Реформа системы обязательного медицинского страхования на современном этапе

За последние годы в стране сложилась крайне неблагоприятная обстановка в сфере здравоохранения. Снизились качество и доступность медицинской помощи населению. Медико-демографическая ситуация характеризуется ростом смертности, падением рождаемости, отрицательным естественным приростом населения. Актуальной проблемой стали социально обусловленные болезни. Недостаточное финансирование здравоохранения совмещается с низкой эффективностью использования ресурсов и несбалансированностью структуры медицинской помощи.

В настоящее время Правительство обсуждает вариант объединения Фонда социального страхования (ФСС) и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Идея объединения фондов вызвана надеждой на повышение эффективности их использования. Однако к такому предложению с определенной осторожностью относятся представители работодателей.

Как сообщил председатель Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) Олег Еремеев, идея объединения фондов не нова. "Традиционно работодатели и профсоюзы по разным причинам выступали против подобного проекта. В частности, пять лет назад вводился единый социальный налог (ЕСН) и, на наш взгляд, объединение фондов при новой системе сбора страховых взносов было бы неэффективным", - пояснил О.Еремеев.[4]

Тем не мене, представитель российских работодателей считает возможным на нынешнем этапе поддержать эту идею с целым рядом оговорок. "В настоящее время оба фонда непрозрачны и фактически деградируют, кроме того, сложно добиться внятной информации об их реальном финансовом состоянии. Страховые механизмы постепенно устраняются, а количество нестраховых расходов растет, - отметил глава КСОРР. - И в такой ситуации, когда средства одного фонда механически перебрасываются в другой, фонды действительно лучше объединить. Под эгидой объединенной структуры можно было бы попробовать реально реформировать систему социального страхования".

Вместе с тем, подчеркнул О.Еремеев, при объединении фондов нужно тщательно продумать механизмы и принципы, по которым проводить слияние, чтобы не допустить возникновения конфликта финансовых интересов. "Сейчас больничные оплачивает Фонд социального страхования, а лечение финансирует Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Если и выдача больничного, и лечение будет сосредоточено в одном фонде, то может возникать желание снижать количество больничных для того, чтобы меньше тратить на лечение", - высказал предположение О.Еремеев.

Кроме того, при объединении двух систем необходимо выполнить несколько условий, считает он. "Во-первых, необходимо все нестраховые выплаты, как это не раз предлагалось, вывести из фондов и перенести на федеральный бюджет", - сказал председатель КСОРР. По его словам, во-вторых, следует определять страховые тарифы на основе актуарных расчетов. "Между тарифом и выплатами надо установить прямую связь: размер компенсации должен зависеть от размера страховых взносов. Пока же действует установленный "потолок": каков бы ни был объем отчислений за данного работника, его больничный не может превышать в настоящее время 12,48 тыс. рублей, а в 2006 году - 15 тыс. рублей", - продолжил О.Еремеев.
"В-третьих, управлять средствами объединенного фонда должны все три стороны социального партнерства: правительство, работодатели и профсоюзы. На бумаге трехстороннее управление социальным страхованием есть и сейчас, но в действительности оно находится в руках правительства", - подчеркнул он.

По его словам, еще один важный момент, который нужно учесть при слиянии фондов, - это обязательное разграничение бюджетов медицинского и социального страхования внутри объединенной структуры. "Такая мера позволит снизить вероятность конфликта интересов", - заявил О.Еремеев.
Как сообщалось ранее, проект бюджета ФСС РФ на 2006 год предполагает доходы в сумме 180 млрд 215 млн. 624,6 тыс. рублей, из них обязательное социальное страхование — 138 млрд 113 млн. 849,2 тыс. рублей. Расходы фонда социального страхования на 2006 год утверждены правительством на уровне 185 млрд 495 млн. 732,2 тыс. рублей, из них обязательное социальное страхование — 140 млрд 853 млн. 252,1 тыс. рублей.

Как следует из материалов, подготовленных к заседанию правительства, где рассматривался бюджет фонда, дефицит бюджета фонда социального страхования РФ в 2006 году может достигнуть 5,1 млрд рублей.
Проект бюджета ФФОМС на 2006 год по доходам утвержден в сумме 84 млрд 296 млн. 520 тыс. рублей, по расходам — в размере 84 млрд 256 млн. 520 тыс. рублей.


 

 

 





Заключение

Медицинское страхование представляет собой систему механизмов общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из специальных страховых фондов. Обязательное медицинское страхование имеет своей целью обеспечение граждан РФ бесплатной медицинской помощью в соответствии с действующими программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Основными принципами медицинского страхования в России являются:

· сочетание обязательного и добровольного видов страхования, коллективной и индивидуальной форм добровольного страхования; Обязательное медицинское страхование предусматривает страхование двух категорий населения: работающих граждан - по месту работы, независимо от места регистрации; неработающих граждан РФ - по месту постоянного проживания на территории РФ. Документом, подтверждающим право гражданина на получение бесплатной медицинской помощи, является страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования.
Введение медицинского страхового полиса позволило создать систему учёта. Каждый гражданин, имеющий страховой полис, стал полноправным участником процесса в системе ОМС, получил юридическую основу для защиты своих прав.

· выбирать медицинское учреждение и лечащего врача в соответствии с договором обязательного медицинского страхования;

· получать медицинские услуги, соответствующие по объему и качеству договору обязательного медицинского страхования;

· получать медицинские услуги на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства.

Задачи медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Роль федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства раскрывается через его функции. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

· осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

· проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

· утверждает Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан;

· организует разработку нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

· совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

· вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;

· осуществляет сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

· организует подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

· участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

· осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования;

· вносит предложения по совершенствованию законодательных и нормативных актов по вопросам медицинского страхования;

· изучает и обобщает практику применения нормативных актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

· осуществляет международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования;

· обеспечивает организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

· аккумулирует финансовые средства Федерального фонда;

· осуществляет другие мероприятия по вопросам, относящимся к обязательному медицинскому страхованию.

В настоящее время Правительство обсуждает вариант объединения Фонда социального страхования (ФСС) и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Идея объединения фондов вызвана надеждой на повышение эффективности их использования.

 


Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. № 165-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год».

2. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24 ноября 2004 г. № 74 г. Москва «О внесении Дополнений и изменений в Типовые правила ОМС граждан».

3. Воржейкин И.Е. Управление социальным развитием организации. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 354с.

4. Кузнецов А.В. Реформа системы обязательного медицинского страхования на современном этапе // Современные аспекты экономики. – 2005. - № 8. - c.33-36.

5. Основные итоги деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2004г.// Социальная политика. Медицинское обозрение. – 2005. - № 23. - с.4-5.

6. О мерах по модернизации системы здравоохранения в Российской Федерации. Решение Коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 ноября 2004 г.

7. Основные направления реформирования российского здравоохранения на современном этапе // Экономика здравоохранения. – 2005. - № 8. - c.11-19.

8. Правительство РФ обсуждает вариант объединения ФСС и ФФОМС // Интерфакс-АФИ, 25.10.05 г.

9. Янова С. Организация социальной защиты населения как системы управления социальными рисками // Страховое дело. - 2004. - № 8.-с.8-11.

10.  Янова С.Ю. Финансовый механизм социального страхования // Страховое дело. - 2004.- № 10. – с. 23-26.

11. http://www.ffoms.ru – официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования.


[1] Основные направления реформирования российского здравоохранения на современном этапе // Экономика здравоохранения. – 2005. - № 8. - c.11-19.

[2] http://www.ffoms.ru

[3] Основные итоги деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2004г.// Социальная политика. Медицинское обозрение. – 2005. - № 23. - с.4-5.

[4] Правительство РФ обсуждает вариант объединения ФСС и ФФОМС // Интерфакс-АФИ, 25.10.05 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: