По мысли богословов-литургистов. Спаситель претерпел неправедный суд от Иудеев, чтобы освободить от клятвенного осуждения все человечество, приговоренное свыше к смерти за грех [62]. Биение Господа рабами и обезображение исцеляло безобразие грешников всего мира [63], уязвление — ходатайствовало о примирении с Богом Отцом уверовавших во Христа [64], заушение — заушало злобу ядовитого диавола [65], вкушение желчи —заглаждало увлечения людей греховной сладостью [66] и злобой.

       Обнажение Господа — ходатайствовало об одеянии ризами нетления и одеждою славы вообще грешников [67], покрывание Его рваной багряницей промыслительно устрояло совлечение с людей страстного умерщвления и звало их согреться благообразной наготой Искупителя [68].

       Спаситель, принявший Своими руками трость поругания, тем самым написал уверовавших в Него в горней книге [69], неправедным осуждением на позорную смерть осудил мучительство смерти над всем падшим человечеством [70]. Связание Его узами освобождало людей от уз греховного прельщения диавола, связывало, как птицу, нерешимыми узами, а верующих во Христа соединяло с Ним узами сладкой любви [71].

       Венчание Спасителя тернием изымало из человеческого существа терноносный грех и страстность и снимало с земли осуждение на произрастание терния и волчцов [72]. Биение Господа тростью и поношение освобождало грешных от позора греха [73]. Богочеловеческие страдания и болезни на кресте остановили болезни и страсти верующих во Христа грешников и привели к безболезненной жизни [74]. Восхождением на крест Спаситель возвысил их из смертного праха и глубины зла [75].

       Такова необъятная действительность крестной жертвы Богочеловека. Христос — Источник жизни за смертных, нисходит в смертный прах плотью, Праведник страдает за неправедных, Бездна милости проливает Свою кровь на кресте и дарует помилование человеческому естеству, источает ему спасение, извлекая из тьмы страстей в небесное состояние [76].

       На кресте Христос Спаситель возжег Свою плоть, как светильник, и взыскал погибшую драхму — человечество [77]. Умерщвляемый Он совоскрешает людей [78], каплями крови освящает землю, уязвлением исцеляет человеческие язвы, распятием освобождает людей от истления греховного пламени и просвещает крестною силою [79].

       Прободение Спасителя в Пречистое ребро неисцельно уязвляло диавола, отстраняло в раю возбранительное оружие, остановило прободения людей бесовскими прилогами, источило миру реки прощения, жизни и нетления [80].

       Как известно, Господь принял на кресте действие смерти и при этом сохранил Свое тело от тления. Ради крестной смерти Его человеческий род воспринял первую жизнь, объял бессмертие [81]. Смерть потерпела тогда умерщвление, тление упразднилось, сила диавола умертвилась [82]. Опочивший сном смерти на крестном древе успокоил утружденных прегрешениями, оживил их, обессмертил их существо и мертвым источил бессмертную жизнь [83]. Смертью за всех людей Он привел всех к нетлению [84].

       Распростертые Господом на кресте руки напоминают всем верующим о том, что Он как бы обнял любовию со креста все человечество, спас его от рабства диавола, извлек из греховного кала, собрал все народы в единую Церковь, запечатлел пороги всех человеческих душ знаками божественной крови и призвал погибающий мир к познанию Своей державы [85].

       Воздавая за Своих рабов долг, Господь излиял Свою кровь на кресте [86], возвратил их, разбитых страстями, к целостности бессмертия и остановил всечеловеческое падение [87].

       Говоря литургическим языком, крестные Христовы страдания и смерть “возместили древнее падение,” “исходатайствовали всем потомкам Адама бесстрастие” [88], “загладили рукописание древнего греха” [89] и “источили миру жизнь и благословение” [90].

       Ценой крестной смерти за мир Спаситель нашел заблудшую овцу, то есть грешный человеческий род, соединил его в одно стадо с ангелами и привел ко Отцу. Силою креста, уверовавшие во Христа люди, освободились от рабства диаволу и через обожение соделались небесными [91]. Вольное Богочеловеческое страдание исцеляет их от вольного угрызения грехом, смертью и диаволом [92].

       Всемирное значение креста Христова проистекало от того, что на крестном древе был добровольно и ради спасения человечества распят Повесивший землю на водах, Царь неба и земли, Жених небесной и земной Церкви, воплотившийся Сын Божий [93].

       Распинатели Господа не ведали, что творили, тогда как сама неодушевленная природа отразила свое благоговение пред распятым на кресте Спасителем. При виде Его, страждущего невинно, солнце облеклось во мрак, как в черную траурную одежду. Земля от страха смущалась и тряслась. Горы и холмы колебались от страха пред державным Господом [94].

       В литургических рассуждениях о кресте Христовом нельзя не отметить развития следующей общей идеи:

       Первый Адам передал потомству похоть, страстность и разорванную от благодати Божией душевно-телесную природу, обреченную на смерть праведным судом Божиим.

       Второй Адам — воплотившийся Сын Божий — исправил человеческое естество во Своем Лице и усвояет всем людям, независимо от их нравственной высоты, дар телесного бессмертия. Верующим же в Него людям передает вместе и восстановление благодатию их естества, возвышенного над страстями. Литургическое сопоставление моментов крестного страдания Спасителя с вытекающими отсюда следствиями для человеческого спасения устанавливают в результате факт дарования грешному человечеству избавления от греха, божественного осуждения на смерть, от самой смерти и рабства диаволу.

       Воплотившийся Сын Божий, в противовес Адаму, совершил человеческим естеством божественно праведный путь жизни. Наказание же, положенное правдой Божией за грехи каждому человеку, безвинно, ради любви Он принял на Себя и претерпел с тем, чтобы дарование людям благодати искупления было соединением правды и милости.

       Общечеловеческий долг пред правдою Божиею страдать и умереть за личные грехи Спаситель благоволил, как безгрешный Бог, Один воздать за всех грешников.

       Своим крестным священнодействием на Голгофе Он исходатайствовал у Небесного Отца, верующим прощение грехов, благословение, мир, бесстрастие, бессмертие, власть над диаволом и обожение.

       Литургическое освещение идеи искупления свободно от холодного юридизма и от мысли о механическом вменении спасаемым благодати искупления. Оно уравновешивает снисхождение любви Божией к спасаемым и их личным хотя и немощным подвигам в деле спасения.

       После крестной смерти Христос Спаситель был снят со креста, погребен, душой и Божеством сошел во ад и в третий день пребывания телом во гробе воскрес из мертвых.

       К литургическому изображению означенных событий земной жизни Господа Иисуса Христа перейдем ниже.

 

[1] О. I., 1 гл. Субб. веч., 7 стихира на Госп. воззвах; О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр. Богород. 9 п.

[2] Триодь Постная, Страстн. Четверг утра, Кан. 2 тр. 9 п.; Триодь Цветная, 4 Нед. по Пасхе утра, 4 Канон, Богородичен, 3 п.; Пед. 50-цы вечера, 3 молитва Василия Великого.

[3] Триодь Постная, Понед. Страстн. Седм. 2 Трипесн., 3 тр. 2 п.; Триодь Цветная, Нед. 50-цы вечера, 2 молитва Василия Великого.

[4] Там же, Триодь Постная, Понед. Стр. Седм. веч., 2 Трипеснец, 5 тр. 2 п.

[5] О. I., 3 гл. Нед. веч., 2 стихира на Госп. воззвах; О. II., 6 гл. Вел. веч., Субб. 2 п., 3 стихира на Госп. воззвах; Триодь Постная, Понед. Страсти. Седм. утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 2 п.; Четверг Страстн. Седм., Повечерие, 1 тр. 8 п.

[6] О. 1.,2 гл. Субб. утра, Кан. Усопшим, 3 тр. 5 п.; О. I., 3 гл. Нед. Полун, Канон Св. Троицы, 4 тр. 1 п.

[7] Триодь Постная, Субб. Мясопустная утра, Канон, 2 тр. 1 ii., 3 тр. 3 п., 3 тр. 5 п.

[8] О. II., 7 гл. Нед. утра. Канон Б.М., 2 тр. 1 п., 3 тр. 1 п.

[9] О. I., 4 гл. Нед. утра, 3 стихира Хвалитная; Суббота вечера Догматик 4 гл.; 2 гл. Нед. утра. Канон воскр., 1 тр. 7 п.; О. II., 5 гл. Нед. утра, Канон воскр., 2 тр. 1 п.; Триодь Постная, Пед. Ваий вечера, 1 стиховн. стихира; Повечерие, Трипеснец, 3 тр. 8 п.; Триодь Цветная, 5 Седм. по Пасхе, Суббота Мал. вечер., 2 стиховн. стихира; О. II., 7 гл. Пед. утра, Канон воскр., 1 тр. 4 п.

[10] О. I., 3 гл. Нед. утра, Канон Б.М., 2 тр. 3 п., 2 тр. 4 п.; О. II., 7 гл. Нед. утра, Канон Крестовоскр., 1 тр. 4 п.

[11] О. II., 7 гл. Нед. утра, 4 стихира Хвалитная; 8 гл. Субб. Вел. вечер., 2 стиховная стихира.

[12] О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 1 п.

[13] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 9 п.; О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 9 п.; 6 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.

[14] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 5 п.; Субб. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 7 п.; О. II., 7 гл. Субб. Мал. вечер., 4 стихира на Господи воззвах.

[15] О. П., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 8 п.

[16] О. II., 5 гл. Субб. Мал. вечер., 5 стиховн. стихира; О. II., 8 гл. Субб. Мал. вечер., 4 стихира на Господи воззвах; Нед. утра, Кан. Крестовоскр. Богород., 7 п.

[17] О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 8 п.

[18] Триодь Цветная, Нед. 50-цы, Повечерие, Кан. Св. Духу, Богород., 4 п.

[19] Триодь Цветная, 4 Седм. по Пасхе Четверг утра, Седален по 1 стихосл.; Пяток 4 Седм. по Пасхе утра, 1 стиховн. стихира.

[20] О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 7 п.

[21] О. II., 5 гл. Субб. вечера, 4 п. 7 стихиры на Господи воззвах.

[22] О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 3 п.; 4 гл. Нед. утра, 4 хвалитн. стихира; 5 гл. Субб. веч., 7 стихира на Господи воззвах.

[23] О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 и 2 тр. 1 п., 1 и 2 тр. 6 п.; Вторник повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.; 3 гл. Нед. утра, Седален по 1 стихосл.; О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.; О. II., 8 гл. Среда Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п., 3 тр. 4 п.; О. I., 2 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, 4 тр. 6 п.; Триодь Цветная, Среда 4 Седм. по Пасхе утра, 1 Кан., 1 тр. 1 п.

[24] Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе вечера, 3 стихира на Господи воззвах; О. II., 5 гл. Нед. повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.; Среда утра, Канон Кресту, Богород., 9 п.; О. I., 3 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, 4 тр. 4 п.; Нед. утра, Кан.воскр., 1 тр. 6 п.; О. 1.,'4 гл. Субб. Мал. веч., 4 стиховная стихира.

[25] О. I., 3 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, 4 тр. 4 п.

[26] Триодь Цветная, Субб. 5 Седм. по Пасхе, Вел. вечер., 6 и 9 стихиры на Господи воззвах.

[27] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. бесплотн., 3 тр. 9 п.

[28] О. I., 1 гл. Среда утра, Седален по 3 стихосл.; О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.

[29] О. П., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 3 п.

[30] 0. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.; 7 гл. Понед. утра, 2 стиховная стихира; Блаженны 1 стих; Среда утра, Кан. Кресту, Богород., 9 п.; 8 гл. Нед. утра, Кан. Кресту, Богород., 9 п.

[31] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 3 тр. 5 п.; 3 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, 4 тр. 3 п.

[32] Триодь Цветная, 4 Седм. по Пасхе Среда утра, 1 Кан., 2 тр. 1 п., 1 тр. 3 п.; 2 Кан., 3 тр. 1 п.

[33] Триодь Цветная, 5 Нед. по Пасхе вечера, 2 стиховная стихира.

[34] О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр.,2 тр. 9 п.

[35] О. I., 1 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 4 п.; 8 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 4 п.

[36] О. II., 5 гл. Нед. Повечерие, Кан. Б.М., 4 тр. 1 п., 1 тр. 3 п.

[37] О. I., 1 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 4 п.; Понед. вечер, 2 стихира на Господи воззвах; Триодь Постная, Вторник Ваий, 1 Трипеснец Богород., 9 п.; Триодь Цветная, 4 Нед. по Пасхе, утра, Кан. Богород., 9 п.; О. II., 8 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 1 п.

[38] О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п., 1 тр. 8 п.

[39] О. I., 2 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр.1 п.; 3 гл. Вторник утра, Кан. Б.М., Кан. Г.И.Хр.,2 тр. 3 п.

[40] O.I., 2 гл. Нед. утра., 1 Антифон-1 тропарь; Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., 1 тр. 4 п.; 3 гл. Нед. веч., 2 стиховная стихира; Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., 2 тр. 3 п.

[41] Триодь Постная, Вторник Ваий утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п.

[42] Триодь Постная, Пяток 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п., 1 и 2 тр. 9 п.

[43] Триодь Постная, Субб. утра 3 Седм. Вел. Поста, 2 Четверопеснец, 6 тр. 9 п.

[44] Триодь Постная, Вторник веч. 4 Седм. по Пасхе, 3 стиховная стихира; Пяток преполовения утра, 4 хвалитная стихира, 4 стиховная стихира; Понед. 5 Седм. по Пасхе утра, 4 стиховная стихира.

[45] Триодь Постная, Синаксар в Нед. Сырную по 6 песни Канона.

[46] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 5 п.; О. II., 6 гл. Субб. утра, 5 хвалитная стихира.

[47] О. I., 4 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 5 п.

[48] О. I., 3 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 4 п.

[49] О. I., 3 гл. Среда утра, Кан. Кресту, Богород., 8 п.

[50] Там же, 1 тр. 4 п.

[51] О. П., 8 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 6 п.

[52] Там же, 1 тр. 8 п.

[53] О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 6 п.; 1 гл. Среда утра, 3 стиховная стихира.

[54] О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 8 п.; О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 4 п.

[55] Триодь Цветная, Нед. Фомина утра, Кан., 4 тр. 4 п.

[56] О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 8 п.; 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 7 п.; О. II., 5 гл. Вторник вечера, 4 стихира на Господи воззвах.

[57] О. II., 5 гл. Вторник вечера, 4 стиховная стихира; 6 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 5 п.

[58] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр. 1 тр. 5 п.

[59] Триодь Постная, Нед. Сырная утра. Синаксарь по 6 п. Канона; О. II., 7 гл. Среда утра. Канон Кресту, 2 тр. 6 п.

[60] О. II., 6 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 и 2 тр. 9 п.

[61] О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 8 п.

[62] О. I., 4 гл. Пяток утра, Седален по 3 стихословии.

[63] О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 4 п.; О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 4 п.; 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 9 п.

[64] О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 3 п.

[65] О. II., Вторник вечера, 2 стихира на Господи воззвах.

[66] О. II., 5 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 7 п.; 7 гл. Среда утра, Канон Кресту, 1 тр. 5 п.

[67] О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 3 п.; 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 6 п.; 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 5 п.

[68] О. П., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 5 п., 1 тр. 8 п.; Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 5 п.

[69] О. I., 3 гл. Четверг вечера, 2 стихира на Господи воззвах.

[70] О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п.

[71] О. I., 3 гл: Среда утра, Кан. Кресту Богород., 8 п., 2 тр. 1 п.; 4 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 4 п.; О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 8 п.; 8 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6 п.

[72] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 5 п.; 3 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п.; Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 4 п.; О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 9 п.

[73] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 4 п., 1 тр. 6 п., 2 тр. 7 п.; О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 4 тр. 1 п.; 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 7 п.

[74] О. I., 3 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 7 п.; 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 4 п.

[75] О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан.Крестовоскр., 2 тр. 1 п.; 1 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 тр. 1 п.; 3 гл. Пяток утра, 2 стиховная стихира; 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 7 п.

[76] О. II., 7 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 4 п.; 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 6 п.; Вторник вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Триодь Постная, 5 Седм. Вел. Поста Среда утра, 2 Трипеснен, 1 тр. 3 п.

[77] О. I., 3 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 5 п.

[78] О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 2 тр. 1 п.

[79] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 6 п.; Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 8 п.; О. II., 5 гл. Вторник веч., 2 стихира на Господи воззвах; Среда утра, Седален по 2 стихословии, Кан. Кресту, 2 тр. 3 п.

[80] О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 4 тр. 1 п.; 3 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6 п.; Триодь Постная, Среда 4 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 9 п.; О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 8 п.; Четверг веч., 3 стихира на Господи воззвах; О. II., 5 гл. Субб. Вел. веч., 2 стиховная стихира.

[81] О. I., 1 гл. Вторник веч., 2 стихира на Господи воззвах; О. II., б гл. Нед. утра, Кан. воскр. 2 тр. 9 п.

[82] О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.; О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 2 тр. 6 п.

[83] С I., 3 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 5 п., 1 тр. 8 п.; 4 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 4 п.; Субб. утра, Канон усопшим, 3 тр. 1 п., 2 тр. 8 п.

[84] О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 5 п.

[85] О. I., 3 гл. Среда утра, 2 стиховная стихира; Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 8 п., 1 тр. 9 п.; 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 8 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. 1 п.; О. II., 5 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 1 тр. I п.; Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п.

[86] О. I., 3 гл. Суб. утра, Кан. усопшим, 3 тр.-1 п.

[87] O.I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 1 п.; О. П., 5 гл. Вторник вечера, 2 стихира на Господи воэзвах.

[88] Триодь Постная, Нед. Ваий утра, Кан., 1 тр. 1 п.; Страсти. Пяток утра. Блаженны — 5 тропарь; О. П., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, Богород., 1 п.

[89] О. II., 7 гл. Нед. утра, Блаженны, 2 тропарь.

[90] Триодь Цветная, 6 Нед. по Пасхе утра, Кан,, 1 тр. 1 п.

[91] О. I., 1 гл. Нед. утра, 1 стиховная стихира; 3 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 1 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 9 п.; О. II., 6 гл. Среда утра, Кан. Кресту, 1 и 2 тр. 1 п.

[92] О. I., 2 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр.,2 тр. 7 п.

[93] Триодь Постная, Страстн. Пяток утра, 15 антифон.

[94] O.I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Крестовоскр., 1 тр. 8 п.; Среда утра, Блаженны — 2 тропарь; Четверг веч., 1 стихира на Господи воззвах; О. II., 6 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 7 п.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: