Динамика бедности в России и возможные направления ее

Ограничения.

Демократические преобразования, осуществляемые в России, открывают новые перспективы для повышения благосостояния населения, но на первоначальном этапе сопровождаются резко возросшим риском оказаться за чертой бедности и на ее грани. Бедность в условиях переходного периода в России приобрела характер массового явления. Однако было бы исторически неверно полностью относить ее распространение к издержкам проводимых преобразований.

Рост уровня бедности в 90-е годы был предопределен уравнительным административным распределением и перераспределением благ и услуг при низком уровне их развития еще в дореформенный период. Несмотря на то что явление бедности в условиях командно-административной экономики отрицалось, фактически оно существовало в виде «малообеспеченности».

В условиях переходного периода долговременные факторы распространения бедности, связанные с замедлением экономического роста, низким административно регулируемым жизненным стандартом, сложившимся в дореформенный период, дополнились резким падением реальных доходов и нестабильностью их получения, падением покупательной способности, в том числе по товарам и услугам первой необходимости, безработицей и вынужденными неоплаченными отпусками, хроническими задержками выплат заработной платы, пенсий, пособий, что привело к беспрецедентному росту бедности.

В 1992 году за официальной чертой бедности, установленной Министерством труда, т.е. фактически - абсолютной, насчитывалось свыше 50 млн. человек. В 1993 - 1994 гг. наметилась тенденция к некоторому сокращению числа россиян с доходами ниже установленного минимума, но в 1995 году оно вновь возросло - до 45 млн. человек. В 1996 - 1997 годах численность россиян за чертой бедности сокращалась уже с меньшими колебаниями, но оставалась на высоком уровне. Во втором полугодии 1997 года насчитывалось около 30 млн. россиян за официальной чертой бедности, а в сентябре 1998 г. - 44 млн. [7]

 

 

Уровень бедности в России в период 1992 - 1998 гг. претерпевал существенные колебания: от 21% в IV квартале 1994 года и в I квартале 1997 года до 35% в I квартале 1993 года. Исходя из действующей в этот период методики в 1991 году уровень бедности в России составлял всего 4%.

По мере сокращения или смягчения действия конъюнктурных факторов начала переходного периода (резкое падение реальных доходов, скачкообразная дифференциация доходов) уровень бедности в 1996-1997 гг. снижался. Однако финансовый кризис 1998 г., сохранение и даже углубление разрыва между ценой труда и его стоимостью, отсутствие реальных социальных гарантий при росте безработицы, вынужденных неоплаченных отпусков, задержек выплат заработной платы привело к резкому ухудшению уровня жизни подавляющей части населения. Кроме того, сохраняется значительная доля населения с доходами, приближающимися к официальному прожиточному минимуму.

По новой методике, разработанной Центром уровня жизни, за порогом нищеты в сентябре 1998 г. насчитывалось 79 млн. россиян. Но и эта усовершенствованная методика расчета прожиточного минимума занижает стоимость минимально необходимой потребительской корзины, по крайней мере на 50%.

Особенностью распространения бедности в условиях переходного периода является резкое изменение ее структуры. За чертой бедности оказалось не только возросшее число традиционно уязвимых категорий населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи), но и «новые бедные» - безработные, малооплачиваемые работники и их иждивенцы, беженцы, вынужденные переселенцы, лица без определенного места жительства. В последние годы появились и «новейшие бедные», в том числе те, кого затронули массовые задержки выплаты заработной платы, социальных пособий, пенсий; те, кто уже успел потерпеть неудачу в сфере предпринимательства, самозанятости, операций с собственностью и не имеет устойчивого текущего дохода выше установленного минимума; трудоспособные граждане, ставшие неконкурентоспособными в результате изменившихся требований и структуры спроса на рынке труда; пострадавшие в результате более рискованных форм и видов занятости в неофициальном секторе экономики.

Кроме того, возросло число лиц без определенного места жительства, доход которых, как правило, если он имеется, не превышает черты бедности.

