Предмет истории экономики. Методы исследования, (введение)

Министерство Образования и Науки РФ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE

Факультет Заочного обучения

 

 «Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин»

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: «История экономики»

На тему: «Экономическая политика Петра I»

 

 

Работу выполнил:

студент 1 курса

группы ЗФ -_18_

___Cельницына А.А.___

(Ф.И.О. студента, подпись)

 

№ зачетной книжки

________

Работу проверил:

________________

(степень, звание)

________________

(Ф.И.О. преподавателя)

 

Работу выполнена: Дата сдачи работы:___________
_______________________              на оценку (зачет/незачет)     Работу принял:_______________ (подпись)
_______________________               подпись преподавателя _____________________________ (Ф.И.О. сотрудника деканата)

 

 

                                                  г. Санкт-Петербург

                                                           

                                                       2009 год

 

Предмет истории экономики. Методы исследования, (введение).

В системе экономических наук история экономики – это самостоятельная научная и учебная дисциплина.

 Предмет истории экономики – это процесс возникновения, развития борьбы и смены экономических идей и их роли в развитии человеческой цивилизации. Учения это различные формы теории и фиксации знания, они возникают и развиваются по мере эволюции человеческого общества.

Экономические идеи разъясняют сущность социально-экономических явлений, которые взаимосвязаны между собой. Исследования процессов возникновения развития явлений и смена социально-экономических явлений позволяет выделить в них позитивные и негативные моменты, выявить прогресс или реакцию общества. Объект истории экономики – это история теории экономической мысли, политики и идеологии.

Методы исследования:

Исторический процесс развития экономической мысли – это отражение научного знания, достижение которого как в теоретическом познании, так и в его методах. Соотношение теоретических и методологических аспектов выражается в том, что каждая предыдущая теория обладает функциями метода для будущих теорий, таким образом, происходит преемственность экономических теорий.

 Плодотворность научного поиска во многом зависит от методов, которые используют исследователи. Метод – это прием исследования и получения научных результатов, путем познания. Методы, которые связаны с исследованием, являются творческой и интеллектуальной деятельностью.

 Английский филосов Ф. Бэкон, определяя роль метода, сравнил его с фонарем, который освещает путь, ученого, говорил о том, что даже хромой идущий с фонарем опередит бегущего впотьмах и без дороги, т.е. метод – это своего рода фонарь, который помогает ученым в поиске теорий и социально-экономических явлений.

 Научная значимость и познавательность применяемого метода, определяется способностью обогатить науку новыми знаниями об изучаемом объекте, выявить новые моменты и привести их к более глубокому пониманию.

 Функция метода и методологии, как совокупности методов познания состоит в том, что метод – это способ построения определенной теории, позволяет выявить принципы и внутреннюю логику формирования теоретического знания. Метод можно использовать как способ оценки предшествующих экономических теорий. Метод позволяет сопоставить теорию и практику.

 В изучении истории экономики используется множество общефилософских и специально-научных методов, а также методов которые, используют при проведении логических, системных и сравнительно-исторических исследований.

 Очень важное значение играет принцип историзма, он позволяет исследовать генезис и эволюцию теории определенной эпохи, раскрыть связь между прошлым и совершенностью и взаимодействие политики и практики. Большим плюсом принципа историзма является оценка прошлого и современности и выявление в них исторически приходящее и пребывающее, выделение и соединение исторической и теоретической сторон учения.

 Хронологический прием – это характеристика «портретов» мыслителей-классиков, ведущих школ, направлений экономической мысли, такой прием дает возможность полнее раскрыть процессы формирования различных учений, школ и специфику их теорико-методологических взглядов. Проблемно-категориальный прием исследует содержание, новизну, определение теоретико-познавательной значимости, места и роли в истории экономической мысли. Сопоставительный анализ конкретизирует знания о социально-экономических явлениях, помогает более точно раскрыть их содержание.

 

   

2. Функции и роль курса истории экономики.

История экономики играет фундаментальную роль в становлении экономиста и политика. История экономической мысли наряду с экономической теорией образует теоретико-методологическую основу для учения функциональных и отраслевых наук.

 Курс истории экономики позволяет:

- изучить становление теоретических разработок по формированию рыночной экономики и их реализации в индустриально-развитых странах;

- сосредоточить особое внимание на конкретных проблемах, которые исследуют в западной и отечественной экономической теории, возможные варианты их решения;

- ознакомиться с экономической теорией и проследить развитие рыночного механизма;

- познать исторический процесс конкретных функциональных и отраслевых экономических дисциплин, основные положения теории и практики западного предпринимательства, конкуренции, маркетинга законов рыночной экономики, механизмов функционирования бюджетно-налоговой и кредитно-налоговой систем и т.д.

- изучить методологию, эволюцию способов и приемов познания, множество методологических основ, которые используют представители различных школ и направлений при анализе социально-экономических явлений.

 История экономики призвана выполнять многообразные функции:

 Онтологическая – познание сущности социально-экономических явлений, их возникновение, эволюции;

 Гносеологическая – выработка приемов и способов, содействующих правильному познанию явлений.

 Эвристическая – определение становления и эволюции экономической мысли.

 Методологическая – фундаментальная наука по отношению к функциональным и отраслевым наукам. Идеологическая – систематизация идей, формирование мировоззрения.

 Прагматическая – ознакомление с научными основами, эволюции экономической политики государства с различными моделями ее практического воплощения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: