воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, II, 12, 18, 19.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3. 5, 7, 8,(9, 14, 17. 20.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20..
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
Графа в. Сосчитать * на вопросы II, 12.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности
(подготовлена профессором Л. В. Байбородовой)
Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.
Ход проведения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
|
|
2 — привлекает очень сильно;
2 — привлекает в значительной степени;
1 — привлекает слабо;
О — не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
1. Интересное дело.
2. Общение с разными людьми.
3. Помощь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность руководить другими.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов.
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
Адаптированный вариант методики М. Рокича для исследования ценностных ориентации школьников
(составлен Е. Хмелевым)
Инструкция. Перед Вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в своей жизнедеятельности. Вам предлагается, внимательно прочитав весь список, сделать следующее:
а) выбрать 3 ценности-цели, наиболее важные для Вашей жизни, поставив слева от номера ценности (в графе МЕСТО) цифры:
— самое главное в моей жизни;
— чуть менее чем главная ценность;
— чуть менее чем вторая ценность.
б) выбрать две ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив них поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;
|
|
в) расставить оставшиеся номера (от 4 до 16) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.
Место | Список ценностей (ценности-цели) |
1. Активная, деятельная жизнь | |
2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здоровый смысл, достигаемый жизненным опытом) | |
3. Здоровье (физическое и психическое) | |
4. Интересная работа | |
5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) | |
6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) | |
7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) | |
8. Хорошие, верные друзья | |
9. Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе | |
10. Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников) | |
11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) | |
12. Равенство (братство, равные возможности для всех) | |
13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках | |
14. Свобода как независимость в поступках и действиях | |
15. Счастливая семенная жизнь | |
16. Творчество (возможность творческой деятельности) | |
17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) | |
18. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени) |