Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

(подготовлена М. И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б. С. Алишевым,

JI.A. Воловичем)

Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.

Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем кри­териям: чувство новизны; критичность; способность преоб­разовать структуру объекта; направленность на творчество.

Предусмотрен также контрольный опрос, предполагаю­щий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осу­ществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оцен­ке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Само­оценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41—44; по критерию «критичность» — на вопросы 45—48; по критерию «способ­ность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49— 52; по критерию «направленность на творчество» — на воп­росы 53—56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний ре­зультат между оценкой и самооценкой.

Можно выделить три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий —  от 1,5 до 2.

Опросник. «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется сим­вол ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту                   0

б) построил бы такой, который видел

на картинке в журнале или в кино                                         1

в) построил бы такой, которого нет ни у кого          2

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят мои родители

со своими знакомыми                                                    0

б) сочиняю сам сюрприз для гостей                              2

в) стараюсь провести вечер, как

любимые герои в кино                                                    1

 3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

  а) оригинальную                                                             2

 б) трудную                                                                     1

 в) простую                                                                      0

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое                                                                                1

б) точное                                                                         0

в) необычное                                                                    2

5. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще                            0

б) стремлюсь употреблять те слова, которые

привычны для слуха и хорошо отражают мой мысли 1

в) стараюсь употребить оригинальные,

новые для меня слова                                                    2

6. Мне хочется, чтобы на уроках: 

а) все работали                                                               1

б) было весело                                                                  0

в) было много нового                                                       2

7. Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей                                         0

б) возможность узнать новое («родство душ»)           2

в) взаимопомощь                                                                      1

8. Если бы я был поваром, то:

а) стремился бы к тому, чтобы все,

кто ест мои блюда, были сыты и довольны                      0

б) создавал бы новые блюда                                          2

в) старался бы мастерски готовить

все известные блюдя                                                             1

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным

программам, я выбрал бы: 

а) «Седьмое чувство»                                               0

б) «Поле чудес»                                                              1

в) «Очевидное – невероятное»                                      2

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут                                       0

б) неизведанный маршрут                                              2

в) маршрут, который хвалили мои друзья                    1

Опросник «Критичность»

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

а) полностью согласен — 0; б) не согласен — 2; в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.

11. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).

12. Лицо — зеркало души (М. Горький).

13. Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс).

14. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

15. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).

16. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).

17. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).

18. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).

19. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).

20. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта» 21—23 (для старшеклассников)

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) вор

Арест                                          б) обвиняемый

                                                   в) судья

                                                   г) адвокат

22. ОЗЕРО – ВАННА

                                                   а) лужа

Водопад                                     б) труба

                                                   в) вода

                                                   г) душ

23. ВУЛКАН – ЛАВА

                                                   а) источник – родник

                                              б) глаз – слеза

                                                   в) огонь – костер

                                                   г) шторм – наводнение

21 – 23 (для среднего возраста)

    Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).

21. ШКОЛА – ОБУЧЕНИЕ

а) доктор

б) ученик

Водопад                                     в) учреждение

                                                   г) лечение

                                                   д) больной

22. ПЕСНЯ – ГЛУХОЙ

а) хромой

б) слепой

Картина                                     в) художник

                                                   г) рисунок

                                                   д) больной

23. РЫБА – СЕТЬ

а) решето

б) комар

Муха                                          в) комната

                                                   г) жужжать

                                                   д) паутина

24—27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?

25. В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?

26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа — 0; тривиальный ответ — 1; оригинальный ответ — 2.

28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

28. Консервная банка.

29. Металлическая линейка.

30. Велосипедное колесо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: