Деловые игры на учебных занятиях по педагогике

         В процессе обучения педагогики необходимо решить две проблемы:

    -обеспечить усвоение определенной суммы педагогических знаний и выработку первоначальных профессиональных компетенций;

    -создать условия для формирования педагогического сознания и выработки самостоятельной позиции у будущего учителя.

    На протяжении нескольких лет автор работает над проблемой: «Использование активных методов и форм обучения на занятиях по педагогике». Формы и методы активного обучения в настоящее время широко используются в массовой практике обучения. К ним относятся: игровое проектирование, имитационный тренинг, дискуссии, мозговая атака, деловые игры, решение педагогических задач и другие.

    Среди активных методов обучения все большее распространение приобретает метод деловых игр. Деловые игры на занятиях по педагогике позволяют совершенствовать практические умения и навыки студентов. Это происходит прежде всего потому, что сами обучаемые становятся субъектами учебного процесса. В ходе деловой игры стимулируется активная мыслительная деятельность студентов, появляется необходимость активного использования имеющихся педагогических знаний в том или другом виде педагогической деятельности. Использование деловой игры как метода обучения позволяет максимально подчинить учебный процесс по педагогике целям повышения профессионального мастерства будущих учителей начальных классов в организации целостного педагогического процесса.

    Каждый студент, находясь в стенах учебного заведения, должен побывать в роли будущих участников учебно- воспитательного процесса. Чтобы глубже понять их внутреннюю позицию, отношение к тем или иным ситуациям, возникающим в коллективе.

    Проиллюстрируем применение общих закономерностей организации и проведения деловой игры.

    Деловую игру «Алгоритм» используем для обобщения и закрепления теоретического материала. Тема занятия: «Формирование воспитательного коллектива и его влияние на развитие личности школьника». Учебная группа разделена на 5 «научных центров». Работа в них определена планом. Выделяю несколько проблем для самостоятельного изучения. По каждой проблеме подбирается исследовательская группа. В ее задачи входит: разобраться в проблеме, подготовить сообщение перед студентами, продумать форму его подачи, способы включения товарищей в обсуждение, определить роль учителя на этом уроке. Студенты сами выбирают разные формы своего взаимодействия с другими студентами. Это может быть «беседа за круглым столом», «пресс-конференция», «турнир знатоков» и др.

    Каждой группе предлагается алгоритм работы на уроке:

    1.Внимательно прочитать задание;

    2.Распределить необходимый материал между членами групп;

    3.Отобрать нужную литературу.

    4.Сделать необходимые выписки для предварительной работы;

    5.Составить общий конспект и опорные схемы, таблицы;

    6.Определить докладчиков и приготовиться к выступлению.

    Вначале каждый работает самостоятельно, делает выписки, составляет план, а затем следует коллективное обсуждение проблемы, составление конспекта, если необходимо, опорной схемы или таблицы.

    Следующий этап работы – сообщение «научных центров». Сообщение делают 2-3 студента от группы. Компетентные эксперты оценивают работу каждого «научного центра»: оригинальность, реалистичность, коллективность разработки, аргументированность, яркость и убедительность выступающих.

    Занятия в рассмотренной форме проходят на одном дыхании, с высокой активностью каждого. Актуализируются и систематизируются накопленные знания по проблеме, дается образец четкой работы.

    Хорошо зарекомендовала себя специально проводимая педагогическая деловая игра «Мысль». Цель ее – практическое обучение двум способам объяснения нового материала: объяснительно-иллюстративному и проблемному, с привитием обучаемым творческого отношения к выбору одного из указанных способов. Игра продолжается 4 часа и проходит в 6 этапов.

    1.Распределение ролей членов ученого совета, председателей методических объединений, преподавателей, условных авторов указанных методов, экспертов.

    П.Выступление «авторов» на заседании Ученого совета. Данный этап завершается решением Ученого совета о проведении в школах эксперимента по апробированию каждого мет ода при объяснении нового материала.

    Ш.Проведение в школах указанного эксперимента с демонстрацией результатов опыта.

    IV.Выступление «председателей методических объединений» на заседании Ученого совета по каждому способу.

    V.Свободная дискуссия (на заседании Ученого совета) и принятие решения по выбору наилучшего способа.

    VI.Подведение итогов игры.

    При изучении раздела «Теория целостного педагогического процесса» автор работы использует деловую игру «Общественный смотр знаний».

    Цель – выявить прочность и качество знаний по разделу и умение использовать их на практике.

    Подготовительный этап:

    -объявление темы за 2 недели до занятия;

    -определение состава жюри (представители администрации, преподаватели, студенты старших курсов);

    -студенты получают примерные вопросы по разделу

    -учитель составляет сценарий смотра, в котором расписано кто, когда и какую работу выполняет.

    Занятие проходит в несколько этапов:

    1.Тестовый контроль.

    2.Педагогический диктант (7-10 вопросов) – проверка основных понятий в разделе «Теория целостного педагогического процесса».

    П. Работа на дидактических площадках.

    1.»Проблемная лаборатория» - студенты анализируют педагогические ситуации.

    2. «Педагогический аукцион».

    3. «Игровая площадка».

    4. «Думаем, размышляем».

 

    В заключении проводится экспресс-информация, во время которой студенты делают краткие сообщения (по 2-3 мин.) о новом, передовом в области педагогики.

    Каждый вид работы оценивается жюри. Отметки заносятся в маршрутный лист.

    Как показывает практика, многие учителя начальных классов испытывают трудности в организации работы с родителями, проведении родительских собраний. Вот как может выглядеть методика подготовки и проведения деловой игры «Родительское собрание».

    Цель занятия – совершенствование знаний о методике подготовки и проведения родительского собрания, формирование практических умений и навыков проведения этой работы.

    Рассмотрим особенности каждого из этапов этой деловой игры.

    Ввод в игру. Всем участникам игры предлагается вводная ситуация: «Учительница замечает, что часть детей в ее классе учится без интереса. Внешне все выглядит нормально, но учительница с напряжением ведет уроки, так как многие дети инертны в учебе, проявляют равнодушие, безразличие к процессу приобретения новых знаний, некоторые учатся явно по принуждению. Учительница принимает решение посоветоваться с родителями детей по этому вопросу».

    Далее студентам разъясняются цели и задачи игры, суть каждой роли, которую они могут выбрать. Это роли учителя, мамы, бабушки, старшей сестры Н., члена родительского комитета, председателя собрания, секретаря собрания, оппонентов.

    Ввод в игру происходит за 7-8 дней до занятия. Это дает возможность студентам войти в роль, подготовиться к ее качественному исполнению. Все студенты независимо от будущей роли еще раз обращаются к литературе о методике проведения родительского собрания, о развитии познавательного интереса и его роли в формировании личности ребенка. Студенты получают от преподавателя рекомендации о характере выбранной ими роли. В рамках роли студентам предлагается проявлять инициативу, самостоятельность, творчество. В будущем это находит свое выражение в содержании доклада, с которым выступит на родительском собрании учитель, в выступлениях родителей, в характере вопросов, которые они зададут на собрании и т.д.

    Обсуждая со студентами ввод в игру, преподаватель договаривается с ними о повестке дня собрания. Она может быть следующей:

    а) как помогать детям учиться с интересом;

    б) индивидуальная беседа учителя с мамой В.

    В ходе собрания учителю зададут вопросы мама Н., бабушка Д. Опытом воспитания детей в семье поделятся мама К., старшая сестра Н. Председатель будет организовывать и направлять ход собрания, в случае необходимости он имеет право вмешаться в его ход.

    Роль председателя собрания очень важна. Учитель и мама В. Выбирают тему для индивидуальной беседы и готовятся к ней. Учитывая то, что на собрании учитель будет выступать с докладом и отвечать на вопросы, для индивидуальной беседы можно назначить на роль учителя другого студента.

    Очень важны роли оппонентов, каждый из которых ведет наблюдение за своим объектом по соответствующей карточке наблюдения. Карточка наблюдения № 1 «Беседа учителя» содержит следующие вопросы:

    «В какой степени содержание беседы соответствует теме собрания? Насколько хорошо учитель владеет материалом? Как содержание беседы связано с жизнью класса? Как беседа учитывает интересы родителей, уровень их знаний по данному вопросу? Как в процессе беседы учитель вызывает интерес к проблеме, желание задать вопросы, выступить? Насколько логично, последовательно, аргументировано учитель излагает свои мысли?»

    Вот пример карточки наблюдения №2. «Ответы учителя на вопросы родителей»:

    «О чем свидетельствуют вопросы родителей? Как учитель отвечал на вопросы? Какими ответами учителя родители удовлетворены, не удовлетворены? Почему? На какие вопросы учитель, по вашему мнению, ответил неудачно, как нужно было ответить?»

    Желательно, чтобы вся группа приняла участие в подготовке, проведении и обсуждении хода игры. Роли выбираются по желанию самих студентов, но в отдельных случаях преподаватель может посоветовать правильный выбор роли, так как от этого будет зависеть успех игры. Необходимо договориться со студентами о времени проведения игры, ее продолжительности. В соблюдении регламента игры большая роль отводится председателю собрания.

    Подготовка игры. Этот этап имеет важное значение в реализации целей и задач игры. Хорошая содержательная и методическая подготовка требуется от студента, выступающего с беседой в роли учителя. Содержание беседы, характер ее проведения задают тон игре, создают необходимое для ее проведения настроение.

    Игру нельзя превращать в повторение заранее разработанного и выученного сценария, в таком случае она утрачивает свой смысл и значение. Поэтому учитель не знает, какие вопросы ему будут заданы, как поведут себя на собрании отдельные родители. Именно в такой ситуации учитель проявит максимум знаний в ответах на вопросы, разрешении сложных ситуаций, которые могут возникнуть на собрании.

    Не следует бояться того, что у студентов будут возникать какие-то затруднения. В случае необходимости преподаватель придет им на помощь. Студенты должны почувствовать себя в роли учителя, родителей детей. В дальнейшем это поможет им успешно выступать перед родителями, знать их психологию, чтобы установить с ними правильные отношения.

    Подведение итогов игры. С результатами своих наблюдений выступают оппоненты. Они дают педагогическую, методическую оценку деятельности участников игры. Завершает занятие преподаватель педагогики, который делает заключение о том, насколько удалось реализовать цель игры, что с педагогической точки зрения было верно, что не удалось. Он говорит о находках и удачах отдельных студентов, об имевших место промахах.

    Несомненно участие в деловой игре не только формирует практические умения и навыки у участников игры, но и развивает каждого из них. К таким целям относятся: приобретение опыта делового общения; овладение социальными нормами формальной коммуникации; формирование положительной установки на внедрение инноваций; корректировка индивидуального стиля; развитие навыков коллективного принятия решений в условиях конструктивного взаимодействия и сотрудничества и многое другое.

    Обеспечиваются объективные условия для реализации этих целей на всех этапах игры, прежде всего с помощью таких конструктивных элементов деловой игры, как нормы и правила (Приложение 1), система поощрения и наказания, система экспертного оценивания результатов. Автор работы составил памятку в помощь преподавателю «Подготовка деловой игры» (Приложение 2).

    Таким образом, внедрение в практику работы принципов демократизации, гуманизации, и интенсификации и других, направленных на «раскрепощение» студента, на развитие его активной мыслительной деятельности, требует от преподавателя перестройки самого хода организации познавательной деятельности. Активную деятельность на учебном занятии, можно вызвать умелой постановкой вопроса, созданием проблемных ситуаций, занимательными заданиями, дидактическими играми и т.д. Активная познавательная деятельность студентов во многом зависит от творчества самого учителя.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что деловые игры, как активный метод обучения, получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов и профессиональной деятельности в современный период.

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

По мнению автора работы, деловые игры создают необходимые условия для формирования профессиональных компетенций, способствуют развитию умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, что определяет профессиональные качества будущего специалиста.

Использование преподавателями деловых игр способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.

Положительное в применении учебных деловых игр:

-как правило, студенты испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;

-происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения, т.е. студенты учатся применять свои знания;

-послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;

-достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие. Познавательная эффективность: в процессе игры студенты знакомятся с  методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.

Отрицательные моменты в проведении учебных деловых игр: высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателей); не все преподаватели владеют умением проводить деловые игры; большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и должен быть одновременно и актером (обладать актерскими данными) и режиссером в течение всей игры; сами учащиеся могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры; деловые игры требуют много времени и порой специального изменения расписания занятий.

 

Автор работы считает:

1.Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.

2.К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.

3.В деловой игре нужна предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ней с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии.

4.Структурные компоненты деловой игры (ДИ) должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой.

5.Игра не должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.

6.Режим работы студентов в процессе ДИ не укладывается в рамки традиционного поведения их на занятии и должен быть подчинен логике моделируемого производственного процесса.

7.Наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчитанные на 2 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая их эмоциональный заряд.



ЛИТЕРАТУРА

1.Ангелов Г.В. Человеческая компетентность в современном управлении. Учебное пособие.- Киев, 2005

2.Дереклева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе.- Москва, 2005

3.Мухина С.А., Соловьева А.Н., Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов-на- Дону, 2004

4.Столяренко Л.Д. Педагогика.- Ростов-на-Дону, 2005

 



Приложение 1

ПРАВИЛА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

1.Во время игры нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов, есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль или привилегии; преимущества не дает авторство блестящих идей.

2.Участник игры должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.

3.Деловая игра требует полного раскрепощения мысли и свободы для выступления; чем неожиданней и необычней идея, тем больше оснований рассчитывать на ее успех.

4.Как бы фантастична и невероятна ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников игры, она должна быть встречена с одобрением.

5.Категорическип запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки – они мешают построению и формированию новых идей.

6.Следует воздерживаться от перешептываний, переглядываний, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками игры.

7.Содержание деловой игры не терпит шаблонного мышления; полное освобождение от плена стереотипов, стандартов и традиций – важнейшее условие успешного творческого поиска.

8.Если не хотите обречь поиск на неудачу, избегайте мысли, что обсуждаемая проблема может быть решена только известными способами.

9.Не допускайте суждения, будто данная проблема вообще неразрешима. Теоретически таких положений в практике не существует.

 



Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: