Материалистические учения Древней Греции и Древнего Рима

В Древней Греции положено начало таким типам философских школ, как материализм и идеализм. Уже философы милетской школы стояли на позициях стихийного материализма.

ФАЛЕС.  К. 7 н. 6 в. до н. э. Свои геогр., астроном. и физич. познания Фалес связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе. Фалес полагал, что существующее возникло из первовещества - «воды». Все постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Во вселенной все полно богов, все одушевлено. Доказательство в свойствах магнита; так как магнит способны приводить тела в движение, то, следовательно, они имеют душу.

Анаксимандр. Первоисточник - то некое первовещесто (апейрон) из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.

Анаксимен. Первовещество –– воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддержив. воздухом.

Наиболее четко материалистическое мировоззрение выражено в творчестве Демокрита из Абдер (460 - 370). Весь мир и все состоит из атомов и пустоты, образующих своим бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Соединения атомов ведет к появлению (рождению), а их распад к исчезновению (смерти) предметов. Атомы - вечные, неделимые, неизменные.

Атомы - всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же - место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носятся или сплетаются между собой, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения. Атомы различ. по форме, порядку и положению. Жизнь и смерть организма сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Основа познания — ощущения. От вещей отделяются “видики” — материальные формы вещей, они проникают в органы чувств через поры. Если поры соотв. видикам, то в ощущ. возникает образ предмета. Предметы, кот. недоступны чувствам, постигаются умом, и это позн. также м.б. достоверным.

Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие — разделение труда. Этические воззрения — разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем.

Эпикур. (341-270днэ) Гл. задача ф. — создание этики, учения о поведении. Этика должна опир. на физику, а физике должно предшествовать разраб. теории познания. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. Восприятие — единственный критерий истинности. Э. полагает, что движение атомов обусловлено их тяжестью, которая с формой, положением и порядком становится важным объективным определением атома. Количество форм ограничено. Криволинейное движение атомов - необход. условием свободы человека. Критерий счастья — удовольствие. Благо — то, что порождает удовольствие. Зло – то, что порожд. страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна. Освобождение от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия: 1. прир. и необход. для жизни; 2. прир., но для жизни не необходимые; 3. не необх для жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерж. от остальных.

Наиболее видным представителем материализма в Древнем Риме был Тит Лукреций Кар. Поэма Лукреция «О природе вещей». Величайшие враги человеческого счастья — страх перед преисподней (адом), страх загробного возмездия и страх перед вмешательством богов течение человеческой жизни. Философия должна показать, что это невозможно. Условием освобождения от страхов может быть только истинное познание природы: как устроен и как возник мир, каковы его физические элементы, из каких состоит сам человек и что делается с этими элементами после его смерти. Этика, учение о счастье может быть только завершением и результатом физики, науки о природе.

Две идеи Лукреций считает особенно важными: 1) мысль о смертности человеческой души и 2) мысль о неспособности богов влиять на человеческую жизнь. Не отрицает нацело существование богов. Лукреций утверждает, что невозможно не только загробное существование души, но и никакое вообще отношение между жизнью и смертью. Пока мы живы, смерть не страшна нам, ее нет для нас. Пришла смерть — нас уже нет, нет самой души и, стало быть, невозможно и чувство страха смерти.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: