Выделяют формы чувственного и рационального познания

Чувственное познание («живое созерцание») – это познавательный процесс, который осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Формы: ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение – непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Это элементарный, далее неразложимый, психический познавательный процесс.   Восприятие ( «мыслящее живое созерцание» ) – это целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, их интеллектуальная обработка. Представление – высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Представление сохраняет целостность образа познаваемого предмета, но воспроизводится он не путем прямого контакта, а «по памяти». Воображение – форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. (идеальный газ, идеальная паровая машина; представления об обмене товаров строго по их стоимости и т.д.

Рациональное познание – это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Х арактеристики: 1) направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); 2) отвлечение от единичных свойств; 3) опосредованное отношение к познаваемой реальности; 4) непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).

Основные формам: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

Формы знания: поисковые формызнания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция).

Вопрос – форма знания о предмете мысли в определенном аспекте. Проблема - форма знания, посредством которой определяется направление дальнейших исследований. Идея – способ познания, смысл которого заключается в формулировании обобщенного теоретического принципа, объясняющего сущность, закон явлений. Гипотеза – научное предположение или допущение, вероятность которого обоснована фактическими данными, с учетом уже известных закономерностей, присущих объекту. Факт – форма эмпирического знания, выраженная в предложениях, истинность которых определяется непосредственно результатами наблюдения и эксперимента. Закон – необходимое, существенное устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Принцип – основа, руководящая идея, основное правило поведения и деятельности; в логическом смысле основание системы знания. Теория – наиболее системная форма научного знания, содержащая обобщающие идеальные конструкты и набор законов, которые являются обобщающими по отношению ко всем частным теоретическим и эмпирическим законам.

Научный метод – система предписаний, регламентирующих познавательные действия (исследователя). Алгоритм – правило (программа), предписывающее множество действий по переходу от исходного состояния к конечному (например, от исходных условий задачи к ее решению). Научно-исследовательская программа – совокупность идей и принципов науки, состоящая постулатов, гипотез, которые определяют досрочное направление исследований и теоретические критерии истинности их результатов. Мышление – высшая форма активного отражения реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.

Процесс рационального познания регулируется законами логики и правилами вывода следствий из посылок в умозаключениях. Процесс рационального познания совершается сознательно и контролируется.

Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается опосредующей функцией первых по отношению к воспринимаемым объектам и к формам рационального познания. Чувственные данные постоянно подвергаются «обработке» мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием информации, поступающей от органов чувств (особенно велико значение творческого воображения). Наиболее яркое проявление динамического единства чувственного и рационального в познании – интуиция. Ее нельзя «включить» или «выключить» сознательным волевым усилием.. Это неожиданное «озарение», внезапное постижение истины. Основные виды интуиции: чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию.

Интуиция характеризуется: путем выделения основных этапов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. 1) постановка проблемы и попытки решения. 2)подсознательный анализ и выбор решения подсознательным анализом (психические ассоциации) 3) внезапное «озарение» (инсайт). 4) сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: