Чувственное и рациональное познание и его формы

Демокрит: Знание – совокупность отражающихся от вещей образов. Платон: Знание – тени идей. Скептицизм – сомнение в получении знания и возможности познания. Эмпиризм – познание возможно только с помощью органов чувств. Агностицизм (Кант, Юм, Беркли) – явления внешнего мира непознаваемы (Юм) - (все сводили к ощущениям). И. Кант не сомневался в объективном существовании мира, хотя сущность явлений внешней действительности (вещь сама в себе) непознаваема.

Разные подходы к познанию обусловлены: 1) трудности процесса познания (мир познается не полностью и не сразу); 2) Особенности развития отдельных областей науки; 3) наличие в обществе социальных сил, не заинтересованных в познании.

ПОЗНАНИЕ – это процесс целенаправленного отражения действительности в сознании человека с целью ее дальнейшего возможного изменения. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности.

Субъект познания – представитель общества, использующий инструменты, приборы, другие различные предметы и средства культуры, включая знания. Процесс познания имеет общественно-исторический характер. Объект познания - конкретные явления, которые отображаются субъектом, вся совокупность предметов, процессов окружающей действительности, которая вовлечена в деятельность общества как коллективного субъекта познания. Объектом познания может служить материальный мир, сознание, мышление, сам процесс познания.

Формами познавательного процесса являются: раздражимость (пассивная реакция на воздействие окружающей среды); ощущение (простейшие чувственные образы или непосредственное воздействие на органы чувств объектов окружающего мира); восприятие (совокупность свойств, целостный образ предмета); представление ( опирается на память, как и восприятие).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: