Область применения деловых игр как активного метода обучения довольна широка:
-экономика;
-управление;
-педагогика;
-психология и т.д.
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.
Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:
-формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
-приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
-развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
-формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей.
|
|
Так, например, в теме могут быть отражены:
-характер деятельности;
-масштаб управления;
-состав инстанций и условия обстановки в данной игре
При определении целей разработчику игры важно ответить на следующие вопросы;
-Для чего проводится данная деловая игра?
-Для какой категории студентов проводится данная деловая игра?
-Чему именно следует обучать студентов?
-Какие результаты должны быть достигнуты с помощью игры?
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры – их ставит перед собой учитель –руководитель игры, и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.
Для проведения учебной игры учитель ставит дидактические и воспитательные цели, как и при планировании обычного урока, хотя реализоваться они должны в игровой ситуации. Планируя игру важно продумывать эмоциональный и мотивационный фон игры.
СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры.
В имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:
-цели игры;
-предмет игры;
-модель взаимодействия участников;
-система оценивания результатов игры.
Игровая модель может быть представлена в следующих компонентах:
-цели игры;
-комплекс ролей и функций игроков;
-сценарий игры;
-правила игры.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов.
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входит учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание характеристик действующих лиц.
|
|
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определен режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Но правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита студентами своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.