Перемены во внешней политике и поиск консенсуса

Подводя итоги, отметим следующее. Перемены во внешней политике Испании после прихода к власти ИСРП значительны: борьба с международным терроризмом хотя и сохраняет приоритетный характер, но будет осуществляться без безусловного следования стратегии Вашингтона. Победа социалистов привела к налаживанию конструктивных, а не подчиненных отношений с США и изменению соотношения между «старой» и «новой» Европой. Старая Европа (Франция и Германия) укрепится включением Испании, которая дистанцировалась от атлантического братства с США и Великобританией. Внешняя политика приобретает более многосторонний характер и возвращается к трем приоритетным направлениям: Европа, Средиземноморье и Латинская Америка. Такая политика является объективным отражением политической, географической и экономической реальности[10].

Новое испанское правительство не только заявило о своих приоритетах, но и с необычной поспешностью воплощает их в жизнь, ясно обозначив разрыв с моделью внешней политики, которой придерживался Аснар в последние годы. Сапатеро предпринял решительные действия в сфере внешней политики, наиболее значительными среди которых стали провозглашение им в инаугурационной речи цели проведения внешней политики, основанной на консенсусе основных политических сил; заявление о выводе войск из Ирака, сделанное Сапатеро 18 апреля 2004 г. сразу после вступления в должность в присутствии короля, и одновременное заявление о том, что пришел конец безусловному следованию в фарватере внешней политики администрации Буша; визит в Марокко – первый визит председателя правительства за границу 24 апреля, встреча с королем Мохамедом VI с целью выровнять ухудшившиеся отношения с этой страной — ключевой с точки зрения испанских интересов; визиты в Германию и Францию (28 и 29 апреля), призванные продемонстрировать, что отныне Европа — это основное направление внешней политики и что Испания стремится вернуться в число стран, входящих в основное ядро ЕС.
Итак, Сапатеро исправляет ошибки, допущенные Аснаром, и восстанавливает ущерб, нанесенный имиджу страны. Именно этим объясняется крутизна и быстрота перемен во внешней политике, обычно не подверженной быстрым изменениям.
Эти действия показывают, какое значение испанские социалисты придают внешней политике Испании и как сильно их стремление воплотить в жизнь ее новую модель. Однако вызывает сомнения скорость, с которой происходят изменения, в то время как преемственность является фундаментальным принципом любой внешней политики, а перемены в этой сфере обычно происходят весьма медленно.

Фактами, оправдывающими такие резкие перемены, по мнению нового правительства, были незаконность войны в Ираке и недостоверность аргументов, использованных Бушем, а также неблагоприятное развитие послевоенной ситуации в этой стране; рост ненависти к Западу и международного терроризма, вызванного стратегией США как в Ираке, так и в отношении палестино-израильского конфликта; систематические пытки, нарушения прав человека в Ираке, военные преступления, которые сказываются на имидже Буша; превращение США в фактор международной нестабильности. Негативными последствиями политики НП для Испании, по мнению правительства, явились: осложнение и ослабление положения Испании в рамках ЕС; урон, нанесенный престижу и роли Испании в Латинской Америке, осложнение положения Испании в арабском мире.
Таким образом, происходит крутой поворот во внешней политике Испании, которая характеризуется утверждением автономии, приоритетом европеизма и поиском консенсуса в отношении основных направлений. Это должна быть истинно государственная политика, внешняя политика Испании, а не внешняя политика ИСРП.

Новое правительство Испании возвращается к принципам и приоритетам, определявшим внешнюю политику страны в переходный период в то время, когда необходимо искать ответы на новые вызовы, связанные с событиями 11-S и 11-М. Консенсус во внешней политике Испании соблюдался в целом на протяжении всего послефранкистского периода – примерно до 2002 г., а затем был нарушен, так как разные силы по-разному оценивали, какой ответ следует дать на вызовы 11-S. Однако Сапатеро все равно придется искать консенсус с НП – нельзя проводить резкие односторонние действия в сфере внешней политики, как Аснару нельзя было поддерживать войну в Ираке наперекор общественному мнению. В этом смысле можно говорить о том, что, если односторонняя безусловная поддержка войны в Ираке была, как уже говорилось, контрпродуктивной, то еще более контрпродуктивным можно считать поспешное и не до конца продуманное одностороннее решение о выводе из Ирака испанского воинского контингента - шага, который лишь укрепил веру международных террористических организаций в свою способность навязывать демократиям Запада выгодные для них решения.

Слабой стороной левых сил Испании является то, что они в целом не верят, что страна может играть значительную роль в мире. Большинство испанцев сознательно или бессознательно решили, что Испания входит в полосу внутренней нестабильности и падения международного престижа и что ничего не остается, как принять такое положение дел. Следует преодолеть историческое искажение, которое допустил Аснар, стремясь поставить Испанию в один ряд с теми державами, которые действительно имеют вес и принимают решения, — гораздо выше, чем позволяет ее положение средней державы, причем при отсутствии возможностей для того, чтобы играть роль страны первого эшелона.

Нужно быть реалистом в отношении возможностей внешней политики, В этой сфере важно не то, что ты думаешь о себе, а то, что о тебе думают другие. Последнее достигается не декларациями, а реалиями. Речь идет о проведении новой модели внешней политики, которая характеризуется утверждением автономии по отношению к чуждым интересам, приоритетом европейского направления и поиском консенсуса в отношении основных составляющих, то есть подлинно государственной политики, мало зависящей от политических преференций или смены правительств. Это должна быть не «своя» политика правительства социалистов, как это было при Аснаре, а внешняя политика Испании, и ответственность за ее построение лежит как на правительстве, так и на основной оппозиционной партии. Внешняя политика, основанная на международном праве и многосторонности, является для такой средней страны, как Испания, минимальной гарантией независимости от крупных держав[11].

Сапатеро сделал особый упор на своих разногласиях с правительством Аснара, который путем проведения политики свершившихся фактов и опираясь на абсолютное большинство в конгрессе депутатов с 2002 г. в одностороннем порядке нарушил консенсус как в сфере внешней политики, так и в сфере политики безопасности и обороны, выбрав стратегию превентивных ударов в борьбе против терроризма. Происходит возвращение к принципам и приоритетам внешней политики, более соответствующей интересам Испании и проводимой в переходный период сначала центристскими, а затем социалистическими правительствами и, наконец, правыми до 2002 г., но вместе с тем это должна быть политика, которая отвечает новым реалиям и вызовам 11 сентября и 11 марта.
Такая государственная внешняя политика может заслуживать доверия в средне- и долгосрочной перспективе, если она базируется на консенсусе основных политических сил, выше сиюминутных политических интересов и не зависит от смены правительства. При этом консенсус понимается как соглашение между основными политическими партиями в отношении основных направлений внешнеполитической деятельности. Сама быстрота и крутизна изменения внешнеполитического курса правительством Сапатеро может не оставить ему места для поиска консенсуса. Остается лишь надеяться, что его заявления о стремлении к консенсусу станут реальностью, и подлинно государственная внешняя политика Испании будет в полной мере отвечать ее интересам на международной арене.

 


 






Заключение

 

Итак, позиция Испании по вопросам европейской интеграции не оставляла стране другой альтернативы, как определить свои отношения с военной организацией альянса. В этом смысле важным стал 1988 г., когда завершился процесс выработки и утверждения ряда документов, определявших место и степень участия Испании в НАТО. За 2 года после противоречивого по результатам референдума руководству страны удалось не только укрепить свои позиции в блоке, но и документально их оформить. Такая ситуация свидетельствует, что высокий уровень сотрудничества не мог бы быть достигнут без взаимной заинтересованности партнеров друг в друге. В 1988 г. Испания вошла в комитет планирования НАТО, стала членом группы ядерного планирования, приняла участие в организации ПВО НАТО, в формировании ВМС НАТО в Восточной Атлантике, взяла на себя определенные обязательства по материально-техническому снабжению воинских подразделений блока, по охране Гибралтарского пролива. При этом страна сохраняла формальную независимость от военной организации альянса. Испания заключила на 8 лет новый военный договор с США.

 


 


Список использованной литературы

 

1. Евстегнеев В. П. Испания: основные направления внешней политики. М., 2006.

2. Discursos y declaraciones del ministro de asuntos exteriores D. Marcelino Oreja Aguirre. Madrid: Ministerio de Asuntos Exteriores, 1978. P. 87.

3. Cronologнa de Espana en la OTAN // www.mde.es.

4. Sotelo L. C. Memoria viva de la transiciуn. Madrid, 1990. P. 126.

5. Cortes. Diario de sesiones del Congreso de los diputados. 1979. N 3. P. 43.

6. La opinion publica espanola ante la OTAN // Revista espaсola de Investigaciones Sociologicas. 1983. N 22.

7. Sotelo L. C. Op. cit. P. 127.

8. Losantos F. J. La dictadura silenciosa. Mecanismos totalitarios en nuestra democracia. 9 edicion. Madrid, 1993. P. 115.

9. Herrera J. D., Duran I. Pacto de silencio. 5 edicion. Madrid, 1996. P. 304.

10. Cronologia de Espana en la OTAN // www.mde.es.

11. Resoluciones. 29 Congreso PSOE. Anexo del acta del 29 Congreso. Madrid, 1981. P. 34.

12. El Pais. 1981. 20 octubre.

13. Losantos F. J. Op. cit. P. 114.

14. Don Fernando Moran Lopez. Comparecencia ante la Comision de Asuntos Exteriores del Senado (30.06.83) // www.mae.es/mae/textos/OID/Gibraltar/maefml1830630.htm.15 Cronologia de Espana en la OTAN // www.mde.es.

15. Красиков А. Борьба не окончена // Новое время. 2004. № 14. С. 24.
16. Данилевич И. В. Испытание властью. М., 2001. C. 116—117.

17. Casado M. La OTAN del siglo XXI // Cambio-16. 1997. 22 dicembre.


[1] Евстегнеев В. П. Испания: основные направления внешней политики. М., 2006, с. 11

[2] Евстегнеев В. П. Испания: основные направления внешней политики. М., 2006, с. 25

[3] Евстегнеев В. П. Испания: основные направления внешней политики. М., 2006, с. 31

[4] Евстегнеев В. П. Испания: основные направления внешней политики. М., 2006, с. 26

[5] Евстегнеев В. П. Испания: основные направления внешней политики. М., 2006, с. 29

[6] Евстегнеев В. П. Испания: основные направления внешней политики. М., 2006, с.33

[7] Евстегнеев В. П. Испания: основные направления внешней политики. М., 2006, с. 35

[8] Евстегнеев В. П. Испания: основные направления внешней политики. М., 2006, с. 45

[9] Евстегнеев В. П. Испания: основные направления внешней политики. М., 2006, с. 64

[10] Евстегнеев В. П. Испания: основные направления внешней политики. М., 2006, с. 65

[11] Евстегнеев В. П. Испания: основные направления внешней политики. М., 2006, с. 76




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: