Электронная торговля сравнительно новая и еще не отрегулированная область торговли. Существуют различия в объектах регулирования. Большинство стран мира по примеру США идут по пути принятия отдельных законов для регулирования электронной торговли. Главными областями регулирования в США являются: лицензирование телекоммуникационных услуг, законодательство об Интернете, электронной цифровой подписи, признании равной силы бумажных и электронных документов, обеспечении безопасности, защита прав потребителей, защита интеллектуальной собственности.
Перечень Всемирной торговой организации включает: безопасность, конфиденциальность, налогообложение, доступ, упрощение процедур торговли, государственные закупки, интеллектуальную собственность и правовые рамки для торговых операций в Интернете.[12]
Развитие процессов, связанных с использованием системы Интернет, может в будущем затронуть внешнеторговые интересы государств, подтолкнуть их к усилению интеграции или же, напротив, к дезинтеграции и выходу из мировых информационных систем, если последние будут затрагивать их жизненно важные национальные интересы развития. Так, к примеру, ЕС и США уже достигли соглашения в области электронной торговли, предусматривающего создание «беспошлинного киберпространства». США предполагают и впредь тесно сотрудничать со странами ЕС, АТЭС и ведущими странами Азиатского региона в решении различных вопросов, связанных с организацией электронной торговли.
|
|
Существующие международные нормы (принятые и разрабатываемые):
- Типовой закон об электронной торговле ЮНСИТРАЛ (Комиссии Организации объединенных наций по праву международной торговли).
- Единообразные правила об электронных подписях ЮНСИТРАЛ
-Руководящие принципы защиты прав потребителей в условиях электронной торговли ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития)
-Типовое соглашение об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными ЕЭК (Европейская экономическая комиссия Организации объединенных наций) - Типовое соглашение об обмене электронными данными ЕЭК
- Соглашение об электронной торговле ЕЭК
- Декларация об электронной торговле ВТО (Всемирная торговая
организация)
- Базовое соглашение ВТО о телекоммуникациях
- Соглашение ВТО об информационных технологиях
- Директива по электронной подписи и электронной коммерции ЕС
(Европейский Союз)
- Директива по дистанционному маркетингу потребительских финансовых служб ЕС
- Директива по авторскому праву ЕС
|
|
- Директива защиты данных ЕС
- Пересмотренные руководящие принципы МТП для рекламной и маркетинговой деятельности в Интернете (Международная торговая палата)
- Общие методы осуществления международных торговых операция, заверенных в цифровой форме МТП
- Программа действий АТЭС в области электронной торговли.
Кроме того, большое значение имеют отдельные договоры между
государствами и объединениями, например, Соглашение о принятии ЕС американского стандарта защиты данных для электронной торговли.
Заключение.
В мировой экономике сформировался новый сектор, объединяющий производства компьютерной техники и средства связи, информационных и телекоммуникационных услуг на основе общих задач и технологий их решения. Это передовая часть мирового хозяйства. На базе функционирующих информационных технологий и оборудования возникла и развивается новая форма коммерческих сделок — электронная торговля, которая имеет некоторое сходство с появившимися ранее видами оптово-розничной торговли и электронными операциями, но обладает и важными отличиями. Она осуществляется в глобальной сети Интернет и подчиняется неписаным правилам поведения участников, использует ее информационные ресурсы и универсальные средства взаимодействия пользователей.
В заключении отметим основные итоги работы.
Итак, в данной работе рассматривалась тема электронная торговля как перспективного направления в коммерческой международной деятельности. В работе охвачен следующий спектр вопросов: понятие электронной торговли, типы и особенности основных видов электронной торговли, е
е экономическая сущность, проблемы и значение в мировой экономике.
Электронная торговля - такая форма поставки продукции, при которой
выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.
Глобальная сеть Интернет сделала электронную торговлю доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Интернет позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная торговля дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений.
Развитие электронной торговли и увеличение ее объемов будет сопровождаться и уже сопровождается рядом положительных эффектов для мировой экономики. Это результаты расширения электронной торговли: прежде всего, сокращение издержек, упрощение процедур торговли, расширение возможностей для притока инвестиций, расширение географии и доступности для участия в бизнесе, повышение конкуренции.
Уменьшит или увеличит электронная торговля разрыв между бедными и богатыми странами? Вопрос открытый. Я считаю, быстрое развитие электронного взаимодействия может стать огромным торговым стимулом, повысить на международном уровне конкурентоспособность развивающихся стран, может помочь лучше понять и освоить различные стороны электронной торговли: технические, экономические, правовые, регуляторные, и даже социальные и культурные.
Электронная торговля пока далеко не беспроблемна. Однако активное сотрудничество отдельных стран, международных экономических организаций, в частности ОЭСР, должна привести к ее отлаживанию и, по-моему, сделает одной из важных форм торговли будущего.
Список литературы