Проблемы человека в философии. Основные подходы к постижению феномена человека

Поскольку человек представляет собой единство противоположных начал – души и тела, социального и биологического, то в истории философии человек рассматривался в основном с 2 т. зр.: 1) человек – гармоничное существо, в котором душа и тело, социальное и биологическое находятся в единстве, гармонии, 2) человек – внутренне противоречивое существо, в котором происходит борьба духовного и телесного, социального и биологического.

1-я т. зр. развивалась в античный период, в эпоху Возрождения, в классической немецкой философии (у Гегеля объясняется тем, что душа и тело – продукт саморазвития логической идеи в общее основание, у Фейербаха – сознание – продукт развития материи), в марксизме.

2-я т. зр. развивалась в средние века (конфликт между душой, полученной от божественного начала, и природой данным телом), в Новое время (тело сравнивалось с механизмом), в философии 20-го века (идеалистическая философия: фрейдизм, экзистенционализм, философская антропология; при этом противоречия смещались в область психики – между природно обусловленной психической структурой (оно) и социально выработанной психической структурой (самосознание)).

51. ПРОБЛЕМА АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА. Основные концепции

Проблема антропосоциогенеза – проблема происхождения человека и общества. Гипотезы происхождения:

1) религиозная,

2) эволюционная (Дарвин – из животного мира, благодаря естественному отбору. У человека и обезьян общий предок, который дал начало 2-м линиям эволюции),

3) трудовая (труд и язык – социальные каналы хранения информации и передачи ее потомкам),

4) космическая,

5) гибридная (современные люди – гибриды между полудикими земными людьми и представителями других цивилизаций).

Человек – это высшая ступень развития живых организмов, продукт и субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек является носителем 2-х групп качеств:

1) биолого-психологические качества – заложенные природой, передающиеся генетически: а) биологические – анатомические особенности организма, возрастные особенности, б) психологические – особенности протекания психических процессов (наличие 4-х темпераментов);

2) социальные качества – выработанные обществом: образование, род занятий, наличие идеалов, интересов.

Т. о. человек – существо биосоциальное, в котором биологические факторы скорректированы социальными.

 

52.Индивид, индивидуальность, личность. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации.

«Индивид» фиксирует типичные, универсальные качества человека, как представителя какого-то слоя населения.

«Индивидуальность» и «личность» фиксируют своеобразные, уникальные качества человека, которые проявляются по-разному. «Индивидуальность» проявляется в своеобразии продуктов труда, «личность» проявляется в своеобразии поступков (художник – индивидуальность, политик – личность).

«Личность» -динамическая, целостная система интеллектуальных, психологических, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, проявляющихся в особенностях его сознания и деятельности. «Индивидуальность» - система тех же качеств, проявляющихся в продуктах деятельности человека.

Типы личностей выделяют по: 1) социально-классовой структуре, 2) мировоззрению (по политическим, эстетическим вкусам), 3) темпераментам, 4) астрологически, 5) по доминирующим эмоциям (10 типов – альтруистический, коммуникативный, глорический, праксический, пугнический? (борьба), гностический, романтический, эстетический, гедонистический (удовольствие), акизитивный (приобретение)), 6) по общительности (интроверты и экстраверты).

Существуют 3 аспекта свободы: 1) существует ли полная, неограниченная свобода, 2) возможно свободы нет, есть только необходимость, проявляющаяся у идеалистов в судьбе, у материалистов – в действии законов природы и общества, 3) может ли свобода носить относительный, ограниченный характер.

Необходимость бывает 2-х видов: 1) внешняя – задается объективными условиями существования человека, 2) внутренняя – задается возможностями, способностями, характером человека.

Свобода производна от необходимости. Она возможна там, где перед человеком стоит выбор способа деятельности. Люди обладают относительной свободой в выборе: 1) цели деятельности, 2) средств достижения цели, 3) темпов достижения цели. Свобода – контроль человека над необходимостью, способность принимать решения с сознанием дела. Она является наиболее полной тогда, когда люди находят наилучший способ деятельности в конкретной ситуации. В истории 2 истолкования свободы и необходимости: фатализм – признается только необходимость, человек – пассивный объект внешних воздействий (метафизические материалисты, идеалисты); волюнтаризм – признается только свобода, личность действует по усмотрению (экзистенциализм).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: