Идеалистические учения Древней Греции

 Философский идеализм - в наиболее совершенной, классической форме - представлен в творчестве Платона (427-347). Объективный идеализм. Фил развитие началось в школе Сократа. Основал школу (академия). Трактат Гос-во, затем диалоги Пир, Федон, Законы. Ф. учение П охватывает вопросы - о бытии, мире и его происхождении, душе и познании, обществе, раздел труда, воспитаниию искусстве. Мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возник и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлиной сущностью вещей их причинами явл бестелесные нечувств формы (идеи или виды), постигаемые умом. Идеи вечны, неизменны, не зависят от условий пространства и времени. Знание есть припоминание. Идеи познаются путем интуиции. Середину между мнимым и подлинным знанием занимают математ знания. Они имеют нечто родственное чувст вещам и идеям.

Высшие роды сущего - Бытие, движ., покой, тождество и изменение. Поэтому бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. Противоречия есть условие для побуждения души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть, по Платону, искусство диалектики.

Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соотв воспитании. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. Разряду разумной должен соотв разряд правителей — философов, аффектной — воинов, вожделенной - ремесленников. Частная собств и семья — подрывают условия общества. П разработал план общежития, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.

Учеником Платона был Аристотель. Основал школу - гимнасии (Ликей). Сочин.: “О душе”, “Физика”, “категории”. Ф. А. охватывает вопросы логики, психологии теори познания, учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов.  Учение А. — объективный идеализм. Оно сложилось в резкой критики учен. П. об идеях. Эта теор. (об идеях) несостоят. по ряду причин: 1. Идеи П простые копии чувственных вещей. 2.Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. 3.Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному П. впадает в противоречие. 4.Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувств. мира, П. лишил себя возм. объяснить факты рождения, гибели и движения.                     

 По А. каждая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества - меди и формы — шаровидности, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом. Каждая форма может рассматриваться и как материя для кот. должна сущ соотв. ей высшая форма. Однако так мы поднимаемся до формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл. перводвигатель или бог - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн вещи есть единство материи и формы.

Теория познания. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт. Аксиомы науки, кот не могут быть выведены из высших по отношению к ним положений и кот. должны быть признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.  Логика по А. – науа о доказательстве, а также о формах мышления, необх для познания. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех этих иссл. лежит теория умозаключений. А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Космология и физика. Космология – геоцентрическая. Земля – шар. Источник движения – бог (перводвигатель). Физика -учение о целесообр. в природе. Этот принцип распростран. на все бытие и даже на бога. Примеры целесообр. видел в росте организмов.

Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая доблесть, наиболее соверш. вид блаженства. Наилучший из всех классов - земледельческий, однако они в силу своего образа жизни и территор. распыленности не могут активно вмешиваться в вопр. управления, Этим делом должны заним среднезажиточные классы общесва.     А различает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошие -власть служит обществу в целом - монархия, аристократия и полития (власть сред. класса, основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: