Классификация и стадии электронной торговли

Коммерческие сделки в сети Интернет также бывают разные и по классификации ВТО разграничиваются на ряд вариантов:

• полностью осуществляемые в Интернете — от выбора до покупки и поставки;

• включающие дистрибьюторские услуги, в которых продукция (товар или услуга), выбрана или куплена он-лайн, но доставлена обычным способом (по почте, транспортными средствами и др.);

• использующие транспортную функцию телекоммуникационных сетей, включая оказание интернет-услуг (провайдерские услуги, услуги электронной почты и др.).

Электронная торговля может быть разделена на три стадии: стадию поиска, на которой производители и потребители или покупатели и продавцы впервые взаимодействуют; стадию заказа и оплаты, означающую, что если участники согласны на совершение этой сделки; стадию поставки.

Субъекты и направление взаимодействий субъектов.

В электронной торговле в основном участвуют три типа субъ­ектов: частный бизнес (компании), домашние хозяйства и государ­ство. Каждый из этих типов субъектов имеет свое название, которое иногда не переводят с английского: фирма - business (b), потребитель - consumer (с), государство, правительство, органы государственной власти - government или administration(g или а). В этом терминологии существует некоторая не корректность в названии домашних хозяйств, ведь они участвуют к электронной торговле не только в качестве потребителей, как на то указывает английский термин, но могут выступать в качестве продавцов на интернет-аукционах.

Основными направлениями электронной торговли являются:

- фирма — фирма (business to business или В2В) — электронная торговля между компаниями;

- фирма — потребитель (business to consumer или В2С) — розничная электронная торговля, продажа товаров и оказание частными компаниями услуг домашним хозяйствам,

- потребитель — потребитель (consumer to consumer или С2С) — коммерческое взаимодействие домашних хозяйств.

Безусловно, электронная инфраструктура Интернета позволяет использовать сеть намного шире указанных направлений экономического взаимодействия участников. Очень наглядно структуру сетевой экономики описывает матрица использования Интернета, приведенная в одном из рабочих документов ОЭСР (Приложение 1). Она показывает, в какие звенья интернет-экономики сегодня активно внедряется электронная торговля.

Государство, хотя и не так активно в электронной торговли, но имеет большой потенциал участия в сетевой экономике. Во многих странах мира, в том числе и России, сегодня реализуется интернет-проект под названием «Электронное правительство», развивая все элементы представленной матрицы с участием государства: C2G – G2G – G2C.

Виды электронной торговли и их особенности.

Выделяют два основных вида электронной торговли: торговая площадка и элект­ронный магазин. На большинстве виртуальных торговых площадоквзаимодействуют участники В2В, т.е. совершаются межфирменные электронные сделки. Этот вид электронной торговли отличает наличие большого количества участников (и покупателей и продавцов). Создают интернет-площадки покупатели, продавцы, третьи лица. Межфирменные торговые площадки имеют функцио­нальную или отраслевую специализацию, т.е. сводят вместе компании для решения определенных задач или продавцов и покупателей отдельных отраслей (автомобильной, электроэнергетики и т.д.) Виртуальные площадки могут быть организованы в виде виртуального каталога(типа справочника «Желтые страницы»), аукциона, биржи. Аукционная форма электронной торговли используется и для организации торговли между частными лицами в сегменте С2С, цена на товар здесь также устанавливается в ходе электронных торгов.

Электронная торговля В2С осуществляется через  электронные магазины. Как и в реальный магазин, за покупками сюда  могут «зайти» и юридические лица, но это не меняет розничный тип электронной торговли магазина: наличие одного продавца, открывшего данный магазин, продажа по розничным ценам и другое.  Многие элементы виртуального магазина напоминают  реальный.  На Интернет-страницах такого магазина покупатели имеют возможность  визуально оценить товар, выставленный на электронной витрине, узнать мнение других покупателей, прочитав их отзывы, получить консультацию продавца, сложить понравившийся товар в   с свою электронную корзину, расплатиться традиционными способами (пластиковой картой, через банковский счет) или новыми, электронными,  деньгами, в виртуальном отделе доставки выбрать спо­соб получения товара.

Практически все web-сайты, реализующие указанные выше типы

электронной торговли, предусматривают регистрацию участников до совершения сделки. Эта ценная информация в дальнейшем, при соблюдении условия конфиденциальности организаторами торговли, может использоваться для проведения маркетинговых исследований, выявить, например, наиболее посещаемые разделы виртуального магазина или торговой площадки для размещения там рекламы.

Глава 2. Экономическая сущность электронной торговли и

Значение в мировой экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: