Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной

воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, II, 12, 18, 19.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3. 5, 7, 8,(9, 14, 17. 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20..

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.

Графа в. Сосчитать * на вопросы II, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

(подготовлена профессором Л. В. Байбородовой)

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

Ход проведения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:

2 — привлекает очень сильно;

2 — привлекает в значительной степени;

1 — привлекает слабо;

О — не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

1. Интересное дело.

2. Общение с разными людьми.

3. Помощь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Творчество.

6. Приобретение новых знаний, умений.

7. Возможность руководить другими.

8. Участие в делах своего коллектива.

9. Вероятность заслужить уважение товарищей.

10. Сделать доброе дело для других.

11. Выделиться среди других.

12. Выработать у себя определенные черты характера.

Обработка и интерпретация результатов.

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

Адаптированный вариант методики М. Рокича для исследования ценностных ориентации школьников

 (составлен Е. Хмелевым)

Инструкция. Перед Вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в своей жизнедеятельности. Вам предлагается, внимательно прочитав весь список, сделать следующее:

а) выбрать 3 ценности-цели, наиболее важные для Вашей жизни, поставив слева от номера ценности (в графе МЕСТО) цифры:

— самое главное в моей жизни;

— чуть менее чем главная ценность;

— чуть менее чем вторая ценность.

б) выбрать две ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив них поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;

в) расставить оставшиеся номера (от 4 до 16) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.

Место Список ценностей (ценности-цели)
  1. Активная, деятельная жизнь
  2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здоровый смысл, достигаемый жизненным опытом)
  3. Здоровье (физическое и психическое)
  4. Интересная работа
  5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
  6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
  8. Хорошие, верные друзья
  9. Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе
  10. Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников)
  11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
  12. Равенство (братство, равные возможности для всех)
  13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках
  14. Свобода как независимость в поступках и действиях
  15. Счастливая семенная жизнь
  16. Творчество (возможность творческой деятельности)
  17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)
  18. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: