Состояние работы с одаренными детьми в Республике Корея. Очерк любезно предоставлен директором школы-интерната для одаренных детей Е.В.Маркеловым

Свою политику в образовании представители Республики Корея в общении с нами сформулировали так: «Наша маленькая страна окружена 4-мя гигантами: США, Китай, Япония, Россия. Сегодня мы ввозим технологии и достигли большого успеха в их реализации, но если мы не научимся их создавать – у нашей страны не будет будущего. Чтобы создавать технологии нужно много внимания уделять образованию. Значит образование – наш главный приоритет». О том, что от образования зависит твое будущее и будущее твоей страны в Корее знает каждый. Страна тратит на образование до 10% ВВП. Это один из самых высоких показателей в мире. Но и сами граждане Республики Корея не жалеют денег на образование. Заметим, что это вообще характерно для стран этого региона. Детям здесь уделяют большое внимание и стараются всячески развивать их таланты. Особое внимание уделяется одаренным детям.

Направления работы с одаренными детьми: создание специальных школ по работе одаренными и мотивированными детьми и развитие системы дополнительного образования. Создана «супершкола» для одаренных детей в городе Бусане (второй после Сеула по численности город республики Корея, крупнейший порт и образовательный центр). Школа получила название «Bussan Science Academy», а с 2006 года - “Korean Science Academy”, что подчеркивает ее национальное значение. Школа эта совершенно не похожа на китайские “супершколы”. Прежде всего, она не привязана жестко к университету, но сама по себе выполняет функции “детского университета”. В школе отрабатываются методы обучения и работы с этой непростой группой учащихся. В связке со школой работает институт «Institute For Gifted Education &Promotion». Несколько слов об институте. Институт занимается анализом работы с одаренными детьми во всем мире. Так, в школе “Интеллектуал” представители института появились через 1 месяц (!!!) после ее открытия. В РФ институт поддерживает дружеские отношения с СУНЦ (специальный университетский научный центр) МГУ, Новосибирским СУНЦем, (опыт этих знаменитых российских школ лег в основу концепции “Korean Science Academy”) с Московским химическим лицеем (1303), Лигой школ (1199), большой интерес проявляет к школе № 57. Институт организует 4 международные программы подготовки учителей города Бусана: в США, в Израиле, в России и в Сингапуре. С точки зрения корейских коллег, опыт этих стран в работе с одаренными наиболее интересен. Российская программа последние 5 лет осуществлялась совместно со школой “Интеллектуал” и, по оценке корейских коллег, была признана наиболее эффективной Институт занимается также повышением квалификации всех учителей города Бусан, работающих с одаренными детьми. Результаты всех курсов регулярно анализируются и публикуются в виде брошюр с фотографиями. Все участники курсов принимают участие в рефлексии. Эффективность курсов оценивается именно по результатам рефлексии учителей.

Теперь несколько слов собственно о школе. В “Korean Science Academy” только старшие классы. Это High School. Все ученики имеют возможность проживания в школе и находятся на полном государственном обеспечении. Конкурс в школу изначально – 150 (!) человек на место, в последние годы конкурс вырос (по некоторым данным, до 300 человек на 1 место). Выпускники освобождены от ЕГЭ, могут поступать в любой университет без экзаменов. Но главное – система преподавания в школе. Преподавание на английском языке, учителя приглашаются со всего Света. Оплата труда — высокая, на уровне профессорского состава университетов. Приглашенные преподаватели обеспечиваются общежитием или квартирой. Контракт заключается обычно не менее, чем на 1 год. Заказ оборудования для экспериментов по каталогу. Время поставки – 1 месяц. Любое лабораторное оборудование поставляется учителю, что создает уникальные возможности для  экспериментальной работы. Основное направление - математика и естественные науки. Учебники, в основном, американские (США). 

Отбор учителей в школу очень серьезный. Внимание уделяется как знанию предмета, так и свободному владению английским языком. Предпочтение отдается тем, кто получал образование в университетах США. Правда, в последние годы все больший интерес проявляется к России. Это связано с тем, что в самой Корее все больше становится специалистов, получающих образование в РФ и понимающих ценность русской научной школы. Однако, в целом, очевидно, преобладает ориентация на США. 

В Республике Корея обязательное (!!!) дополнительное образование по выбору родителей и детей. Во второй половине дня дети обязаны учиться в заведениях дополнительного образования. Считается, что именно в системе дополнительного образования происходит развитие ребенка, именно здесь лучшие и необходимые условия для выявления одаренности. При этом дополнительное образование в Корее платное и осуществляется за родительские деньги.

Подводя краткий итог, заметим, что в Южной Корее работа с одаренными детьми носит характер национальной программы, которая разрабатывается региональными центрами подготовки учителей. Но при этом эти центры взаимодействуют между собой и энергично обмениваются информацией и достигнутыми результатами. 

 

Приведенные выше соображения о специфике и путях реализации содержания дополнительного образования необходимо соотнести с имеющимися реалиями, сложившимися в обществе и педагогическом сообществе представлениями, условиями работы образовательных учреждений. Реальная практика системы живет подчас по своим законам, и это имеет свои объективные причины. Вот некоторые из них:

- определенная инертность системы по отношению к новым запросам населения и вызовам времени; наличие в коллективах образовательных учреждений определенных представлений и стереотипов, оставшихся со времен советской внешкольной системы (что является одновременно и преимуществом, и тормозом развития системы); недостаточное количество специалистов, способных адаптировать потенциал системы к современным запросам семей и общества, актуализировать опыт системы дополнительного образования, - например, создать современные, ориентированные на аудиовизуальные формы восприятия современных детей программы и дидактические средства; широко использовать  социальные сети и т. д. Так, нередко в центр творчества на бесплатные занятия бывает трудно набрать учащихся, в то время как рядом образовательная фирма за немалые деньги предлагает образовательные программы, на которые отбоя нет от желающих.

- наличие конкретных заказов на культурно-массовую деятельность на местном (муниципальном) уровне, которые не связаны напрямую с образовательной спецификой учреждений, отвлекают и дезориентируют коллективы от выполнения ими собственной образовательной миссии, превращая их иногда в бесплатные коллективы самодеятельности для проведения муниципальных праздников при органе местного самоуправления;

- слабая включенность системы в формирование приоритетных направлений развития образования и общества (вспомним, что ПНП «Образование» был ориентирован в основном на общеобразовательные школы, оставляя учреждения дополнительного образования «За бортом»), в результате чего коллективы лишены стимула для разработки инновационных проектов развития своих учреждений, т. е. возможности проанализировать и соотнести собственную практику с требованиями государственной политики в сфере образования; оказываются на периферии развития системы образования.

- формирование материально-технической базы по «остаточному» принципу, в последнюю очередь, после школ. Это не позволяет решать центрам и домам творчества их задачи на более высоком, чем в школах, техническом уровне, в частности, в области информационно-коммуникационных технологий.

Последнее десятилетие характеризовалось следующими изменениями в нормативно-правовом и программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей и практике его организации:

- упорядочение системы нормативного обеспечения деятельности учреждений дополнительного образования. В этом направлении знаменателен основательный труд «Дополнительное образование детей (сборник нормативно-правовых документов и методических материалов)»[12], в котором Г.П.Буданова и Л.Н.Буйлова системно проанализировали современную нормативную базу дополнительного образования и те возможности деятельности, которые она предоставляет;

- попыток выстроить собственную модель предметно-тематического содержания дополнительного образования, которые харакеризовались окончательным введением в систему понятия направленностей; осмысления этого термина, создания нормативно-методической базы каждой направленности. Это направление разрабатывалось в силу необходимости определения предмета и содержания дополнительного образования как отдельного вида и следовало из имеющегося в законе «Об образовании» указания на направленность образовательных программ, что в равной степени относится и к дополнительному образованию. Таким образом был определен особый способ структурирования содержания дополнительного образования, в отличие от базового, где учебные предметы группируются по образовательным областям. Типологизация дополнительного образования по направленностям отражает его структуру, сложившуюся на протяжении советского и постсоветского времени. При всей спорности такой типологизации, ее создатели шли от сложившейся практики, выделив и описав сложившиеся модели организации внешкольной работы, существующие на протяжении десятков лет и подготовившие несколько поколений учащихся. Вот как, например, определяется естественнонаучная направленность в МГДД(Ю)Т: «исторически сложившаяся сфера дополнительного образования детей, в рамках которой создаются условия для углубленного (вплоть до профессионального уровня) изучения учебных предметов образовательной области «естествознание», предлагаются для освоения образовательные программы, охватывающие естественнонаучные дисциплины, не входящие в перечень учебных предметов общеобразовательной школы, а также интегративные образовательные программы; создаются условия для разнообразной индивидуальной практической, экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности в области естественнонаучных дисциплин. Традиционно в рамках естественнонаучной направленности широко используются кадровые ресурсы и материальная база научных учреждений, вузов, научных музеев и др.»[13];

- широкое развитие блоков дополнительного образования в общеобразовательных школах; попытка разведения функций блоков дополнительного образования и учреждений дополнительного образования в системе, создание моделей интеграции учреждений основного общего и дополнительного образования; модели школы полного дня. Так, в рамках сети экспериментальных площадок г. Москвы реализуется программа Городской экспериментальной площадки «Классы с углубленным музыкально-эстетическим образованием в условиях интеграции базового и дополнительного образования как модель организации образовательного процесса школы, работающей в режиме «полного дня» (научные руководители Буданова Г.П., Буйлова Л.Н.).

- становление системы и критериев государственной аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования. В Московском институте открытого образования разработан региональный пакет документов по аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей в городе Москве, на основании которого происходит аттестация подведомственных Департаменту образования города Москвы учреждений дополнительного образования детей.

 

Из Методического письма «о порядке и регламенте проведения внешней экспертизы учреждений и организаций, осуществляющих лицензионную деятельность в сфере детства на территории города Москвы по дополнительным образовательным программам».

В соответствии с Положением об аттестации учреждений и организаций, осуществляющих лицензионную деятельность в сфере детства на территории города Москвы по дополнительным образовательным программам(образовательным программам дополнительного образования детей), итоговое заключение формируется на основе результатов внешней экспертизы.

Внешняя экспертиза - комплексная форма проведения аттестации учреждений и организаций, осуществляющих лицензионную образовательную деятельность в сфере детства по дополнительным образовательным программам.

Внешняя экспертиза учреждений и организаций, осуществляющих лицензионную образовательную деятельность в сфере детства по дополнительным образовательным программам (программам дополнительного образования детей) – проводится специалистами, привлечёнными к данной работе Городской службой лицензирования, аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования города Москвы, на основе Методических рекомендаций «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 № 24-51-1133/13) с учётом сложившейся в городе Москве методикой проведения аттестации учреждений и организаций, реализующих лицензионную образовательную деятельность.

Целью внешней экспертизы является подготовка материалов для итогового заключения о соответствии содержания и качества образования детей в учреждениях и организациях икачестве реализуемых ими по разным направленностям (направлениям) образовательных программ требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», «Типового положения об учреждении дополнительного образования детей», целям и задачам учреждений и организаций, заявленным ими в Уставе, Программе деятельности и отчете о самообследовании (самоанализе).

Экспертизе подлежит образовательная деятельность аттестуемых учреждений и организаций во всём её многообразии, заявленном в отчёте о самообследовании.

Объектами внешней экспертизы являются:

· содержание и качество образования детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет, обучающихся в учреждениях и организациях;

· качество реализуемых учреждениями и организациями образовательных программ.

Внешняя экспертиза состоит из диагностического и экспертного обследований.

 Диагностические обследования руководящих, педагогических кадров и учащихся проводятся привлечёнными специалистами (организаторами диагностического обследования), подготовленными к выполнению возлагаемых на них обязанностей в соответствии с инструкцией, разработанной Службой (при участииразработчиков программ диагностического обследования) и обязательной для исполнения названными специалистами и руководителями учреждений и организаций.

Результаты диагностических обследований обобщаются, интерпретируются и фиксируются в соответствующем заключении разработчиками диагностических программ. Заключения об итогах диагностического обследования передаются разработчиками диагностических программ непосредственно заместителю начальника Службы, курирующем у вопросы проведения аттестации учреждений и организаций. Сделанные в заключении выводы принимаются во внимание Службой при оформлении аттестационного заключения.

Экспертное обследование включает:

· анализ документов, представленных учреждениями и организациями;

· экспертизу образовательных программ, реализуемых учреждениями и организациями по разным направленностям (направлениям);

· обобщение, осмысление и интерпретация информации о содержании и качестве образовательной деятельности учреждений и организаций, полученной из разных источников;

·  анализ ответов руководящих и педагогических работников на вопросы экспертов.

Итогом работы экспертной группы является подписанное всеми экспертами заключение, в котором фиксируются однозначно трактуемые выводы о:

· содержании и качестве образования, получаемого учащимися в учреждении (организации);

· качестве реализуемых учреждением (организацией) образовательных программ.

Выводы о качестве реализуемых учреждением (организацией) образовательных программ делается по каждой из реализуемых направленностей.

 

- развитие форм профессионального общения и обмена опытом между коллективами образовательных учреждений; проведение регулярных конкурсов педагогического мастерства, авторских образовательных программ как государственными структурами, так и общественными организациями. В качестве примеров можно привести Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (Всероссийский конкурс профессионального мастерства в сфере дополнительного образования детей и молодёжи), проводимый Рособразованием, Московский городской профессиональный конкурс «Педагог-внешкольник Москвы», Всероссийский и Московский городской конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей, Всероссийский конкурс учреждений дополнительного образования детей, Конкурс образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся, проводимый редакцией журнала «Исследователь/Researcher» и другие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: