Министерство Образования и Науки РФ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE
Факультет Заочного обучения
«Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «История экономики»
На тему: «Экономическая политика Петра I»
Работу выполнил:
студент 1 курса
группы ЗФ -_18_
___Cельницына А.А.___
(Ф.И.О. студента, подпись)
№ зачетной книжки
________
Работу проверил:
________________
(степень, звание)
________________
(Ф.И.О. преподавателя)
Работу выполнена: | Дата сдачи работы:___________ |
_______________________ на оценку (зачет/незачет) | Работу принял:_______________ (подпись) |
_______________________ подпись преподавателя | _____________________________ (Ф.И.О. сотрудника деканата) |
г. Санкт-Петербург
2009 год
|
|
Предмет истории экономики. Методы исследования, (введение).
В системе экономических наук история экономики – это самостоятельная научная и учебная дисциплина.
Предмет истории экономики – это процесс возникновения, развития борьбы и смены экономических идей и их роли в развитии человеческой цивилизации. Учения это различные формы теории и фиксации знания, они возникают и развиваются по мере эволюции человеческого общества.
Экономические идеи разъясняют сущность социально-экономических явлений, которые взаимосвязаны между собой. Исследования процессов возникновения развития явлений и смена социально-экономических явлений позволяет выделить в них позитивные и негативные моменты, выявить прогресс или реакцию общества. Объект истории экономики – это история теории экономической мысли, политики и идеологии.
Методы исследования:
Исторический процесс развития экономической мысли – это отражение научного знания, достижение которого как в теоретическом познании, так и в его методах. Соотношение теоретических и методологических аспектов выражается в том, что каждая предыдущая теория обладает функциями метода для будущих теорий, таким образом, происходит преемственность экономических теорий.
Плодотворность научного поиска во многом зависит от методов, которые используют исследователи. Метод – это прием исследования и получения научных результатов, путем познания. Методы, которые связаны с исследованием, являются творческой и интеллектуальной деятельностью.
Английский филосов Ф. Бэкон, определяя роль метода, сравнил его с фонарем, который освещает путь, ученого, говорил о том, что даже хромой идущий с фонарем опередит бегущего впотьмах и без дороги, т.е. метод – это своего рода фонарь, который помогает ученым в поиске теорий и социально-экономических явлений.
|
|
Научная значимость и познавательность применяемого метода, определяется способностью обогатить науку новыми знаниями об изучаемом объекте, выявить новые моменты и привести их к более глубокому пониманию.
Функция метода и методологии, как совокупности методов познания состоит в том, что метод – это способ построения определенной теории, позволяет выявить принципы и внутреннюю логику формирования теоретического знания. Метод можно использовать как способ оценки предшествующих экономических теорий. Метод позволяет сопоставить теорию и практику.
В изучении истории экономики используется множество общефилософских и специально-научных методов, а также методов которые, используют при проведении логических, системных и сравнительно-исторических исследований.
Очень важное значение играет принцип историзма, он позволяет исследовать генезис и эволюцию теории определенной эпохи, раскрыть связь между прошлым и совершенностью и взаимодействие политики и практики. Большим плюсом принципа историзма является оценка прошлого и современности и выявление в них исторически приходящее и пребывающее, выделение и соединение исторической и теоретической сторон учения.
Хронологический прием – это характеристика «портретов» мыслителей-классиков, ведущих школ, направлений экономической мысли, такой прием дает возможность полнее раскрыть процессы формирования различных учений, школ и специфику их теорико-методологических взглядов. Проблемно-категориальный прием исследует содержание, новизну, определение теоретико-познавательной значимости, места и роли в истории экономической мысли. Сопоставительный анализ конкретизирует знания о социально-экономических явлениях, помогает более точно раскрыть их содержание.
2. Функции и роль курса истории экономики.
История экономики играет фундаментальную роль в становлении экономиста и политика. История экономической мысли наряду с экономической теорией образует теоретико-методологическую основу для учения функциональных и отраслевых наук.
Курс истории экономики позволяет:
- изучить становление теоретических разработок по формированию рыночной экономики и их реализации в индустриально-развитых странах;
- сосредоточить особое внимание на конкретных проблемах, которые исследуют в западной и отечественной экономической теории, возможные варианты их решения;
- ознакомиться с экономической теорией и проследить развитие рыночного механизма;
- познать исторический процесс конкретных функциональных и отраслевых экономических дисциплин, основные положения теории и практики западного предпринимательства, конкуренции, маркетинга законов рыночной экономики, механизмов функционирования бюджетно-налоговой и кредитно-налоговой систем и т.д.
- изучить методологию, эволюцию способов и приемов познания, множество методологических основ, которые используют представители различных школ и направлений при анализе социально-экономических явлений.
История экономики призвана выполнять многообразные функции:
Онтологическая – познание сущности социально-экономических явлений, их возникновение, эволюции;
Гносеологическая – выработка приемов и способов, содействующих правильному познанию явлений.
Эвристическая – определение становления и эволюции экономической мысли.
Методологическая – фундаментальная наука по отношению к функциональным и отраслевым наукам. Идеологическая – систематизация идей, формирование мировоззрения.
|
|
Прагматическая – ознакомление с научными основами, эволюции экономической политики государства с различными моделями ее практического воплощения.