Обработка результатов

При обработке полученных данных используется качественное сравнение и количественный анализ, в котором учитываются две переменные:

принимаемые ценности-цели, стоящие на 1,2,3-местах в индивидуальных анкетах, и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека.

Данные отдельных бланков сводятся в таблицу.

Номер учащегося Номер ценности-цели (по списку) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
1 2  
Сумма 1,2,3-го мест  
Сумма 17, 18-го мест  

Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивается к 100%. По количеству выборов, сделанных учащимися, находится процент каждой ценности-цели по формуле:

Ui (%) = (Ri/3n)*100%,

где Цi (%) — процентное содержание выборов i-той ценности; Ri — суммарное количество выборов i-той ценности; п — объем выборки (количество учащихся), 3 — коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.

Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваивались 17-е и 18-е места.

1.6. Методика «Ситуация выбора»

(разработана профессором Л. В. Байбородовой)

Цель: выяснить направленность личности учащихся.

Ход проведения. В классе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня следующих занятий:

• разработка программы вечера;

• изготовление подарков для детей детского дома;

• подготовка сюрприза для учащихся младших классов;

• овладение навыками самообороны;

• изготовление украшений для вечернего платья и т.д.

При следующем проведении часа творчества ученикам рекомендуется выбрать одно из предлагаемого перечня за­нятий в соответствии с его главным назначением:

• проявить свои таланты;

• сделать приятный сюрприз для друзей;

• весело провести время;

• оказать помощь детскому дому или его воспитанникам;

• приобрести умение устанавливать контакт с людьми и т.д.

Перечень занятий, которые могут быть предложены для выбора учащимся, зависит от реальной ситуации в классе и образовательном учреждении, от тех дел, к которым учащиеся готовятся в данный момент.

Обработка полученных данных. Сопоставление результатов выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и деятельности, направленность их личности. Выявляемые мотивы можно разделить на три группы:

а) преобладание общественных мотивов;

б) преобладание личностных мотивов;

в) преобладание престижных мотивов.

При изучении направленности личности учащихся можно определить устремленность:

I) на себя; 2 ) на других людей; 3) неопределенную направленность.

1.7. Методика «Акт добровольцев»

(составлена профессором Л. В. Байбородовой)

Цель: определить активность и мотивы участим учащихся в жизнедеятельности школьного или классного сообщества.

Ход проведения. Акт добровольцев как метод изучения направленности личности ребенка может естественно «вписываться» в учебно-воспитательный процесс. Например, в школе через определенный промежуток времени появляются следующие объявления:

1. «Ребята, поможем учителям в оформлении кабинетов! Приглашаем всех желающих в школу 5 сентября в 10 часов. Совет старшеклассников».

2. «Всех желающих приглашаем принять участие в разговоре-поиске «Как сделать нашу школу красивой и уютной».

3. «Тех, кто хочет принять участие в подготовке и проведении Новогоднего праздника для младших школьников, ждем 25 ноября в 14 часов в актовом зале школы. Совет дела».

Началом акта добровольцев может стать и обращение руководителя или педагога школы к учащимся с целью приглашения их для участия в том или ином деле, проводимом в школе или классе.

Обработка полученных данных. Необходимо нести учет добровольного участия каждого учащегося в приводимых делах и мероприятиях, что может стать основанием для оценки общественной активности школьников.

Установление связи между активностью учеников и их предпочтениями в выборе направленности (познавательной, героико-патриотической, шефской, развлекательной и т.д.) организуемых дел позволяет судить об интересах  и мотивах участия детей в жизнедеятельности школьного (классного) сообщества.

1.8. Методика «Цветик-семицветик»

(составлена И.М. Витковской)

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.

Обработка и интерпретация результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив следующую таблицу:

Фамилия,

имя

Желание

для себя для родных и близких для класса и школы для всех людей
Антонова Аня 3 1, 2, 6 4,5 7

1.9. Методика определения общественной активности учащихся

(составлена доцентом Е.Н. Степановым)

Цель: определить общественную активность учащихся.

Необходимо для проведения. На доске составляется список учащихся с порядковыми номерами перед каждой фамилией, а также дается краткое описание пяти ориентиров для оценки общественной активности школьников.

1-й ориентир. Является инициатором и организатором большинства дел в классе, служит примером в выполнении общественных поручений, требует добросовестного отношения к ним своих товарищей, настойчиво борется и мобили­зует других на выполнение целей и задач коллектива.

2-й ориентир. Участвует в делах класса добросовестно, охотно, но редко бывает их организатором, не требует ответ­ственного отношения к общественным поручениям от других, разделяет позиции коллектива, но слабо их отстаивает.

3-й ориентир. Удовлетворительно выполняет поручения, на просьбы взрослых и товарищей откликается, но без особого желания, чаще всего занимает позицию пассивного наблюдателя или исполнителя.

4-й ориентир. Неохотно выполняет поручения, участвует в общественной работе лишь при наличии настойчивых требований со стороны взрослых и товарищей, безразличен к делам коллектива и участию в них других.

5-й ориентир. Уклоняется от поручений, от участия в общественных делах, проявляет безответственность, часто пренебрегает интересами своего коллектива и товарищей.

Ход проведения. Исследователь подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая особое внимание на усвоение испытуемыми содержательных характеристик ориентиров. Затем испытуемые заносят на листке бумаги в первую строку номера самых активных учащихся, соответствующих требованиям 1-го ориентира, во вторую строку — тех, кто соответствует требованиям 2-го ориентира, и так далее до тех пор, пока не будут занесены порядковые номера всех учащихся в пять отведенных строк. В одну из пяти строк учащийся заносит свой порядковый номер, тем самым, осуществляя самооценку собственной активности. Подписанные учащимися листки сдаются исследователю.

Обработка и интерпретация полученных данных. Исследователь обрабатывает полученные данные с помощью следующей матрицы:

Фамилия, имя

 

Кого оценивают

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Андреев С. 3 3 1 3 4 3 3 2 2 5
2. Бибикова Н. 2 4 1 2 3 2 4 1 2 4
3 Демченкова В. 4 3 2 2 5 3 3 1 2 5
4. Дроздова В. 3 4 1 3 5 3 3 1 2 5
5. Иванов П. 3 3 2 3 3 3 4 2 1 5
6. Кузнецова Л. 3 3 1 3 4 3 4 1 2 4
7. Кутасов А. 4 4 1 3 4 2 4 1 3 5
8. Ладзина Н. 3 4 1 3 4 3 1 2 1 5
9. Лаптев В. 3 3 1 3 3 2 4 1 2 5
10 Леонов В. 3 3 1 3 4 3 3 1 2 3

Сумма оценок (исключая самооценку)

28 30 10 25 36 25 31 11 17 43

Количество оценок (исключая самооценку)

9 9 9 9 9 9 9 9 9 9

Средняя оценка   

3,1 3,3 1,1 2,8 4,0 2,8 3,4 1,2 1,9 4,8

В матрицу — напротив каждой фамилии — заносятся оцен­ки испытуемого общественной активности своих товарищей. Например, Андреев С. в ходе эксперимента внес фамилию Демченковой В. в первую строку, то в матрицу ставится цифра 1 на пересечении первой строки и третьего столбца; тот же испытуемый внес фамилию Леонова В. в пятую строку, тогда цифра 5 ставится на пересечении первой строки и десятого столбца. Подсчитывается количество оценок, поученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), исключая самооценку. Далее вычисляется средняя оценка общественной активности испытуемого, которая может рассматриваться как статус активности учащегося.

 

Статус активности (А) = Сумма оценок

  активности испытуемого

Число испытуемых минус единица

По уровню статуса активности можно классифицировать испытуемых на пять групп:

Номер статусной группы Активность учащегося Величина статуса
1 Высокая (организаторская) А< 1,5
Хорошая (активно-исполнительская)  1,5 < А<2,5
Средняя (пассивно-исполнительская)  2,5 <А<3,5
4 Низкая (принудительная) 3,5<А<4,5
5 Не проявляется 4,5 < А

На основании приведенных данных испытуемые классифицируются следующим образом:

1-я группа — Демченкова В., Ладзина Н.;

2-я группа — Лаптев В.;

3-я группа — Андреев С., Бибикова Н, Дроздова В.,Кузнецова Л.;

 4-я группа — Иванов П.;

5-я группа — Леонов В.

Сопоставление самооценки (в матрице самооценки выделены другим шрифтом) и оценки общественной активности позволяет определить степень адекватности первой, а также увидеть: она завышается, занижается или соответствует мнению одноклассников.

1.10.   Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

(составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается следующая ин­струкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Сво­бодно выражайте свое мнение по каждому из них и отве­чайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на воп­рос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы

1.Часто ли Вам удается склонить большинство своих то­варищей к принятию ими Вашего мнения?

2.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3.Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4.Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6.Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7.Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с   товарищами?

13.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14.Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству, своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19.Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20.Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

 

Лист ответов

1                     6                     11                   16

2                     7                     12                   17

3                     8                     13                   18

4                     9                     14                   19

5                     10                   15                   20

 

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

.низкий уровень — 0,1—0,45;

.ниже среднего — 0,46—0,55;

.средний уровень — 0,56—0,65;

 выше среднего — 0,66—0,75;

.высокий уровень — 0,76—1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: