Налично-денежный оборот в России регламентирован Положением ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).[11]
Согласно этому Положению все предприятия, организации и учреждения на территории РФ независимо от организационно-правовой формы обязаны хранить свободные денежные средства в коммерческих банках на соответствующих счетах.
Наличные деньги, поступающие в кассы предприятий, организаций и учреждений в течение дня подлежат ежедневной сдаче в обслуживающие их банки для последующего зачисления на эти счета. В своих же кассах они могут оставлять наличность только в пределах лимита, который устанавливают обслуживающие их банки. Лимит устанавливают ежегодно, однако его размер может быть пересмотрен и в течение года по обоснованной просьбе предприятия. Превышение кассового лимита допускается только в течение трех рабочих дней при выдаче заработной платы, стипендии, проведении социальных выплат.
Необходимые наличные деньги предприятия и организации запрашивают в обслуживающих их банках. Однако банки также хранят у себя не все наличные деньги, полученные от клиентов. Основную их часть банки сдают в расчетно-кассовые центры (РКЦ), существующие при Главных территориальных управлениях ЦБ РФ, для последующего зачисления на корреспондентские счета, открытые в расчетно-кассовых центрах для каждого банка. Банки выдают предприятиям запрашиваемые наличные деньги, как правило, из текущих (ежедневных) поступлений денежной наличности в свои кассы. Но если для удовлетворения заявки предприятия текущей наличности не хватает, банки запрашивают наличные деньги в расчетно-кассовых центрах.
Но и расчетно-кассовые центры хранят наличность в своих операционных кассах только в ограниченном объеме. Основную массу наличных денег, полученных от коммерческих банков, они переводят из операционных касс в резервные фонды расчетно-кассовых центров (денежные хранилища), т. е. временно изымают их из обращения.
Если наличности, имеющиеся в операционной кассе расчетно-кассового центра, для удовлетворения заявок коммерческих банков на получение наличных денег не хватает, расчетно-кассовый центр обращается в ЦБ РФ за разрешением перевести в операционную кассу часть наличных денег из резервного фонда.
Механизм движения наличных денег регламентируется директивой Центрального банка РФ, адресованной РКЦ, согласно которой наличные деньги переводятся из резервных фондов расчетно-кассовых центров в операционные кассы.[12]
Из операционных касс расчетно-кассовых центров наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег идет на предоставление кредитов другим банкам и обслуживание межбанковских расчетов, но основная часть выдается клиентам банков - юридическим и физическим лицам.
Юридические лица, используя часть поступивших наличных денег для расчетов с другими предприятиями и организациями, основную часть направляют на выплату заработной платы, пособий и премий работникам.
21 ноября 2001 г. вступило в силу указание Центрального банка от 14 ноября 2001г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке». В соответствии с п. 1 Указания предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в сумме шестидесяти тысяч рублей. Все расчеты между юридическими лицами свыше шестидесяти тысяч рублей осуществляются в безналичном порядке.
Население использует наличные деньги для оплаты товаров и услуг, совершения коммунальных платежей и т. п. Таким образом, деньги населения поступают предприятиям, оказывающим услуги населению, которые сдают их в банк для зачисления на свои счета. Часть денег населения сразу поступает в операционные кассы банков в виде вкладов. Банки сдают наличные деньги в расчетно-кассовые центры, а расчетно-кассовые центры основную их часть помещают в резервные фонды. И весь процесс повторяется заново.
Процесс обращения наличных денег, определение объемов их выпуска и изъятия из обращения являются постоянным объектом прогнозного планирования.
Коммерческие банки составляют прогнозные расчеты ожидаемой потребности в наличных деньгах на основании планируемых поступлений наличности в их кассы и кассовых заявок от обслуживаемых ими предприятий. Такие расчеты делают ежеквартально с распределением по месяцам и передают в расчетно-кассовые центры за две недели до начала предстоящего квартала. Затем каждый расчетно-кассовый центр, сведя воедино расчеты банков, которые в нем обслуживаются, аналогичным образом составляют прогнозный расчет своей ожидаемой потребности в наличных деньгах. Расчеты расчетно-кассовых центров передаются за неделю до предстоящего квартала в Главных территориальных управлениях ЦБ и в дальнейшем в ЦБ РФ.[13]
На основании поступивших сведений Банк России может принять решение о переводе определенной части наличных денег из резервных фондов расчетно-кассовых центров в их операционные кассы или эмиссии новых банкнот и монет. Прогнозируя эмиссию наличных денег, Банк России устанавливает, в каких регионах намечается нехватка наличности, и составляет план завоза наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров этих регионов.
Таким образом, Центральный Банк РФ полностью контролирует величину наличных денег, осуществляя их эмиссию, выпуская и изымая их из обращения.