В отличие от стран Запада, а также от России дореформенного периода, основной контингент российской бедноты переходного периода - трудоспособные граждане, в том числе работающие. До августа 1998 г. из 65,5 млн. человек, занятых в российской экономике, 17 млн. работников имели доходы ниже прожиточного минимума, т.е. почти каждый четвертый работающий россиянин не мог обеспечить прожиточный минимум себе, не говоря уж об иждивенцах. К 1999 г. отношение среднемесячной заработной платы к прожиточному минимуму возросло, но - за счет фактического замораживания стоимости потребительского набора.

В США примерно 5 - 6% работающих (в течение более шести месяцев в году) получают заработную плату ниже черты бедности. При занятости в течение 50 недель в году минимальная заработная плата, установленная в США, обеспечивает около 140% прожиточного минимума. В России минимальная заработная плата соответствует менее 20% даже официального прожиточного минимума, установленного Министерством труда.

Еще более негативные последствия для сохранения качества рабочей силы и даже для ее воспроизводства имеет динамика соотношения средней заработной платы и прожиточного минимума.

Отечественная модель переходной экономики не только зафиксировала, но и воспроизводит резкую диспропорцию между ценой труда и уровнем цен на другие виды ресурсов. Если в 1990 г. работник, получающий среднюю заработную плату (включая выплаты социального характера), был в состоянии обеспечить на уровне чуть выше прожиточного минимума себя и еще трех иждивенцев, то в начале 1997 года он не мог обеспечить даже одного иждивенца на уровне бедности.

Особую тревогу вызывает тот факт, что в рассматриваемый период сформировались хронические очаги бедности как на отраслевом, профессиональном уровне, так и на региональном. В 1996 г. в легкой промышленности, сельском хозяйстве, сфере культуры и искусства 60 - 70 % работающих получали заработную плату на уровне или ниже прожиточного минимума. В здравоохранении, в сфере образования зарплату в таких размерах получали около половины занятых.

По данным на январь 1999 года, заработная плата в бюджетной сфере по 15 из 18 существующих разрядов тарифной сетки не обеспечивала прожиточный минимум даже самому работнику (без иждивенцев).

Освобождение от подоходного налога дохода в размере минимальной заработной платы вполне соответствует международной практике как мера, стимулирующая трудовую мотивацию низкооплачиваемых работников. Но с учетом размеров минимальной заработной платы в России и эта мера лишена социально-экономического смысла.

Риск ухудшения экономической безопасности трудоспособных россиян возрастает по мере сокращения числа занятых всеми видами экономической деятельности. К 1999 г. свыше 10% экономически активного населения России не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией Международной организации труда, классифицировались как безработные.

Учитывая, что число безработных, которым было назначено пособие по безработице, значительно ниже их общей численности, а выплаты по безработице, также как и заработной платы, имеют тенденцию задерживаться, и в большинстве регионов они далеки от прожиточного минимума, высока вероятность того, что значительная часть безработных останется за чертой бедности.

Дополнительным риском снижения экономической безопасности работающих россиян стало расширение использования отпусков без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, а также распространение неполной занятости. В 1996-1998 гг. в режиме неполной занятости находилось свыше 25% среднесписочной численности работников.

По прогнозам Госкомстата, при дальнейшем сокращении общей численности населения (со 147,8 млн. человек в 1995 году до 145,7 млн. в 2000 году и 143,2 млн. человек в 2005 году) численность трудовых ресурсов России будет расти и увеличится до 85,7 млн. человек в 2000 году и 87,6 млн. человек в 2005 году. Это может создать дополнительные трудности на рынке труда и, соответственно, в обеспечении трудовых источников дохода.

Распространение бедности в России переходного периода существенно различалось и в региональном разрезе. Если в среднем по России соотношение средней заработной платы и выплат социального характера в % к прожиточному минимуму трудоспособного населения составило в начале 1997 года 187%, то в 34 из 77 республик и областей, по которым имеются данные, этот показатель был в пределах 160%. По сравнению с 1995-1996 годами количество регионов с таким соотношением почти не изменилось, но в сравнении с 1994 годом оно возросло. При этом в 11 областях указанное соотношение составляло менее 130%, что позволяет их отнести к регионам с повышенным риском бедности.

Отличительной чертой потребительских расходов россиян остается незначительная доля расходов на услуги, что также свидетельствует о низком уровне благосостояния в обществе. Несмотря на увеличение их удельного веса в общих потребительских расходах населения до 13,7% в 1995 году в сравнении с 7,8% в 1992 году, этот показатель по-прежнему остается несопоставимым с аналогичным в США - 58%.

Таким образом, альтернативные показатели изменения благосостояния населения свидетельствуют о том, что даже россияне с доходами выше черты бедности испытали на себе издержки переходного периода.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

В заключении, на основании изучения динамики, масштабов, уровня глубины бедности в России переходного периода, можно сделать вывод, что процесс обвального падения уровня жизни населения и интенсивного распространения бедности, приостановленный в 1997 г. - первой половине 1998 г., вновь набирает силу.

Население России испытывает двойную угрозу экономической безопасности - как под воздействием общемировых тенденций, увеличивающих риск снижения реальных доходов и усиления ненадежности их источников, так и по причинам, связанным со спецификой переходного периода и предшествовавшего ему развития.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Е. Антосенков, Ю. Кокин. Реформа заработной платы – ожидания и реальность//Экономист. – 1997. - №4.

2. Леонидова А. И. Проблема бедности в России. М., 2000

3. Лебедева Л.Ф. Проблемы измерения и динамика уровня бедности (мировой опыт и особенности России). М., 1999

4. Политика доходов и уровень жизни населения России в 1990-е годы./ Вестник Банка России. – 2000. - №1.

5. Основы изучения человеческого развития. Под ред. Н.Б.Баркалова и С.Ф.Иванова. – М.: “Права человека”, 1998

6. Мониторинг уровня жизни населения Российской Федерации. Бюллетень №2//ФНПР, Академия труда и социальных отношений, 2000

7. Савченко П., Федорова М., Шелкова Е. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России //Российский экономический журнал. - 2000. - № 7

8. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. – М.: Центр экономики и маркетинга,2000

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

 

Таблица 1: Динамика численности и доли населения России
с денежными доходами ниже прожиточного минимума

 

  Численность, млн. человек В % от общей численности населения
1991 г. 6,1 4,1
1992 г. 50,2 33,7
1993 г. 46,9 31,4
1994 г. 33,3 22,4
1995 г. 36,6 24,7
1996 г. 31,9 22,0
1997 г. 29,0 18,8
1998 г. 44,0 28,5

 

 

Таблица 2: Динамика соотношения заработной платы и пенсии
на душу населения к прожиточному минимуму в РФ, %

 

  Начисленная среднемесячная заработная плата, включая выплаты социального характера, к прожиточному минимуму трудоспособного населения Средний размер назначенной месячной пенсии к прожиточному минимуму пенсионера
1990 г. 439 237
1991 г. 317 170
1992 г. 281 116
1993 г. 254 137
1994 г. 226 124
1995 г. 163 99
1996 г. 213 116
     1997 г. 184 113
     1998 г. 195 72

 


[1] А.И. Леонидова. Проблема бедности в России. М., 2000, с.78

 

[2] См: Лебедева Л.Ф. Проблемы измерения и динамика уровня бедности
(мировой опыт и особенности России). М., 1999, с.45

 

[3] Там же. с.52

[4] См: Политика доходов и уровень жизни населения России в 1990-е годы./ Вестник Банка России. – 2000. - №1.

 

[5] Основы изучения человеческого развития./ Под ред. Н.Б.Баркалова, С.Ф.Иванова. – М., 1998. – с. 113.

 

[6] Леонидова А.И. Проблема бедности в России. М., - 2000. – с.86

 

[7] См. Мониторинг уровня жизни населения Российской Федерации. Бюллетень №2 //ФНПР, Академия труда и социальных отношений, 2000. – С. 12.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: