Краткая характеристика предприятия

ГОУ ВПО

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Планирование на предприятии

 

НА ТЕМУ: Финансовое планирование

                                                                                             Выполнил студент:

                                                                                             Прудников С.А.

                                                             Гр. № 23-76

                                                                  Проверил: Морозов В.А.

 

 

Сургут 2010 г.

 


содержание

содержание. 1

Введение. 3

1.1 Понятие и необходимость финансового планирования. 5

1.2. Методы финансового планирования. 8

1.3. Виды финансового планирования. 9

Глава 2. Разработка финансового плана предприятия. 14

2.1.Краткая характеристика предприятия. 14

2.2. Расчет показателей финансового плана предприятия. 15

заключение. 30

Список литературы.. 32


Введение

 

Актуальность темы «Организация финансового планирования на предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

· увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;

· высокая нестабильность внешних условий и факторов;

· новый стиль руководства персоналом;

· усиление центробежных сил в экономической организации;

Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:

· неопределенность внешней (рыночной) среды;

· возможность слияния или поглощения другой фирмой;

· возможность монопольного установления цены реализации продукции;

· контрактные отношения;

В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Цель работы – рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;

2.Ближе познакомиться с методикой финансового планирования;

3. Составить финансовый план ОАО «СтройМеталл»

Объектом исследования является состояние финансового планирования на предприятии ОАО «СтройМеталл», планирующее свою деятельность на 2008 год. 

Работа состоит из введения, 2 глав основной части, выводов (заключения), списка литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены объект, цель и соответствующие ей задачи.

В первой главе «Сущность финансового планирования» рассмотрены  методы и цели финансового планирования. Определяются основные понятия и методы планирования.

Во второй главе «Разработка финансового плана на предприятии» дана краткая характеристика предприятия и произведены необходимые для финансового плана расчеты.

В заключении сделаны выводы о том, что финансовый план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.





Глава 1.Сущность финансового планирования.

 

Понятие и необходимость финансового планирования.

 

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.

Финансовое планирование тесно связано с планированием производ­ственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в фи­нансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались «сверху». Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным ви­дом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.

Планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения. Финансовое планирование - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование должно быть направлено на достижение следующих целей:

1. определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов (в разрезе всех источников, видов деятельности) исходя из намечаемого объема производства;

2. определение возможности реализации продукции (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;

3. обоснование предполагаемых расходов на соответствующий период;

4. установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов;

5. определение результативности каждой крупной хозяйственной и финансовой операции с точки зрения конечных финансовых результатов;

6. обоснование на короткие периоды равновесия поступления денежных средств и их расходования для обеспечения платежеспособности компании, ее устойчивого финансового положения.

К проблемам, которые призвано решать финансовое планирование можно отнести следующие:

1. обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

2. увеличение размера прибыли, повышение показателей рентабельности;

3. обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов предприятия;

4. определение финансовых взаимоотношений с бюджетами, банками и т.д.;

5. контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

- воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей

- обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в финансовом плане экономические пропорции развития

- предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции

- служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой - с уменьшением числа использованных возможностей.

Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определённые подходы к планированию развития определённого предприятия в интересах её владельцев и с учётом реальной обстановки на рынке.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счёт экономического использования денежных средств

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов

- контроль за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

 

Методы финансового планирования.

 

В практике финансового планирования применяют следующие методы:

· экономического анализа,

· нормативный,

· балансовых расчетов,

· денежных потоков,

· метод многовариантности,

· экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализа используется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъёкта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами есть ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие нормативы, устанавливающиеся либо самим субъёктом либо для субъёкта государством в виде специальной нормативной или законодательной базы. Нормативы самого хозяйствующего субъёкта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Существуют современные методы калькулирования затрат: стандарт-кост и стандарт маржинал-костинг. Они основаны на использовании внутрихозяйственных норм.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.

Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает на много больше полезной информации, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными. Например, в одном варианте может быть учтен продолжающийся спад производства, инфляция национальной валюты, а в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Виды финансового планирования.

Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.

1) Перспективное планирование. Этот тип финансового планирования используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации.

В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.

Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

· прогноза отчета о прибылях и убытках;

· прогноза движения денежных средств;

· прогноза бухгалтерского баланса.

Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

Прогноз движения денежных средств - отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств. С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.

После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Её суть заключается в следующем:

· определение источников долгосрочного финансирования;

· формирование структуры и затрат капитала;

· выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования, огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности.

2) Текущее финансовое планирование является планированием осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации. Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал. Разработку финансового плана целесообразнее начинать с плана прибылей и убытков, этот документ показывает обобщённый результат текущей деятельности. Анализ соотношения доходов и расходов позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия. Разработка этого плана происходит в несколько этапов:

· рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений

· определяется сумма затрат

· определяется выручка от реализации продукции.

Следующим документом текущего финансового планирования является годовой план движения денежных средств, который представляет собой собственно план финансирования, составляется на год с разбивкой по кварталам. Этот план можно составлять двумя методами:

· прямой метод основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.

· Косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом этого метода является прибыль.

Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.

3) Оперативное финансовое планирование, которое необходимо для контроля за поступлением фактической выручки на расчётный счёт и расходованием наличных финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платёжного календаря, кассового плана и кредитного плана.

Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.



Глава 2. Разработка финансового плана предприятия.

 

Краткая характеристика предприятия.

 

ОАО «СтройМеталл» - специализированное предприятие по изготовлению станков и оборудования для металлообработки. Находится в городе Рязань и занимает территорию площадью 52 гектара. Завод имеет механический, инструментальный, сборочный, кузнечно-штампосварочный и ремонтно-механический цеха, а так же на территории завода находится склад для хранения металла, литья, поковок и готовой продукции, в упакованном виде. Склад оснащен козловыми кранами грузоподъемностью 10 и 20 тонн и имеет железнодорожную нитку для подачи вагонов. Численность работающих - 1000 человек Предприятие имеет узкую специализацию, то благодаря уникальности производимых станков, оно занимает устойчивую позицию на рынке. 150 тыс. станков весом до 130 тн работают в 80 странах мира.



Расчет показателей финансового плана предприятия

 

Исходные данные:

· Себестоимость 1 единицы – 21 125р.

· Планируемый объем выпуска – 20 000 изделий

· Отпускная цена – 38 150р. за единицу

· Операции по прочей реализации – 86 000 тыс.руб.

· Внереализационная прибыль – 34 000 тыс.руб.

· Стоимость ОПФ:

o Среднегодовая за прошлый год – 325 500 тыс.руб.

o На начало планового года – 354 600 тыс.руб.

o На конец планового года – 429 500 тыс.руб.

· Фактическая амортизация за прошлый год – 63 300 тыс.руб.

· Среднесуточный расход з/п в прошедшем (плановом) периоде – 117 т.р. (133,8 т.р.)

· Минимальный разрыв между днем выплаты зарплаты и концом месяца – 7 дней

· Остаток по счету предстоящих платежей – 1 950 тыс.руб.

· Индекс изменения фонда оплаты труда – 1,14

· Норма запасов сырья и материалов в предыдущем (плановом) периоде – 8 (7) дней

· Их однодневный расход – 880,1 (1004,9)

· Затраты в начале производственного цикла – 206 050 (229 125) тыс.руб.

· Последующие затраты – 91 325 (107 445) тыс.руб.

· Длительность производственного цикла – 7 (6) дней

· Среднесуточные затраты на производство продукции – 1280,5 (1339) тыс.руб.

· Интервал отгрузки готовой продукции – 7 дней

· Время на оформление платежных документов – 5 дней

· Планируемые капитальные вложения – 36 660 тыс.руб.

· Расходы на противопожарные мероприятия – 18 785 тыс.руб.

· Уплата кредита по долгосрочным суммам – 8 164 тыс.руб.

· Погашение долгосрочных кредитов на тех.перевооружение – 16 120 тыс.руб.

· Затраты на НИР по маркетингу – 28 380 тыс.руб.

· Отчисления в резервный фонд – 10%

· Налог на недвижимость – 0,4%

· Налог на прибыль – 20%
Раздел I. Доходы и поступления


Расчет прибыли

Конечным финансовым результатом является балансовая прибыль. Она включает:

прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг основного производства;

прибыль от прочей реализации, в частности основных фондов и другого ненужного имущества предприятия;

• финансовые результаты от внереализационных операций,

Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рассчитывать по отдельным видам хозяйственной деятельности раздельно. Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогами на прибыль и добавленную стоимость (НДС). Это повышает точность и объективность расчетов как налогооблагаемой базы, так и величины налогов и прибыли.

Величину прибыли от реализации продукции (Пб) можно определить по следующей формуле:

 

 

где Вр - выручка от реализации i-ro вида продукции в отпускных ценах предприятия, млн.р.; Оф; - отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену i-й продукции, млн.р.; На -
акцизный налог, млн.р.; НДС - налог на добавленную стоимость, млн.р.; С; - полная себестоимость i-й реализуемой продукции, млн.р.; п - количество видов продукции.

Под прибылью от прочей реализации понимается финансовый результат от реализации: основных фондов; сырья; материалов; нематериальных активов в виде лицензий, патентов, торговых марок; ценных бумаг; иностранной валюты и прочего имущества предприятия. Прибыль определяется в виде разницы между отпускной ценой и балансовой стоимостью имущества, расходами на реализацию, косвенными налогами и отчислениями во внебюджетные фонды, включаемыми в отпускную цену.

Внереализационные прибыли (убытки) характеризуют дополнительные возможности предприятия получать доходы в рыночных условиях. Перечень источников таких доходов достаточно широк. К ним можно отнести следующие: 

· доходы от сдачи имущества в аренду и лизинг;

· доходы от краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений (приобретение акций и долевое участие в деятельности других предприятий, покупка облигаций, предоставление займов другим хозяйствующим субъектам);

· сальдо уплаченных и полученных штрафов, пени, неустоек (кроме санкций в расчетах с госбюджетом и внебюджетными фондами);

· прочие доходы (прибыль прошлых лет, выявленная в отчет- ном периоде; доходы от до оценки товаров; проценты по денежным средствам на расчетных и депозитных счетах предприятия).

Для расчета итоговой балансовой прибыли на планируемый год полученные 3 показателя складываются.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: