Кто считается бедным в России?

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1: ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ В РОССИИ.

Кто считается бедным в России?

Бедность и доходы.

Бедность и занятость.

ГЛАВА 2: ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ И ПУТИ ЕЕ

РЕШЕНИЯ.

Проблемы изучения уровня бедности.

Методика определения бедности в России.

Социальные программы как способ борьбы с бедностью.

Динамика бедности в России и возможные направления ее

Ограничения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ:

 

Одна из наиболее острых проблем переходного периода - падение уровня жизни населения, широкое распространение бедности. Понятия “прожиточный минимум” и “черта бедности” стали едва ли не самыми часто употребляемыми социально-экономическими терминами. Однако проблема бедности остается дискуссионной.

За годы проведения рыночных реформ реальные доходы населения снизились более чем в два раза, ухудшились практически все показатели уровня и качества жизни населения России. Более трети россиян в настоящее время имеют доходы ниже прожиточного минимума, а еще 50% населения едва сводят концы с концами. Таким образом, проблема бедности в России чрезвычайно актуальна на сегодняшний день.

Цель моей работы, рассмотреть проблему бедности в России в ее развитии, отслеживая динамику развития данного процесса за определенный временной промежуток. Ведь первая волна падения пришлась на 1992-1995 годы и была связана с либерализацией цен правительством Е.Гайдара, а также с высокой инфляцией. Второй удар по уровню жизни нанес финансовый кризис 1998 года, после которого даже экономическое оживление, начавшееся в 1999 году, не дало возможности восстановить предкризисный уровень реальных доходов населения. К началу 2001 года реальные располагаемые денежные доходы остаются на уровне 77% от 1997 года.

В соответствии с поставленной целью хочу выделить несколько исследовательских задач:

- рассмотреть теоретические разработки по проблеме бедности;

- выделить основные методы изучения проблемы бедности;

- обозначить возможные пути решения проблемы бедности, в нашей стране.

ГЛАВА 1: ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ В РОССИИ.

Кто считается бедным в России?

 

К бедным в России официально относятся все, кто имеют доходы ниже "черты бедности", то есть ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной "потребительской корзины".

С 1991 по 2000 год методика расчета прожиточного минимума менялась дважды. Первый раз - в ноябре 1992 года, когда, после либерализации цен, доходы 70 процентов российских граждан опустились ниже уровня прожиточного минимума советского периода. Тогда методика расчета прожиточного минимума утверждалась, исходя из кризисного состояния российской экономики, а минимальная потребительская корзина 1992 года оказалась в два раза дешевле корзины советского периода. В среднем для всего населения России, расходы на питание составляли в ней 68,3% всех расходов семьи, на непродовольственные товары - 19,1%; на услуги - 7,4%; на налоги и платежи - 5,2%.

Начиная с первого квартала 2000 года, величина прожиточного минимума определяется по новой методике. В новой минимальной потребительской корзине значительно увеличены расходы на непродовольственные товары и услуги. В результате, новый прожиточный минимум на 15-20% выше минимума 1992 года. Во втором квартале 2000 года величина прожиточного минимума составила 1185 рублей.

Согласно официальной статистике, за весь период реформ в России наиболее неблагоприятными, с точки зрения бедности, были 1992-1993, а также 1999 и 2000 годы. В 1992-1993 годах рост числа бедных стал следствием либерализации цен, в результате чего реальные доходы граждан снизились на 40%. В 1999 году высокий уровень бедности стал следствием финансового кризиса 1998 года. До 1994 года доходы домашних хозяйств оценивались на основе данных бюджетной статистики. Эти доходы и сравнивались со стоимостью потребительской корзины. С 1994 года, учитывая, что в условиях переходной экономики значительная доля доходов формируется в неформальном секторе экономики и широко распространены задержки выплаты заработной платы и социальных трансфертов, годовой уровень бедности стали определять путем соотношения годовой суммы расходов домашних хозяйств и стоимости годового прожиточного минимума. Если бы в 1994 году применяли старую методику оценки доходов, то доля бедных оказалась бы на уровне 34%. Таким образом, изменение методики оценки уровня бедности привело к существенному снижению числа бедных. В 2000 году изменение методики расчета величины прожиточного минимума, наоборот, привело к росту числа бедных. Если бы к данным 2000 года применить критерии 1992 года, то во втором квартале 2000 года доля бедных оценивалась бы в 27,6%, а не в 34,7%, как она была оценена в соответствии с новыми критериями.[1] Концепции бедности можно разделить на абсолютные, которые определяют минимум средств к существованию, и относительные, которые определяют бедного как того, чей доход не позволяет жить по признанным и преобладающим стандартам потребления. Абсолютные концепции реализуются через расчет “потребительской корзины”, величина которой должна включать в себя потребление продуктов питания, одежды, предметов домашнего обихода, содержание жилища, медицинское обслуживание, общее и профессиональное образование, социальные нужды и быть достаточной для воспроизводства рабочей силы. Объём “потребительской корзины” должен лежать в основе определения минимальной заработной платы. Более полными представляются относительные концепции, базирующиеся на оценке располагаемых семьей ресурсов, в качестве которых принимаются душевые ежемесячные денежные доходы или душевые ежемесячные денежные расходы, или экспертная оценка душевых доходов (расходов). Последняя оценка представляется полной, т.к. дает возможность учесть все ресурсы, располагаемые семьей (заработная плата, производство семьей продуктов в личном подсобном хозяйстве для потребления и продажи, накопленный материальный потенциал семьи). Существуют попытки определения порога бедности на базе дооценки расходов семьей на величину стоимости потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве. По данным этих исследований, примерно 40 % потребляемых продуктов производится в личном подсобном хозяйстве, в 1996 году 26-28 % семей не располагали текущими материальными ресурсами на уровне прожиточного минимума. Социальная структура этих семей: два работающих с одним или двумя детьми (в развитых странах - это основа среднего класса). Необходимо еще помнить о том, что в настоящее время подавляющая часть населения эксплуатирует те предметы длительного пользования и жилой фонд, которые были им накоплены в дореформенный период. За период сдерживания курса доллара часть населения даже начала потреблять более качественные товары и наметилась тенденция к снижению доли бедных (за счет повышения доходов наиболее обеспеченной доли бедных). Августовский крах продемонстрировал иллюзорность этих тенденций (даже по официальным данным, рост цен составил около 150 %, а “расширенная” до 33 товаров и услуг “потребительская корзина” по стоимости возросла с 550 до 640 руб., минимальная же заработная плата вообще не изменилась). В ближайшее время следует ожидать резкого падения уровня жизни и увеличения количества семей, находящихся за чертой бедности. Наряду с долей бедного населения важным показателем уровня бедности служит дефицит дохода, который показывает, на какой процент от среднего дохода необходимо поднять доходы всех бедных, чтобы они достигли прожиточного минимума (см. рисунок). Этот показатель позволяет углубить анализ бедности, оценить изменения в уровне жизни внутри совокупности бедных. Например, если сравнить 1993 и 1999 годы, то можно увидеть, что в 1999 году доля бедных была ниже (29,9% против 31,5%), но недостающий доход несколько выше (5,4% против 5,3%), чем в 1993. Число бедных уменьшилось, но положение тех, кто сохранил статус бедных, стало хуже, так как для преодоления бедности требуются большие финансовые ресурсы.

 

Бедность и доходы

 

Основная причина распространения бедности - падение среднего уровня реальных доходов россиян. В 1992 году реальные доходы граждан составили 52% от уровня предшествующего года. В 1993 году, в основном за счет значительно опережающего инфляцию роста пенсий, реальные доходы выросли, что способствовало сокращению численности бедного населения. Но в последующие два года реальные доходы опять снижались, и только в 1996 появилась позитивная тенденция к увеличению денежных доходов вследствие одновременного роста заработной платы и пенсий и к снижению числа бедных. Финансовый кризис 1998 года прервал эту тенденцию, повернув ее вспять.

За годы становления рыночной экономики наиболее драматичные изменения произошли в оплате труда. В 1992 году минимальная заработная плата составляла 33% от прожиточного минимума трудоспособного населения, к 1995 году этот уровень понизился до 14%, затем наблюдался его некоторый рост, а с 1998 года опять обозначилась тенденция снижения. В 1999 году минимальная заработная плата составила 8% от прожиточного минимума трудоспособного населения. В результате, в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение, образование и культура более 60% работников стали получать зарплату ниже уровня прожиточного минимума.

Низкий уровень оплаты труда стал главной причиной бедности работающего населения. В 1999 году средняя заработная плата в России составила 158% от величины прожиточного минимума. Это означает, что семья из двух работников со средним уровнем оплаты труда может обеспечить минимальный уровень потребления только одному ребенку, а 50% семей работников не могут обеспечить минимально приемлемый уровень жизни даже одному ребенку.

Низкий уровень заработной платы сочетается с масштабными задолженностями по оплате труда. Задержки и невыплаты заработной платы относятся к числу наиболее серьезных и, к сожалению, уже типичных нарушений трудового законодательства. Долги по зарплате присущи не только низко рентабельным, но и преуспевающим предприятиям, а длительные задержки зарплаты в большей степени характерны, когда речь идет о низкооплачиваемых работниках.

Говоря об уровне заработной платы, нельзя не отметить, что официальная статистика отражает не все. В настоящее время распространена практика неформальной оплаты труда на основе негласной договоренности между работодателем и работающим по найму. Даже на официально зарегистрированных предприятиях у пятой части работников фактическая зарплата превышает величину, формально определенную условиями трудового соглашения, причем различия варьируют от двух- до двадцатикратных размеров. Во многом неформальное распределение выступает как бегство от чрезмерно высоких социальных налогов, базой исчисления которых служит фонд оплаты труда. Проблемы повышения оплаты труда и вывода ее из "тени" относятся к числу основных направлений становления цивилизованного рынка труда.

Минимальная пенсия также остается ниже уровня прожиточного минимума пенсионера, хотя, по сравнению с минимальной заработной платой, она в большей степени приближена к черте бедности. В 1992 году минимальная пенсия составляла 85% от прожиточного минимума пенсионеров, к 1998 году это соотношение упало до 48%; наихудшим - 45% - оно было в 1999 году.

Начиная с 1992 года, важным фактором имущественного расслоения стала концентрация предпринимательского дохода и дохода от собственности у ограниченного круга высокодоходных слоев населения. На долю 20% самых обеспеченных жителей России в 1999 году приходилось 47% всех доходов, в том числе 38% общего объема заработной платы, 27% социальных трансфертов, 70% доходов от собственности и 62% прочих доходов, включая полученные от предпринимательской деятельности.

Таким образом, снижение среднего уровня доходов и рост неравенства в их распределении - это две основных причины роста числа бедных в течение последних 10 лет.

Впрочем, рост численности бедного населения не всегда сопровождался одновременным падением реальных доходов и ростом неравенства. В 1995 году увеличение доли бедных происходило на фоне снижения реальных доходов и сокращения неравенства. Это означает, что финансовый кризис 1995 года отразился на всех доходных группах: стало больше людей с доходами ниже прожиточного минимума, но и высокодоходные группы тоже стали получать меньше. В 1999 году, несмотря на некоторый рост среднего уровня доходов, численность бедного населения продолжала увеличиваться. Это означает, что основной прирост доходов произошел у высокодоходных групп.

 

 

1.3. Бедность и занятость.   Масштабы распространения бедности во многом зависят от положения на рынке труда. Бедность среди безработных в полтора-два раза выше, чем в среднем по всему населению. Становления рыночных отношений в России сопровождалось значительными изменениями в структуре экономически активного населения: снижалась доля занятых, и росла доля безработных. После окончания к 1995 году крупномасштабного трансформационного спада темпы этих процессов замедлились, но рост безработицы продолжался вплоть до конца 1998 года. Финансовый кризис 1998 года, при всех его хорошо известных негативных последствиях, активизировал импортозамещающее российское производство в отраслях легкой и пищевой промышленности, что привело к росту численности экономически активного населения. В 1999-2000 годах увеличение числа занятых привело к снижению безработицы: из состава безработных за этот период выбыло свыше 3 миллионов человек. Официальный статус (зарегистрированного) безработного присваивается региональными службами занятости гражданам в трудоспособном возрасте, потерявшим работу, обратившимся в службы занятости и отвечающим определенным требованиям, предъявляемым к статусу безработного. По методике Международной организации труда к безработным относятся все граждане в трудоспособном возрасте, не работающие на момент регистрации и ищущие работу. В данном случае регистрирующим органом является Госкомстат РФ, который проводит специальные репрезентативные выборочные опросы раз в квартал. С 1991 года поддержание уровня доходов безработных и содействие возвращению безработных на рынок труда было основными функциями Фонда занятости населения Российской Федерации. До 1995 года финансовое состояние этого Фонда характеризовалось устойчивым профицитом. С середины 1995 года его бюджет стал дефицитным и остается таковым до сих пор. Это привело к сокращению финансирования программ активной политики на рынке труда и формированию задолженности по денежным выплатам безработным, размер которой в январе 2000 года составил 1,7 миллиарда рублей. В связи с упразднением с 2001 года Фонда занятости вопрос о помощи безработным перемещается в плоскость содействия в трудоустройстве, так как материальная поддержка признана малоэффективной и порождающей иждивенчество. Материальная помощь безработным не может быть снята с повестки дня, но, конечно, ее следует связывать не столько с выплатой пособий, сколько с содействием в получении трудового дохода.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: