Основные итоги деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2004г

Деятельность правления ФОМС в 2004 году осуществлялась в соответствии с Положением о правлении Федерального фонда обязательного медицинского страхования и была направлена на выполнение задач и функций, отнесенных к компетенции правления Уставом ФОМС по координации и совершенствованию работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования в целях обеспечения проведения государственной политики по развитию системы обязательного медицинского страхования и решению следующих приоритетных задач: [3]

· совершенствование правового регулирования деятельности системы обязательного медицинского страхования и участие в подготовке нормативной базы;

· финансовое обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в условиях единого социального налога;

· обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС на территории Российской Федерации;

· аккумулирование финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования;

· усиление контроля за использованием средств ОМС.

В соответствии с планом работы правления ФОМС на 2004 год проведено три заседания правления, на которых рассмотрены около 30 вопросов по обеспечению реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и Федерального Закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Принимая во внимание, что действующая система обязательного медицинского страхования в переходный период оправдала себя как форма социальной защиты граждан Российской Федерации в охране их здоровья, правление ФОМС уделяло особое внимание сохранению достигнутой финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

В декабре 2004 года был рассмотрен вопрос «Об исполнении бюджета Федерального фонда ОМС за 9 месяцев 2004 года и направлении средств, прогнозируемых доходов, поступивших сверх сумм, установленных Федеральным Законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год». В ходе обсуждения вопроса было отмечено, что ожидаемые фактические доходы ФОМС за 9 месяцев и в целом за год превысят суммы доходов, предусмотренные бюджетом ФОМС на 2004 год, в связи с чем правлением ФОМС было принято решение о направлении ожидаемых фактических доходов на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Предполагаемое превышение средств Правлением ФОМС было рекомендовано территориальным фондам ОМС направить на увеличение остатков средств на начало 2005 года для обеспечения финансирования территориальных программ ОМС в I квартале 2005 года.

Во исполнение Федерального Закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год» правлением ФОМС рассмотрено и утверждено «Положение о порядке направления территориальным фондам обязательного медицинского страхования субсидий на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), перечисляемых из федерального бюджета» и «Положение о порядке направления субсидий на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования». Правлением ФОМС также был рассмотрен проект Положения о порядке направления средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовой деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования и принято решение о его доработке с учетом замечаний и предложений председателя и членов правления ФОМС.
На каждом заседании правления ФОМС рассматривалась информация о субвенциях, выделенных ФОМС территориальным фондам ОМС за истекший период и период между заседаниями правления ФОМС.
В целях осуществления контроля за деятельностью Федерального фонда обязательного медицинского страхования правлением ФОМС ежегодно назначается аудиторская проверка с представлением результатов, комплекса мер по устранению выявленных недостатков и обеспечением контроля за их устранением.

Ревизионной комиссией ФОМС осуществляется контроль за исполнением решений правления по вопросам финансово-кредитной деятельности ФОМС и использованием средств на содержание ФОМС.
Правлением ФОМС рассмотрен и утвержден отчет о деятельности Федерального фонда ОМС за 2003 год, план основных направлений деятельности Федерального фонда ОМС на 2004 год, рассмотрена и принята к сведению информация о принятии Федерального Закона «О бюджете Федерального фонда ОМС на 2005 год», утверждена поквартальная и годовая смета на содержание Федерального фонда ОМС на 2004 год и другие вопросы.

Правлением ФОМС рассмотрены организационные вопросы деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования и правления ФОМС. В связи с изменениями в деятельности ФОМС рассматривался вопрос по согласованию изменений в структуре и штатном расписании ФОМС, утверждены планы работы правления и ревизионной комиссии Федерального фонда ОМС на 2004 год и другие.

Совершенствование нормативно-правовой базы системы обязательного медицинского страхования

В целях выполнения основных задач, возложенных на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Уставом, нормативно-правовая работа ФОМС проводилась по следующим направлениям:

· осуществление подготовки нормативных правовых актов, разработанных ФОМС, к государственной регистрации, проводимой Минюстом России;

· изучение и обобщение арбитражной практики по делам с участием Федерального и территориальных фондов ОМС.

Федеральным фондом обязательного медицинского страхования были разработаны проекты Федеральных Законов «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год» (Федеральный Закон Российской Федерации принят 20.12.2004 № 165-ФЗ) и «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2003 год» (Федеральный Закон Российской Федерации принят 20.12.2004 № 164-ФЗ); «О внесении изменения в Федеральный Закон «О Федеральном бюджете на 2004 год». ФОМС проведена большая работа по рассмотрению и подготовке материалов по проектам законов, подзаконных актов и нормативно-методических документов, поступающих в Федеральный фонд ОМС:

· проекта Федерального Закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

· проекта Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», предусматривающий запрет на финансирование абортов в рамках программ ОМС;

· законопроекта «О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации», принятого 29.12.2004 № 204-ФЗ (в части освобождения от налога на прибыль средств ОМС, сформированных в резерв финансирования предупредительных мероприятий и средств, поступающих из страховых медицинских организаций в медицинские учреждения);

· проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения и дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 № 157 «О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе»;

· проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об условиях, размерах и порядке оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

· проекта распоряжения Правительства Российской Федерации «О создании постоянно действующей комиссии по общественной профилактике и сохранению здоровья работающих» (во исполнение поручения Правительства Российской Федерации);

· проекта Социального кодекса Российской Федерации (во исполнение поручения Аппарата Правительства Российской Федерации);

· проекта приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о реализации мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан и об организации работ по созданию реестра лиц, имеющих право на льготы за счет федерального бюджета;

· проекта федеральной целевой программы «Развитие донорства крови и ее компонентов, производство препаратов крови в 2004-2009 годах»;

· проекта отраслевой программы «Повышение структурной эффективности системы здравоохранения Российской Федерации», подготовленной Минздравсоцразвития России и др.

В рамках деятельности межведомственной рабочей группы при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации и рабочей группы по реформированию системы ОМС при Правительстве Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования принимал участие в подготовке проекта Федерального Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Решением Правительства Российской Федерации от 15 января 2004 года проект Федерального Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», представленный Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, был отправлен на доработку. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 20.01.2004 № ГК-П12-487 Федеральным фондом обязательного медицинского страхования были направлены замечания и предложения на законопроект в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования были даны предложения и замечания на все поступившие варианты проекта Федерального Закона «Об обязательном медицинском страховании» и проекта Федерального Закона «О государственных гарантиях медицинской помощи» и направлены в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Кроме того, были направлены предложения о перечне необходимых правовых актов, обеспечивающих реализацию проекта Федерального Закона «Об обязательном медицинском страховании».

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в целях реализации Федерального Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ принял участие в подготовке следующих нормативных правовых документов:

· проекта постановления Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2005 году» (постановление Правительства Российской Федерации принято 26.11.2004 № 690);

· проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования» (постановление Правительства Российской Федерации принято 16.12.2004 № 795);

· проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан» (постановление Правительства Российской Федерации принято 29.12.2004 № 864);

· проекта приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (приказ утвержден 29.12.2004 № 328, зарегистрирован в Минюсте России 07.02.2005 № 6303);

В целях реализации Федерального Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, а также во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования утвердил следующие приказы:

1. Приказ ФОМС от 24.11.2004 № 74 «О внесении дополнений и изменений в Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан» (зарегистрирован в Минюсте России от 06.12.2004 № 6167);

2. Приказ ФОМС от 29.12.2004 № 87 «О порядке финансирования расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами» (зарегистрирован Минюстом России 14.02.2005 № 6326);

3. Приказ ФОМС от 29.12.2004 № 90 «Об утверждении форм ведомственного статистического наблюдения за реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами»;

4. Приказ ФОМС от 30.12.2004 № 91 «Об организации информационного взаимодействия по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан»;

5. Приказ ФОМС от 30.12.2004 № 92 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности об использовании средств федерального бюджета и средств ОМС»;

6. Приказ ФОМС от 31.12.2004 № 93 «Об утверждении порядка формирования и расходования страхового резерва средств на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами» (зарегистрирован Минюстом России 14.02.2005 № 6325).

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2005 году продолжит работу по подготовке нормативных документов во исполнение пунктов Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования принимал активное участие в заседаниях рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по рассмотрению выполнения обязательств Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительства Российской Федерации, а также в рассмотрении проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2006 годы.

В целях улучшения качества медицинской помощи, оказываемой неработающим пенсионерам, и отработки модели рационализации обязательного медицинского страхования неработающего населения постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2003 № 807 «О дополнительном финансировании в 2003 году расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам» определен порядок использования средств Пенсионного фонда Российской Федерации, связанных с осуществлением дополнительных платежей на ОМС неработающих пенсионеров.

Степень готовности к участию в эксперименте субъекта Российской Федерации устанавливала Комиссия по реализации постановления Правительства Российской Федерации при поступлении заявки от администрации субъекта Российской Федерации с учетом заключений заинтересованных министерств и Федерального фонда ОМС.

Федеральный фонд ОМС проводил юридическую экспертизу Правил обязательного медицинского страхования населения, действующих в субъекте Российской Федерации, и принимал участие в деятельности рабочей группы по отработке порядка финансирования оплаты адресной медицинской помощи в 2004 году.

В настоящее время рассмотрены и даны заключения по Правилам обязательного медицинского страхования населения 26 субъектов Российской Федерации.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 803 «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов» ФОМС рассматривал и готовил материалы к заседанию Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

· проекта приказа ФОМС «О внесении изменений и дополнений в приказ ФОМС от 06.05.1999 № 42 «Об утверждении статистической формы ведомственной отчетности № ПГ и инструкции по ее составлению»;

· проекта приказа ФОМС «О внесении изменений и дополнений в приказ ФОМС от 23.08.2000 № 70 «О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования за медицинскую помощь в объеме Базовой программы обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации, оказанную гражданам Российской Федерации за пределами территории страхования».
Во исполнение Федерального Закона о бюджете Федерального фонда ОМС на 2005 год ФОМС разработал следующие документы:

· проект Положения о порядке направления средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования;

· проект Положения о порядке направления территориальным фондам обязательного медицинского страхования субсидий на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), перечисляемых из федерального бюджета (утверждено решением правления ФОМС от 18.12.2004 № 1А/5а);

· проект Положения о порядке направления субсидий на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (утверждено решением правления ФОМС от 25.12.2004 № 2А/2а).

В соответствии с Уставом ФОМС основными функциями Федерального фонда ОМС являются аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС и выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
В 2004 году Федеральный фонд ОМС осуществлял свою деятельность в соответствии с Федеральным Законом «О бюджете Федерального фонда ОМС на 2004 год» от 06.12.2003 № 155-ФЗ.

Бюджет Федерального фонда ОМС за 2004 год исполнен по доходам в сумме 6812,8 млн. руб., по расходам в сумме 6761,4 млн. руб., с превышением доходов над расходами в сумме 51,4 млн. руб.

Доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2004 году составили 6812,8 млн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным показателем, предусмотренным бюджетом ФОМС, на 406,6 млн. руб. (или 106,3% к плану).

Удельный вес налоговых поступлений в общей сумме доходов составил - 99,6%, (6784,3 млн. руб.), из них: единый социальный налог, уплачиваемый предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами - 93,8% (6390,8 млн. руб.), единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения — 2,5% (169,3 млн. руб.), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 2,1% (142,1 млн. руб.), единый сельскохозяйственный налог - 0,02% (1,1 млн.. руб.) и недоимка, пени и штрафы по взносам - 1,2% (81,0 млн.. руб.).

Расходование средств ФОМС осуществлялось в соответствии с целями, установленными Федеральным Законом. Расходы ФОМС за 2004 год составили 6761,4 млн.. руб., или 105,8%, против предусмотренных бюджетом 6391,2 млн. руб. и имели строго целевое назначение.

Средства, поступившие в 2004 году в бюджет ФОМС сверх сумм, установленных Федеральным Законом, в соответствии со статьей 7 Федерального Закона и решением правления ФОМС, были направлены на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС.

Согласно Уставу ФОМС одной из основных функций Федерального фонда обязательного медицинского страхования является выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
В структуре расходов ФОМС расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования составили 5972,2 млн. руб., или 88,3% расходов ФОМС, в том числе:

· 5570,1 млн. руб., или 93,3% от общей суммы расходов на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов направлены 82 территориальным фондам обязательного медицинского страхования на обеспечение стабильности оплаты медицинской помощи, оказанной гражданам по программам обязательного медицинского страхования. Оказание финансовой помощи осуществлялось в соответствии с Положением о порядке направления финансовых средств Федерального фонда ОМС на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утвержденным решением правления ФОМС от 04.02.2002 № 2/04, и прошедшим государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.03.2002 № 3307, при недостаточности собственных средств ТФОМС на финансирование территориальных программ ОМС;

· 396,8 млн. руб., или 6,6% от общей суммы расходов на выравнивание направлены 32 территориальным фондам обязательного медицинского страхования на расходы на финансирование региональных целевых программ по ОМС в части программ по охране материнства и детства. Финансирование указанных программ осуществлялось на основании статьи 6 Федерального Закона, предусматривающей, что на указанные цели направляется до 10% средств, предусмотренных по статье «Выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках Базовой программы ОМС», в соответствии с Порядком финансирования Федеральным фондом обязательного медицинского страхования региональных целевых программ по охране материнства и детства, утвержденным Правлением ФОМС;

· 5,3 млн. руб., или 0,01% от общей суммы расходов на выравнивание направлены 23 территориальным фондам ОМС на возмещение средств, затраченных ими на оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования населению Чеченской Республики за пределами территории постоянного проживания, во исполнение решения правления ФОМС от 24.12.2001 № 1/11 и в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.05.2001 № 161/34 «Об организации медицинской помощи населению Чеченской Республики в лечебных учреждениях Южного федерального округа».

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: