Общая характеристика философии средних веков

Средние века исторический период, который находится между периодом Античности и периодом Нового времени. 5 в. – 17в. Делят на раннее и позднее Средневековье. Средние века - это период господства феодализма и христианства. Они обусловили собой содержание, состояние и социальное место философии периода Средневековья. Основные понятия: Бог  – первооснова мира. Принцип креационизма (Бог творит мир из ничего). Представление о троичности Бога (Бог-отец, Бог-сын, Святой Дух). Понятие провиденционализма. История является реализацией воли Бога. Понятие универсалии – наиболее общие понятия. Откровение – особый способ познания сути Бога.

Решая проблему статуса универсалий, в средние века разрабатываются 3 принципа:

1)Принцип реализма: универсалии сущ. реально, до или независимо от вещей. 2)Принцип номинализма – универсалии самост. не существуют, а являются именами или знаками вещей. 3)Принцип концептуализма – универсалии существуют в самих вещах и в понятиях о них.

Из основных понятий средневековой философии складываются её основные черты: 1. Зависимость философии от религии. 2. текстологический характер в зависимости от текстов Библии, от текстов Платона и Аристотеля. 3. традиционализм (повёрнутость к прошлому). 4. дидактически или назидательный характер. 5. индиферентность по отнош. к нац. особенностям. 6. отказ от критики, как метода философствования.

В средние века выделяют 3 основных типа философии: 1. Апологетика или философия защиты религ. догм; 2. Патристика – фил. отцов, иерархов церкви, целью которой была популяризация религии. 3. Схоластика – школьная религ. фил., целью которой была систематизация ценностей фил.о мировоззрения.

Одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложив-ших основы ф. христианства. Христианство поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил., но дает более соверш их разрешение. Видный апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел. мудростью.

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430). Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир предствляет собою непрер. лестницу существ, восходящую к создателю. Чел. соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли. Душа нематер, бессмерна.

Схоластика. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период зрелости(13в) 3.упадок (14-15в). Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их.

Вопрос об отношении общего к единичному. Сущ. 2 основных решения этого вопроса. 1. Общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм. (Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм. П. Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Это образцы по кот бог творит вещи. 2. Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только имена (Росцелин). Сущ. только индивидуаль-ное и только оно может быть предм. познания. - номинализм.

Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи.

Главные представители схоластики Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий. А.Б. – 13в. Проводил иссл. в науках о прир., защищ. ф. против богословия. В вопр. о универс. — умереный реалист. Отношение между верой и разумом - некот. догматы непостижимы для разума, например о 3 лицах бога. Ф.А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив. явлений. Душа чел. есть формообраз принцип, однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин. с телом.

Так был разрешен один из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была истолковывать свое отнош. к материии т.к. Иисус Христос был явлен в виде человека, т.е объединил в себе бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалиф материи Ф.А. с пом. целой системы утонченных расуждений в качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из тупика. Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности. Док-во сущ. бога. Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необ-ходимости сущ. бога — верховной причины.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: