Сотериологическое Значение Рождества Христова

       С рождением Христа Спасителя от Девы Марии человеческое естество в Его Лице, как известно, соединилось с естеством Божественным.

       В этом смысле Господь Спаситель есть Родоначальник обновленного благодатию человечества. Новый Адам и Восстановитель в верующих начального благодатного состояния, присущего человеческой природе до грехопадения.

       Воссоединение в Богочеловеке человеческой природы с Божеством имеет отношение к состоянию всех верующих, объединяющихся со Христом покаянием и верою.

       В песнопениях Церкви по этому поводу говорится, что Рождество Христово умножило на земле боговедение, открыло людям путь к освобождению от греха и осуждения за него, путь к победе над смертью и диаволом. Оно обусловило и предначало личное человеческое просвещение и обожение благодатию, отверзло людям рай и блаженство вечного Богообщения.

       Прежде всего, “рождение Христа Бога, выражаясь богослужебным языком, воссияло миру — свет разумения (Божества). Из людей первые волхвы, служащие звездам, были учимы звездою поклоняться (Христу) — Солнцу Правды, — и ведать Его, — Восток с высоты” [43]. С Рождеством Христовым постепенно прекратилось прельщение людей идолами. Наступило вечное Царство Божие. Города, объединенные под одним Римским мировым царством, уверовали во владычество одного Божества [44]. Языческие народы, издревле потопляемые тлением страстей, по вере во Христа, стали противостоять греху. Полученное ими безмерное богатство Христовой благодати восстановило в них образ и подобие Божие и освободило их от рабства страстям [45].

       Спаситель, написавший Себя вместе с рабами Римского кесаря, освободил подлинных рабов греха от непреодолимого склонения в греховный мрак. Повитый пеленами разрешил человеческое повитие греховностью и обратил естество верующих на “цветотворные” пастбища благодати [46].

       После того “жалкая утроба Евы получила разрешение от древней клятвы,” а уверовавшие во Христа, освободились от осуждения за грехи [47].

       Враг и человекоубийца диавол уязвился, видя Бога, как Младенца, лежащего в худых яслях. Воплотившийся Сын Божий крепкою Божественною рукою начал тогда разрушение диавольского владычества над держимыми в растлении людьми. Он — неприступный Свет от света, и Отчее сияние, по облачении в человеческую природу, сделался доступным для плотяных людей, и начал приводить их “от бессолнечных ворот к жизненному свету” [48] [49] Благодатное единение со Христом обновляет богоподобие у отпадших от лучшей Божественной жизни и укрепляет их нравственную силу растворением их существа с благодатию [50].

       Совершенное попаление страстности в верующих личностях и беспрепятственное воссияние их благодатию есть то, что называется в богословии обожением. Личное обожение людей по вере во Христа происходит в силу того, что Христос Спаситель, обнищавший в вочеловечении, обожил впервые принятое Им перстное естество излиянием в него Божества Слова [51]. В связи с Боговоплощением и по дару Христову просвещение благодатию открывает спасающимся в Церкви рай.

       Вочеловечившийся Спаситель разрушил препятствия ко входу падших людей в рай. Он привел вновь ко вкушению райской пищи издревле удаленных от нее за непослушание Богу и всем проложил удобно проходимый путь к небу [52].

       Божия Матерь, вопреки Еве, — ходатаице смерти, — ввела в мир Христа, жизнь и спасение людям. Ее чрево явилось мысленным раем, в котором Божественный сад. Вкушая от его плода, верующие во Христа будут живы. Богомладенец — Делатель бессмертных садов в раю, — Сам есть вместе с тем Древо жизни [53]. Вкушающие от этого плода в таинстве св. Причащения принимают вечную силу жизни.

       Таковы в основном следствия Рождества Христова для спасения падшего человечества по литургическому изображению. Сознание их во всей широте и ясности невольно движет всякую верующую душу к непрерывному благодарению Бога Спасителя и прославлению Божией Матери, бывшей Посредницей Боговоплощения.

       Что принесем Богомладенцу Христу за явление на земле нас ради, — спрашивает один из церковных песнопевцев, — от лица Церкви? Отвечая на поставленный вопрос, он же говорит: “Каждая из бывших чрез Него тварей приносит Ему благодарение: ангелы приносят — пение, небеса — звезду, волхвы — дары, пастыри — чудо, земля — вертеп, пустыня — ясли. Мы же — Матерь Деву... Благословим Ее утробу, явившую из девственных ложесн Божие Слово, — этот источник живоносной благодати... Богоматерь — одушевленный город Царя и Бога, в котором Христос, пожив, соделал спасение” [54].

       Прославление Богомладенца, родившегося для нашего спасения, можно выражать молитвенным восклицанием, говоря от души: “Хвала Тебе, даровавшему нам Твое пришествие” [55].

       Исполненные духовного восторга при созерцании Рождества Христова, церковные песнопевцы завершают живописание картины праздника призванием к ликованию всей твари: “Сегодня, — говорят они, — пусть веселятся небо и земля! Да играют и ликуют горы, холмы, долины, реки и моря! Да торжествуют ангелы и люди, ибо ныне Христос пришел для обновления и спасения наших душ” [56]. “Пойте и радуйтесь ныне все земные царства, веселитесь отечества народов! Взыграй пророческий сонм, видя сегодня исполнение своих слов!” [57]

       Говоря кратко, в рассмотренном нами богослужебном творчестве библейская история чудно пронизана теплым чувством сердца и высокими богословскими умозрениями. Ткань литургических мыслей как бы повита бриллиантовыми нитями поэтических образов и испещрена золотыми узорами превосходных догматических и нравственных рассуждений.

 

[1] Ев.Лк. 2, 11.

[2] Рожд. Хр. Вел. вечер., 5 стихира на Господи воэзвах.

[3] Навечер. Рожд. Хр. Царские часы, 1 час, 3 тр.

[4] Навечер. Рожд. Хр. Царские часы, 2 тр. на 9-м часе.

[5] Навечер. Рожд. Хр. Цар. часы, 3 час,3 тр. “на слава.”

[6] Нед. свв. Отец, Велик, вечер., 8 стихира на Господи воэзвах.

[7] Предпразд. Рожд.Хр. Вел. веч.. Троп. Предпр.

[8] Нед. свв. Отец, Вел. веч., 3 стихира на Господи воззвах; Рожд. Хр. утра, 1 Канон, 1 тр. 6 п.

[9] Нед. свв. Отец утра, Канон, Предпразд., 1 тр. 5 п., 2 тр. 5 п.; Рожд. Хр., Велик.веч.,2 и 5 стиховные стихиры; утра, Канон, 9 ирмос, 9 п.; Предпразд. Рожд. Хр., Повечер., Канон, 2 тр. 7 п.

[10] Предпразд. Рожд. Хр. утра, 6-я хвалитная стихира на “и ныне.”

[11] Нед. свв. Отец, Канон, Предпразд., Богор, 3 п.

[12] Нед. свв. Отец утра, Канон, Предпразд. 2 тр. 7 п.

[13] Рожд. Хр., Вел. веч., 1 стихира на Господи воззвах.

[14] Там же, Вел. веч., 4 стихира на Литии.

[15] Рожд.Хр. утра, 6 хвалитная стихира на “и ныне,” Нед. по Рожд. Хр. утра, Канон, Икос по 6 п.

[16] Нед. свв. Отец, Вел. вечер., 1 стихира на Господи воззвах; Предпразд. Рожд. Хр., Повечер., Канон, 3 тр. 3 п.

[17] Иоиль 2; 30.

[18] Нед. по Рожд. Хр. утра, Хвалитн. стихира на “слава.”

[19] Предпразд. Рожд. Хр. утра. Канон, Седален по 3 п.

[20] Там же, Светилен по 9 п. Канона.

[21] Нед. свв. Отец, Канон, Предпразд., 2 тр. 6 п.

[22] Пед. свв. Отец, Богород. Седален. По Непорочных, Канон, Предпразд., Богород. 1 п.

[23] Нед. свв. Отец, Вел. веч., 8 стихира на Господи воззвах.

[24] Нед. свв. Отец, утра. Канон, Предпр., Богород. 8 п.

[25] Предпразд. Рожд. Хр. Вел. вечер., 1 стихира на Господи воззвах.

[26] Там же, 3 стиховная стихира.

[27] Предпразд. Рожд. Хр. Вел. вечер., 1 и 2 стихира на Господи воззвах.

[28] Предпразд. Рожд. Хр. утра, Канон, 1 тр. 8 п.

[29] Там же, 2 тр. 8 п.

[30] Там же, 3 тр. 9 п.

[31] Предпразд. Рожд. Хр. утра, Седален по 2 стихословии; Рожд. Хр. Велик, вечер., 2 стихира на Господи воззвах; Рожд. Хр. утра, Стихира по 50 псалм., 1 Канон, 1 и 2 тр. 7 п.; Лк. 2, 12.

[32] Рожд. Хр. утра, 1 Канон, 2 тр. 4 п.; Ипакои по 3 п. Канона.

[33] Рожд. Хр. Вел. веч., Тропарь после чтения первой очереди паремий.

[34] Рожд. Хр. утра, 1 Канон, 3 тр. 4 п.

[35] Рожд.Хр. утра, 1 Канон, 2 тр. 9 п., 3 тр. 9 п.

[36] Предпразд. Рожд. Хр., Вел. вечер., 3 стихира на Господи воззвах.

[37] Предпразд. Рожд. Хр., Вел. вечер., 1 стиховная стихира.

[38] Рожд. Хр., Вел. веч., 2 и 3 стиховные стихиры; Предпразд. Рожд. Хр. Вел. веч., 2 стихов, стихира,

[39] Предпразд. Рожд. Хр. утра, Канон, 2 тр. 8 п.; Рожд. Хр. утра, 2 Канон, 2 тр. 1 п.

[40] Рожд. Хр. утра, Канон, Ипакои по 3 п. Канона.

[41] Рожд. Хр. утра, 1 Канон, 3 тр. 9 п.

[42] Предпразд. Рожд. Хр. утра, Канон, 1 тр. 9 п., 2 тр. 9 п.

[43] Рожд. Хр. Вел. вечерня. Тропарь праздника.

[44] Рожд. Хр. Вел. вечерня, 5 стихира на Господи воззвах, 6 стихира на Литии на “и ныне”; утра, 5 хвалитная стихира.

[45] Предпразд. Рожд. Хр., утра, Канон, 2 тр. 5 п.: Рожд. Хр. Велик, повечерие, стиховная стихира на слава”; утра, 2 Канон, 2 тр. 4 п., Икос по 6 п.

[46] Нед. свв. Отец, утра, Канон, Предпр., 2 тр. 8 п.; Предпр. Рожд. Хр., Повечер., Канон, 2 тр. 6 п., 3 тр. 7 п., 1 тр. 8 п.; Рожд. Хр. утра, 1 Канон, 1 тр. 5 п., 1 тр. 6 п.; 2 Канон, 1 и 2 тр. 6 п., 3 тр. 7 п., 2 тр. 8 п.

[47] Рожд. Хр. Вел. вечер., стиховная стихира на Славу утра, 2 Канон, 1 тр. 1 п.

[48] Предпразд. Рожд. Хр., Повечер., Канон, 1 тр. 7 п.;утра, Икос по 6 п.; Рожд. Хр. утра, 2 Канон, 1 тр. 5 п.

[49] Рожд. Хр. Вел. вечер., 2 стихира на Господи воззвах, 3 стихира на Литии; Утра, 2 Канон, 1 тр. 4 п.

[50] Рожд. Хр. утра, 1 Канон, 1 и 2 тр. 1 п., 2 тр. 3 п.; 2 Канон, 1 и 2 тр. 5 п.

[51] Рожд. Хр. утра, Седален по 1 стихословии, 1 Канон, 1 тр. 5 п.; 2 Канон, 1 тр. 8 п.; Предпразд. Рожд. Хр., Повечерие, Канон, 2 тр. 4 п.

[52] Рожд. Хр. Вел. вечер., 1 стихира на Господи воззвах; утра, 1 ирм. 1 песни 2 Канона.

[53] Рожд. Хр. Вел. вечерня, 4 стиховн. стихира на “слава”; Предпразд. Рожд. Хр., Повечер., Канон, 1 тр. 6 п.; утра. Канон, 1 тр. 1 п.; Нед. свв. Отец, утра, Седален по 1 стихословии.

[54] Рожд. Хр., Вел. вечер., 4 стихира на Господи воззвах; утра, 2 Канон, 1 и 2 тр. 9 п., 3 хвалитн. стихира Предпразд. Рожд. Хр. утра, 1 хвалитная стихира.

[55] Рожд. Хр. Велик, веч., 3 стиховная стихира, 2 стихира на Литии; утра, Канон, Икос по 6 п.

[56] Предпразд. Рожд. Хр. утра, Канон, 1 тр. 9 п.; Рожд. Хр. Велик, вечер., 1 стихира на Литии, 4 стиховная стихира на “и ныне.”

[57] Предпразд. Рожд. Хр. утра, Канон, 3 тр. 8 п., 1 тр. 9 п.

 

 

Праздник Сретения.

Ц ерковно-богослужебное воспоминание Сретения Господня основывается на известном из Евангелия историческом событии.

       Церковь в этот праздник хвалебно прославляет Богомладенца Иисуса и Его пречистую Матерь-Деву, принесшую в храм сорокадневного Первенца — Сына для представления Богу Отцу.

       Песнопения в день Сретения составлены святыми Константинопольскими Патриархами Германом и Анатолием, святым Андреем, Архиеп. Критским, св.Косьмою, Еп. Маиумским, преп. Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром.

       Поименованные авторы, на основе истории Сретения Господня, раскрывают догматическое учение о Божественной высоте Богомладенца Христа и величии Богоматери. Составленные ими стихиры объясняют причины очищения Пречистой Девы-Матери по законному обычаю и, сравнительно с Евангелием, пространнее излагают пророческие слова Симеона Богоприимца о кресте Христовом.

       Для связи речи песнопевцы влагают в уста Пресвятой Богородицы обращение к праведному Симеону, неизвестное из Евангелия, но весьма возможное и уместное пред заключением в объятия Богомладенца Симеоном. Стихиры на сретение также изображают изумление бесплотных Ангелов при созерцании Богомладенца на руках Богоматери и старца Симеона.

       Применительно к отмеченным нами историческим деталям в литургическом описании праздника Сретения Господня воссоздадим целостную картину этого события.

       Наступил 40-й день по Рождестве Христовом. Пресвятая Богородица Мария, исполняя предписание Моисеева Закона, в этот день принесла Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм.

       По законному требованию все еврейские дети-первенцы мужеского пола, в сороковой день после рождения, представлялись в храме Лицу Божию и посвящались на служение Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождающий новорожденных от постоянного пребывания на службе при храме [1]. Сопровождавший Богоматерь Иосиф Обручник — Опекун Богомладенца, — так же, как и обычные родители, принес за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения Богоматери — двух голубиных птенцов.

       По словам св. Андрея, Архиеп. Критского, два голубиных птенца в настоящем случае символизировали будущее возглавление Спасителем новозаветной Церкви из Иудеев и язычников [2].

       Христос родился от Девы Марии богомужно, без скверны, и Пречистая не нуждалась в очищении. Она была — чистой Голубицей и нескверной Агницей. Но как смиреннейшая Раба Господня, принесшая Лицу Божию Своего Богомладенца — Агнца и Пастыря, Она Сама благоволила стать внутри церкви вместе с обычными женами [3].

       В связи с этим, воздавая должную честь Богоматери, св. Косьма Маиумский вдохновенно замечает:

       “Притечем к Богородице и воззрим на держимого Его Сына Божия. При созерцании Его и бесплотные духи удивленно говорили друг другу: “Ныне мы видим чудное. Создавший Адама, носится как Младенец; Невместимый вмещается на руках; Сущий в неописанных Отчиих недрах описуется плотью” [4].

       Священная и неискусобрачная Дева Мария, держа девственными руками Богомладенца — Создателя всех младенцев, — показала подзаконной Церкви — Законодавца, предобручавшего Себя новозаветной Церкви. Высшая святилища храма. Сама освятила Своим вхождением церковные чертоги [5].

       Ветхозаветный храм отверз пред Нею и Богомладенцем свои светлые входы и приготовил Им дары боголепной хвалы [6].

       Конечно, без озарения Св. Духом, никто из евреев не мог в это время естественно провидеть в Назаретской Деве — Богоматерь и в Младенце Иисусе — Сына Божия, давшего Моисею Закон на Синае [7].

       Но эта страшная действительность была свыше открыта двум Иерусалимским праведникам-духоносцам: Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Они проразумели, по внушению Св. Духа, в Богомладенце — Небесного Человека и Бога Слова во плоти, пришедшего спасти младенца умом — падшего Адама [8].

       В лице Девы Марии их богоозаренным духовным очам предстала Владычица Богородица, чистое жилище Богу, небесная Дверь, херувимский престол, живая скиния Господа, Его многосветлый Чертог [9]. Принесение Богомладенца Иисуса в храм Пречистой Девой эти праведники поняли не как исполнение долга очищения, но как способ уверения людей в истинном приятии Спасителем плоти от Девы [10]. Христос, как Господь, очищающий всех людей от грехов и сохранивший Пречистою Свою Матерь — Деву, не нуждался в жертве очищения [11].

       Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, движимые Св. Духом, встретили Св. Семейство во внутреннем дворе Иерусалимского храма.

       Из церковных песнопений видно, что праведный Симеон был маститый старец, предочистивший душу святой жизнью и делами благочестия. Он происходил из священнического рода и, вероятно, за обилие благодатных дарований назван в одной Сретенской стихире “Святителем” [12].

       Анна Пророчица, дочь некоего Фануила из колена Асирова, подобно прав. Симеону, была преподобная и целомудренная подвижница, угождавшая Богу постом и молитвою день и ночь. Ей тогда было от роду 84 года [13].

       Когда праведный Симеон подошел во храме к Пречистой Деве и с величайшим благоговением смотрел на Нее и на Богомладенца, Она сказала ему: “Симеон, носитель несказанных тайн! Прими на руки, как Младенца, Господа славы и спасение мира... на Которого ты надеялся. Он — Божественное утешение Израиля, Владыка закона и Исполнитель законного порядка” [14].

       Старец поклонился до земли Богоматери и сказал:

       “Радуйся, Чистая! Ты, как престол, держишь Бога и носишь Огнь... Боюсь объять Бога — Младенца... Правда, Исаия некогда очистился принятым от Серафима углем. Ты же подаешь мне носимого Тобою Невечернего Света... Страшусь обнять моими руками Превечное Слово, рожденное от Отца” [15].

       С этими словами Симеон, трепеща, простер престарелые руки, взял в объятия первовечное воплощенное Отчее Слово и облобызал Его. Он обнимал и лобызал Того, “Которого трепещут небесные силы” [16].

       Затем старец в последующих словах своих исповедал Богомладенца Владыкой жизни и смерти и пророчески возвестил о грядущем страдании Его на кресте, смерти, воскресении и просвещении Им спасаемых народов [17].

       Св. Патриарх Гермоген, представляя Симеона Богоприимца носящим Господа Иисуса, не может удержаться от восклицания, и говорит в одной стихире: “Симеон! скажи Кого ты в церкви носишь на руках? К Кому простираешь обращение? Это — Бог Слово, воплотившийся ради нас” [18].

       И как было не изумляться Патриарху песнопевцу, когда ужасались этого зрелища сами Ангелы, видя Бога Слова во плоти сидящим и восклоняющимся на старческих руках, как на престоле, и херувимской колеснице [19].

       Между тем, прав. Симеон, держа Господа в объятиях, вдохновенно произнес следующие бессмертные слова: “Владыка! Ныне Ты с миром отпускаешь меня к тому блаженству (за гробом). Мои глаза увидели Тайну, сокрытую от веков, и явившуюся в конце дней. Я увидел в Тебе Свет, рассеивающий омрачение неверующих народов и дающий славу новоизбранному Израилю. Узрев моего Спасителя, я ныне освобождаюсь от уз земной жизни” [20]. “Теперь, Господи, отпусти Твоего раба от союза с этой плотью к бесконечной, нестареющей жизни, ибо я видел Тебя,— Жизнь всех” [21]. “Отпусти меня возвестить Адаму, что я в образе Младенца видел Тебя, непременного, превечного Бога и Спасителя... Я пойду принести благую весть находящимся во аде Адаму и Еве о том, что Бог, Избавитель земного рода, придет до ада. Он подаст прощение всем пленным и прозрение слепым” [22]. “Христе! Ты даровал мне радость Твоего спасения. Прими Твоего служителя, утружденного старостью” [23].

       Безмолвно выслушивалась всеми в храме приведенная речь старца-праведника. Никто не находил слов к тому, чтобы прервать поток мыслей этого святого, прощающегося с земной жизнью. Только Богомладенец как бы вещал всем при общем молчании: “Старец не Меня держит, но Я держу его (в жизни на земле), так как он у Меня просит отпуска из нее” [24].

       Обращаясь к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказал Ей будущее о Богомладенце и об Ее страданиях у креста Христова:

       “Этот Отрок, — говорил старец Богородице, — будет знамением спора людей. Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: непокорным будет падением, верующим — восстанием” [25]. “Он положил Себя Камнем преткновения и соблазна непокорным и неверующим спасением верным” [26]. “И Твое сердце, Нетленная, пройдет оружие при виде Сына Твоего на кресте” [27].

       Такова речь Симеона Богоприимца в литургической передаче. Здесь не трудно различать вплетения в собственные Евангельские слова их искусного богословского толкования.

       Что касается пророчества о Христе Спасителе прав. Анны Пророчицы, то оно в канонах и стихирах на “Сретение” передается в общих фразах. Святая Старица, по словам песнопевцев, проповедовала в храме о Богородице и Богомладенце, называя Его Спасителем, Избавителем Израиля, Христом и Творцом неба и земли” [28].

       Изложенное выше содержание всенощного богослужения на праздник Сретения Господня сосредоточивает внимание верующих на созерцании ярких божественных образов Христа-Богомладенца и Его Пречистой Матери. Оно учит благодарно славить Спасителя и молитвенно призывать на помощь в спасении Богоматерь словами:

       “Богородице Дева, упование и благая Помощница христиан! Покрой, соблюди и спаси уповающих на Тебя от всякой нужды и печали” [29]. “О, Дева Мария! Просвети мою душу, крайне омраченную житейскими усладами” [30].

       В истории “Сретения Господня” образ Богоматери выступает в сиянии небесной чистоты, благодатного смирения и божественного величия.

 

[1] Предпр. Сретен. Госп. утра. Канон Богород., Светилен по 9 п.

[2] Сретен. Вел. вечерня, 4 стиховная стихира на “и ныне.”

[3] Предпр. Сретен. утра, 1 стиховная стихира; Праздн. Сретен. утра. Канон 10-й припев на 9 песни.

[4] Сретен. утра, Канон, Икос по 6 песни Канона.

[5] Предпр. Сретен. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; 2 и 3 стиховные стихиры; Сретение, Мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах; утра. Канон, 1 и 3 тр. 1 п.

[6] Предпр. Сретен. вечера, 1 и 2 стихиры на Господи воззвах.

[7] Сретение, Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах; 1 стихира на Литии.

[8] Сретение, Канон, 2 тр. 3 п.; Предпр. Сретен. утра. Канон, Богородич. 1 песни, 3 тр. 6 п.; Сретен. Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах.

[9] Предпр. Сретен. утра, Канон, Богородич. 1 и 4 пп.; Сретен. Вел. вечерня, 1 стиховная стихира.

[10] Сретение утра, Седален по Полиелее.

[11] Предпр. Сретен. утра, Кан., Богород. 8 и 9 пп.

[12] Сретен. Вел. вечерня, 2 стиховная стихира.

[13] Сретен. утра. Канон, 1 тр. 9 п.

[14] Сретен. Вел. вечерня, 4 стиховная стихира; утра, Канон, 1 и 2 тр. 4 п.

[15] Сретен. утра, Канон, 1 и 3 тр. 5 п.; Сретен. Мал. вечерня, 2 стихира на Господи воззвах.

[16] Сретен. Мал. вечер., 1 и 3 стихиры на Господи воззвах; 3 стиховная стихира; Велик, вечерня, 7 стихира на Литии; утра, Седален по 1 стихословии; Предпр. Сретения вечер., 4 стиховная стихира.

[17] Сретен. Вел. вечер., 7 стихира на Литии, 1 стиховная стихира.

[18] Сретен. Вел. вечер., 1 стихира на Господи воззвах.

[19] Предпр. Сретен. утра. Канон, 3 тр. 7 п.; Сретен. утра. Канон, 2 тр. 4 п., 4 хвалитная стихира.

[20] Предпр. Сретен. утра, 4 стиховная стихира; Сретен. утра, 1 хвалитная стихира.

[21] Сретен. Вел. вечер., 1 стихира на Литии; утра, Седален по Полиелее.

[22] Сретен. Велик, вечерня, 3 стиховная стихира; утра, Канон, 1 и 2 тр. 7 п.

[23] Сретен. утра, Канон, 2 тр. 9 п.

[24] Сретен. утра, Канон, 5 припев на 9 песни.

[25] Предпразд. Сретен. утра, Канон, Богородич. Светильна по 9 п. Канона; Сретен. утра. Канон, 2 и 3 тр. 8.п.

[26] Сретен. утра, Канон, 1 тр. 6 п.

[27] Сретен. вечера, 4 стиховная стихира; утра, Канон, 3 тр. 7 п.

[28] Предпразд. Сретен. утра, Седален по 1 стихословии; Сретен., Велик, вечерня, 7 стихира на Литии; утра. Канон, 8 припев на 9 п. Канона, 3 тр. 9 п.

[29] Сретен. утра. Канон, 1 и 2 припевы на 9 песни; Предпразд. Сретен. утра, Канон, 1 и 2 тр. 9 п.

[30] Сретен. утра. Канон, 14 припев на 9 песни.

 

 

Богоматерь у Креста.

В нутри каждого православного храма непременную церковную принадлежность составляет обычно громадный деревянный крест с изображением Распятого Господа Спасителя и предстоящих по обе стороны креста Богоматери и Ап. Иоанна Богослова.

       Божия Матерь изображается обычно в светло-синем одеянии с молитвенно сложенными вместе ладонями рук в знак невыразимой скорби и каплями слез, истекающих из Ее очей. Придание Лику Пресвятой Богородицы такого живописного выражения объясняется тем, что Она переживала у креста необычайное напряжение скорбных чувств со слезами и безмолвно. Психологически вполне понятна возможность такого молчаливого страдания во время обостренных горьких переживаний.

       Литургическое понимание Божией Матери у Креста Господня выдвигает другую точку зрения.

       По свидетельству церковных песнопевцев, Пречистая, видя Своего Сына и Бога повешенным на кресте, невыразимо болезновала о Нем [1].

       При этом Она плакала, стенала, терзала власы и сквозь рыдания произносила вслух Господа слова, полные жалости к Нему и величайшей скорби о Нем.

       Как неоценимые драгоценности и крупицы чистого золота эти Богоматерние взывания к Распятому Спасителю рассеяны по литургическим творениям отцов и учителей Церкви.

       Из числа их приведем наиболее характерные:

       “Желанное Мое Чадо, Превозлюбленный Сын Мой! — с плачем говорила Пречистая Христу. — Как осудило Тебя на распятие беззаконное еврейское сонмище” [2].

       “Увы Мне! Я уязвляюсь сердцем и душой, видя Тебя пригвожденным ко кресту среди двух злодеев” [3]. “Не могу видеть Тебя пригвожденным на древе” [4]. “Как страдаешь Ты и терпишь страдания, Сладчайший Сыне, священное Мое Чадо” [5]. “Как умерщвляешься Ты, промышляющий об оживлении всех умерших” [6]. “Оружие прошло Мое сердце” [7].

       “Какими очами посмотрю на Тебя, висящего на кресте Как не восплачу и как не возрыдаю, видя Тебя страждущим” [8]. “Что воздали Тебе, Вселюбимый, враги, желая оставить Меня бесчадной. При виде Твоего страдания горит Моя утроба” [9]. “Как претерплю Я болезни” [10].

       “Возлюбленное и сладкое Чадо! Ныне вижу Тебя нагим, уязвленным, бесславным и горько уязвляюсь. Незаходимое Солнце, Превечный Боже! Ты незаслуженно страдаешь” [11].

       “Рождая Тебя, Я не имела скорбей и болезней. Но ныне терзаюсь и принимаю болезни, не терпя видеть Тебя поднятым на крест” [12]. “Я пронзаюсь в сердце горькими стрелами и погружаюсь в безмолвную печаль” [13]. “Как несправедливо страдаешь Ты, объемлющий страдания людей из желания избавить их от гибели” [14]. “Безумное еврейское собрание преогорчевает Тебя, думая удалить с земли. Я матерински болезную сердцем, лишаемая Тебя” [15].

       “Сыне Мой, Сладкий Мой Свет! Зашел на кресте образ Твоей красоты” [16]. “Твои руки и ноги пригвоздились беззакониями людей и Ты изливаешь кровь Твою” [17]. “Не оставь Меня в мире одну и бесчадною” [18].

       Принимая во внимание эти плачевные слова Пречистой и обстановку, царившую у креста Христова, нетрудно установить согласие между литургическими замечаниями о плаче Пресвятой Богородицы около Распятого Господа и другим мнением о безмолвном сострадании Ее Спасителю.

       Можно с вероятностью допустить, что в присутствии римской стражи и толпы евреев-хулителей Господа, Богоматерь некоторое время страдала безмолвно, внутренне. По расхождении же наглого еврейского собрания Она дала свободу наружному излиянию Своих переживаний.

       Несомненно еще и то, что Пресвятая Богородица от момента распятия Спасителя до самого погребения Его была около креста неотлучно. По Ее готовности умереть вместе со Христом можно судить о невозможности для Нее даже временного удаления с Голгофы в дом Ап. Иоанна Богослова.

       После крестной смерти Господа и расхождения посторонних зрителей по домам от места распятия. Пречистая уже не сдерживала Своих чувств и со слезами горько взывала: “Сладкое Мое Чадо, Свет очей Моих! Не терплю видеть Тебя смертно уснувшим на древе. Зашел Ты, незаходимое Солнце, бессмертный по естеству Бог [19], добровольно терпишь ужасную смерть” [20]. “Вот, сладкий Мой свет, надежда и благая жизнь Моя, Бог Мой угас на кресте. Воспламеняюсь утробой” [21]. Ныне Я лишена Моей надежды, радости и веселия, болезную сердцем” [22]. “Сыне Мой! Твоим страшным и чудным рождением Я была возвеличена более всех матерей. Но, увы, ныне воспламеняюсь скорбью” [23]. “Хочу принять Тебя с древа на руки, которыми, как Младенца, держала, но никто Мне этого не дает” [24]. “Любимое Мое Чадо, Утешение Мое, не забудь Твоей Рабы” [25].

       Плача при виде умершего на кресте Сына Своего и Бога, Пречистая обратилась к присутствовавшему близ креста Иосифу Аримафейскому, тайному ученику Господа, с просьбой, говоря:

       “Иосиф! Поспеши идти к Пилату, и испроси у него позволения снять с древа Твоего Учителя” [26].

       Образ умершего Спасителя на кресте и мольба горько плачущей Богоматери потрясли душу Иосифа. Отложив всякий страх и проливая обильные слезы, он пошел к Пилату и просил Тело Иисусово [27].

       Разрешение было дано. Тогда Иосиф вместе с Никодимом, — тайным учеником Христовым, — снял Пречистое Тело Господне с креста на землю, и рыдая над Ним, многократно лобызал Его [28].

       Пресвятая Богородица, при виде Своего Сына, бездыханно лежащего на земле, обняла Его руками, лобызала уста и очи Его. Затем Она положила Главу. Его на Свои колени и рыдая восклицала:

       “Вижу Тебя, Сыне Мой, безмолвным и недвижимым” [29]. “Ныне Я лишена Тебя, сладкое и любимое Мое Чадо” [30]. “Увы Мне! 'болезни, скорби и воздыхания нашли на Меня” [31], “хотела бы Я умереть с Тобою” [32], “бесславным и не имеющим вида” [33].

       “Не скажешь ли Божие слово Твоей Рабе?” “Не явишь ли милости Родившей Тебя?” [34]

       “Еще не услышу Твоего сладкого голоса. Как прежде — не увижу красоты Твоего Лица, ибо зашел Ты от Моих очей” [35]. “Ныне прими Меня, Владыка, с Собою, да сойду и Я с Тобой во ад. Не оставь Меня одну. Уже не терплю и жить, не видя Тебя, Моего Сладкого Света” [36].

       Иосиф Аримафейский, смотря на рыдающую Богоматерь, весь растерзался душой и горестно восклицал:

       “Боже мой! Как ныне погребу Тебя, раб Твой? Какими плащаницами обовью Твое Тело?” [37]

       При помощи Никодима он благоговейно принял от Пречистой Христово Тело, совместно с ним намастил Его ароматами, обернул плащаницею и понес к собственной гробной пещере, расположенной близ Голгофы в саду.

       Пресвятая Богородица, видя Спасителя уносимым для погребения, с горькими рыданиями восклицала:

       “Увы Мне! Что Я вижу? Куда идешь ныне, Сладкое Мое Чадо, помазанный ароматами [38], а Меня оставляешь Одну? [39] Зачем идешь этим путем? Куда спешишь? Я пойду с Тобой... Промолви Мне слово. Твоей Рабе. Не оставь Меня без внимания. Агнец Всенепорочный и незаходимое Солнце! Как Ты зашел от Моих очей?” [40] “Как в убогом гробе полагаешься Ты, восставляющий из гробов мертвых? [41] “Не встану от Твоего гроба! Не перестану проливать слезы. Раба Твоя, пока и Я сойду во ад. Не могу терпеть разлучения с Тобой, Сын Мой” [42]. “С этого времени ко Мне никогда не прикоснется радость. Зашел во гроб Свет Мой, Радость Моя... Не оставлю Тебя Одного. Здесь же умру и спогребусь с Тобой” [43]. “Чадо Мое! Ныне исцели Мою душевную язву, утоли Мою болезнь и печаль” [44].

       Изнемогая от рыданий, Пречистая говорила бывшим с Нею мироносицам: “Срыдайте Мне и горько оплачьте, ибо Мой Сладкий Свет и ваш Учитель предается гробу” [45].

       Такова церковно-литургическая картина переживаний Пресвятой Богородицы у креста и гроба Христова. Здесь отражена невыразимая словом потрясающая сила Богоматернего чувства; беспредельная любовь Пречистой ко Господу до самозабвения, нежная жалость и неразрывность Ее внутренней жизни с жизнью Христовой.

       Именно только в таких внутренних и внешних формах может изливаться глубина материнской скорби.

       Богородичные страдания у креста и гроба Господня в изображении церковных песнопевцев выражают не просто мучительное человеческое чувство или обычную боль души, но страдания Богоматерние. Божия Матерь больше, чем кто-либо из живущих на земле, ведала, кто Ее Сын. Она глубоко проникла в тайну искупления мира Крестом Христовым, благоговела пред нею и ожидала ее свершения. Тем не менее естественные переживания безмерной жалости и материнского сострадания Господу невольно прерывались из Ее пресвятой души в плачевных словах.

       Как дождь, проходя воздух, позволяет людям облегченно дышать, так обильный слезный дождь, падавший из очей Пречистой на Голгофе, несколько разрешал Ее невыразимо тяжкую муку и боль сердца.

       Литургическое воспроизведение плача Божией Матери, сопровождаемого восклицаниями, насыщено возвышенным лиризмом и пламенеет огнем сердечной боли. При всем том, слова Богоматерние не омрачены ни малейшей тенью ропота и уныния. В них благодатная душа смягчена безусловным смирением и совершенной преданностью Богу и Его промышлению.

       Глубочайшая вера Пресвятой Богородицы в торжество воплотившегося Сына Божия над человеческой злобой, грехом и диаволом скоро нашла оправдание в дальнейших событиях после Христова погребения.

       Синаксарь, положенный на неделю Пасхи, рассказывает, что Пречистая первая из всех людей на земле познала Христово воскресение чрез явление Ей Воскресшего Господа.

       В глубокое утро первого дня недели Она, по свидетельству Евангелиста Матфея [46], сидела прямо против Господня гроба вместе с Марией Магдалиной и здесь от Ангела услышала благовестие о восстании Спасителя из гроба.

       Но Ап. Матфей, равно и три других Евангелиста, намеренно говорят об этом прикровенно, чтобы не подвергнуть сомнению факта Господня воскресения из мертвых из-за свидетельства о нем Пречистой Его Матери. Вместо того они повествуют о первом явлении Ангела с вестью о Воскресении Христовом — Марии Магдалине и другой Марии, сокровенно разумея под “другой Марии” Пресвятую Богородицу [47].

       После явления Ангела Богоматерь с Марией Магдалиной возвращалась от гроба. В это время им, как сказано у Евангелиста Матфея, явился Воскресший Господь и воскликнул: “Радуйтесь!” Побеждаемые любовью они пали пред Спасителем и коснулись руками Его ног из желания осязательно убедиться в истине Его Воскресения” [48]. При виде Господа Пресвятая Богородица радостно прославляла Его [49].

       Вознесение Христово на небо в сороковой день по воскресении из мертвых произошло в присутствии Богоматери. На Елеонской горе, месте вознесения, — Пречистая была вместе с Апостолами. Ей, более всех болезновавшей при страданиях Господа на кресте, “следовало насладиться и радостным видением славы Его плоти” [50].

       Церковно-литургическое освещение страдания Божией Матери в последний день земной жизни Господа Спасителя превосходно дополняет Евангельский рассказ о страстях Христовых. Евангелие, изображая крестные страдания Христовы, сосредоточивает внимание исключительно на Личности Богочеловека — Искупителя мира.

       Литургическое творчество находит нужным расширить Евангельское повествование введением сюда описания страданий у креста Пресвятой Богородицы. Чрез это Церковь получает в литургическом богословии новую, важную и интересную страницу с описанием Богоматернего участия в искупительной жертве Спасителя.

 

[1] О. I., 3 гл. Вторник Повечер., Канон Б.М.,4тр. 5 п.

[2] О. II., 5 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.

[3] О. II., 5 гл. Среда утра, Богор. Седальна по 1 и 3 стихословии.

[4] О. II., 5 гл. Пяток утра, 5 стиховная стихира на “и ныне.”

[5] О. II., 6 гл. Вторник вечера, 4 стихира на Господи воззвах; Пяток утра. Канон Кресту, Богород. 4 п.

[6] О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Кресту, Богород. 3. п.

[7] О. II., 6 гл. Среда утра, Крестобогород. Седальна по 2 стихословии.

[8] О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Кресту, Богород. 5 и 7 песн.

[9] О. II., 8 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Среда утра, Богород. Седальна по 1 стихословии.

[10] О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, Богород. 1 п.

[11] Триодь Постная, Пяток Страстн. Седм., Повечерие, Канон Симеона Лог., 1 и 4 тр. 4 п.; О. I., 1 гл. Вторник вечера, 4 и 5 стихиры на Господи воззвах.

[12] О. I., 1 гл. Вторник вечера, 6 стихира на Господи воззвах.

[13] О. I., 3 гл. Четверг вечера, 6 и 7 стихиры на Господи воззвах.

[14] О. I., 1 гл. Вторник вечера, 7 стихира на Господи воззвах “и ныне”; 2 гл. Вторник вечера, 4 стиховная стихира на “и ныне.”

[15] О. I., 1 гл. Среда утра, Канон Кресту, Богород. 8 п.

[16] О. I., 1 гл. Среда утра, 4 стиховная стихира на “и ныне”; Блаженны 6 стих.

[17] О. I., 4 гл. Вторник вечера, 5 стихира на Господи воззвах.

[18] О. I., 4 гл. Вторник вечера, 6 стихира на Господи воззвах и 4 стиховная стихира.

[19] О. I., 2 гл. Четверг вечера, 4 стихира на Господи воззвах; О. II., 8 гл. Вторник вечера, 4 стихира на Господи воззвах; Среда утра, Кан. Кресту, Богород. 7 п.; 7 гл. Пяток утра, Богород. Седальна по 2 стихословии.

[20] Триодь Постная, Пяток Страсти. Седм., Повечер.. Канон Симеона Логоф., 2 тр. 1 п.

[21] Там же, 4 тр. 3 п.

[22] Там же, 4 тр. 1 п.

[23] Там же, 2 тр. 3 п.

[24] Там же, 3 тр. 3 п.

[25] О. I., Среда утра, 4 стиховная стихира на “и ныне.”

[26] Триодь Постная, Пяток Страсти. Седм., Повечерие, Канон Симеона Логоф., 2 тр. 4 п.

[27] Там же, 3 тр. 4 п.

[28] Там же, 1 тр. 5 п.

[29] О. I., 2 гл. Четверг вечера, 6 стихира на Господи воззвах.

[30] Триодь Постная, Страстн. Седм. Пяток, Повечерие, Канон, 3 тр. 5 п.

[31] Там же, 4 тр. 5 п.

[32] Там же, 1 тр. 6 п.

[33] Там же, 2 тр. 6 п.

[34] Там же, 3 тр. 6 п.

[35] Там же, 4 тр. 6 п.

[36] Там же, 2 тр. 7 п.

[37] Там же, 1 тр. 8 п.

[38] Там же, 3 тр. 7 п.

[39] Там же, 3 тр. 7 п.

[40] О. II., 5 гл. Вторник вечера, 5 и 7 стихиры на Господи воззвах; 8 гл. Вторник вечера, 7 стихира на Господи воззвах, на “и ныне.”

[41] Триодь Постная, Пяток Страстн. Седм., Повечерие, Канон, 3 тр. 8 п.

[42] Там же, 4 тр. 8 п.

[43] Там же, 1 тр. 9 п.

[44] Там же, 2 тр. 9 п.

[45] Там же, 2 тр. 7 п.

[46] Ев. Мф. 28, 1-10.

[47] Триодь Цветная, Нед. Пасхи утра. Канон, 4 припев на 9 п.

[48] Триодь Цветная, Нед. Пасхи утра. Синаксарь по 6 п. Канона.

[49] Триодь Цветная, 3 Нед. по Пасхе утра, Канон Б.М., 2 тр. 4 п.

[50] Триодь Цветная, Среда 6 Нед. по Пасхе, Велик. вечерня, 7 стихира на Литии “и ныне.”

 

 

Успение.

И стория Успения Божией Матери, развертываемая по данным церковно-литургического творчества, имеет свою научную ценность.

       Исследование этого исторического факта приходится делать на основании древнехристианского предания и отчасти апокрифов.

       Отслоение зерна истины от сомнительных или неправдоподобных вымыслов в сказании об Успении Пресвятой Богородицы произвели именно такие авторитетнейшие песнописцы православной Церкви, как святые:

       Анатолий, Патриарх Константинопольский (+V в.), Герман, Патриарх Константинопольский (+VIII в.), Феофан Начертанный, Митрополит Никейский (+IX в.), Косьма, Епископ Майумский (+776 г). и преп. Иоанн Дамаскин (+780 г.).

       Церковно-богослужебные творения, приуроченные к изображению события Успения, описывают его в подробностях критически взвешенных, общепринятых в Церкви и соответствующих беспримерному величию и достоинству Матери Бога Слова.

       Целью настоящей работы является объединение отрывочных замечаний упомянутых великих песнописцев в целостное историческое повествование о Богоматернем Успении. В описании его по возможности сохраняется оригинальный стиль святых авторов.

       Богослужебные каноны и песнопения, положенные на Успение, раскрывают ряд следующих моментов данного события:

       1. собрание Апостолов в Иерусалим,

       2. последнюю беседу их с Божией Матерью,

       3. преставление и погребение Богоматери и

       4. описание явления Ее Апостолам на третий день после погребения.

       Изложение перечисленных исторических деталей мы заключаем определением дидактического значения богослужебных Успенских молитв и песнопений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: