Методика «Диагностическая контрольная работа»

(описание подготовлено на основе разработок профессора В.Н. Максимовой)

Цель: определить уровень развития интеллектуальных умений и обученности учащихся.

I Ход подготовки а проведения. Диагностическая контрольная работа может быть проведена по любому учебному предмету Практика показывает, что наиболее целесообразно проводить контрольные работы по трем учебным предметам из таких образовательных областей, как:

· языки и литература;

· математика;

· общественные или естественные науки.

Задания для контрольных работ составляются творческими группами учителей совместно с методистами и научными консультантами. Как правило, они обсуждаются на заседаниях кафедр или методических объединений учителей. Диагностическая контрольная работа состоит из шести заданий, направленных:

· на узнавание;

· на запоминание;

· на понимание;

· на обобщение внутри темы;

· на межтемное обобщение;

· на межпредметное обобщение.

В качестве примера можно привести задания диагностических контрольных работ по литературе и алгебре для учащихся 10 класса.

Тема «Творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание»»

Задания

1. Дается отрывок из романа. Требуется определить, кому принадлежат приведенные слова.

2. Дать определение жанра романа.

3. Какую причину, побудившую Раскольникова к преступлению, Вы считаете главной? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Как Вы считаете, почему Раскольникова, Лужина и Свидригайлова можно назвать «двойниками»?

5. Какие традиции в изображении Петербурга в классической литературе продолжает Достоевский?

6. Назовите художников-иллюстраторов произведений Достоевского.

Тема «Логарифмическая функция»

1. Задается несколько формул функций. Требуется выписать только формулы логарифмических функций.

2. Дать определение логарифмической функции.

3. Построить график логарифмической функции по заданной формуле функции.

4. Исследовать заданную функцию.

5. Решить логарифмическое неравенство.

6. Решить задачу с физическим содержанием.

 

Методика проведения диагностической работы не отличается от обычной контрольной работы по предмету.

Обработка и интерпретация полученных результатов. Выполнение заданий оценивается баллами. Наибольшее количество баллов за правильно выполненное задание следующее:

первое задание — 1 балл;

второе задание — 2 балла;

третье задание — 3 балла;

четвертое задание — 4 балла;

пятое задание — 5 баллов;

шестое задание — 6 баллов.

Максимальная оценка за контрольную работу — 21 балл. Для перевода баллов в «школьную» систему отметок можно использовать следующую шкалу:  20—21 балл — «5»;

18—19 баллов — «4»;

16—17 баллов — «3»;

15 и меньше — «2».

 Коэффициент обученности учащихся того или иного класса определяется как частное от деления суммы баллов, полученных всеми учениками за выполнение всех заданий, на максимально возможное количество баллов, которое могут получить ученики данного класса при правильном выполнении. всех заданий. О развитии у учащихся умений узнавать, запоминать, понимать и обобщать можно узнать, если произвести аналогичные математические операции с данными, полученными при выполнении школьниками того или иного задания. Для выявления индивидуальных характеристик обученности и развития интеллектуальных качеств необходимо определить частное отделения количества баллов, полученных отдельным учеником за выполнение всех или одного задания, на 21 балл или на наибольшее количество баллов, которое можно получить при успешном выполнении одного из заданий.

 

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

(разработан учеными НИИ ОПП РАН)

  Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста.

  Ход проведения. Учащимся зачитывается следующая инструкция: «Сейчас Вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить Ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от тех, что Вам приходится выполнять на уроках. Для выполнения заданий Вам понадобятся ручка и бланки, которые я Вам раздам. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание теста и на примерах объясняется способ его решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок».

После того, как исследователь убеждается в том, что учащиеся подготовлены к работе с тестом, школьникам предлагается выполнить поочередно шесть наборов заданий (субтестов). Каждый субтест выполняется за ограниченный промежуток времени:

1. Осведомленность 1—8 минут.

2. Осведомленность 2 — 4 минуты.

3. Аналогии — 10 минут.

4. Классификации — 7 минут.

5. Обобщения — 8 минут.

6. Числовые ряды — 7 минут.

Перед выполнением учащимися каждого субтеста зачитывается описание и разбираются примеры очередного субтеста. Далее экспериментатор спрашивает: «Есть ли вопросы?» При их отсутствии дается указание начать выполнение заданий. По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, исследователь прерывает работу испытуемых и зачитывает инструкцию к следующему субтесту.

Наборы заданий субтестов.

Описание и примеры набора заданий № 1

В каждом из предложений не хватает одного слова. Из пяти приведенных слов вы должны подчеркнуть одно слово, которое правильно дополняет данное предложение (в примерах правильный ответ выделен другим шрифтом).

Примеры:

1) Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и...

а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание, г) книга; д) писатель.

Правильный ответ — выделенное слово «жизнеописание».

2) Противоположным к слову «отрицательный» будет слово...

а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положительный.

Правильный ответ — выделенное слово «положительный».

Набор заданий № 1

1. Начальные буквы имени и отчества называются...

а) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма.

2. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада — это...

а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.

3. Система взглядов на природу и общество есть...

а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д) иллюзия.

4. Гуманный — это...

а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный;

д) пренебрежительный.

5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется...

а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.

6. Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия»

а) анархия; б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.

7. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется...

  а) резолюцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодексом; д) проектом.

8. Противоположностью понятия «лицемерный» будет...

 а) искренний; б) противоречивый; в) фальшивый; г) вежливый;

д) решительный.

9. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о...

а) компромиссе; б) общении; в) объединении; г) переговорах:

 д) противоречии.

10. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему — это...

а) рациональность; б) пассивность; в) чуткость; г) противоречивость;

д) черствость.

11. Начитанность, глубокие и широкие познания — это...

а) интеллигентность; б) опытность; в) эрудиция; г) талант; д) самомнение.

12. Этика — это учение о...

а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе; д) искусстве.

13. Противоположностью понятия «идентичный» будет... а) тождественный; б) единственный; в) внушительный; г)различный; д) изолированный.

14. Цивилизация — это...

а) формация; б) древность; в) производство; г) культура; д) общение.

15. Оппозиция — это...

а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д) решение.

16. Человек, который скептически относится к прогрессу, является...

а) демократом; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом; д) анархистом.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова «приоритет» и...

а) изобретение; б) идея; в) выбор; г) первенство; д) руководство.

18. Коалиция — это...

а) конкуренция; б) политика; в) вражда; г) разрыв; д) объединение.

19.Одинаковыми по смыслу являются слова «альтруизм» и...

 а) человеколюбие; б') взаимоотношение; в) вежливость; г) эгоизм;

д) нравственность.

20. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнивание в правах — это...

а) закон; б) эмиграция; в) воззвание; г) действие; д) эмансипация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: