О сложившихся функциях и предмете дополнительного образования детей

 

В своей работе В.А.Березина выделяет 14 основных функций дополнительного образования детей по отношению к учащимся: развивающая; обучающая – познавательная; воспитывающая; социально-педагогическая, реабилитирующая и др.[11] Мы бы хотели выделить среди них четыре важнейшие, с нашей точки зрения, социокультурные функции по отношению к обществу в целом, которые, наряду с огромной пользой во всех остальных отношениях,  определяют социальную и государственную значимость системы дополнительного образования детей:

- выявление способных и талантливых детей в самых разных областях, развитие их мотивации к деятельности в избранной области; привитие начальных умений и навыков; обеспечение социального лифтинга; предпрофессиональная подготовка и обеспечение конкурентоспособности при поступлении в учреждения высшего профессионального образования (или общеобразовательные учреждения, осуществляющие профильную подготовку повышенного уровня – лицеи, гимназии). Это можно проиллюстрировать на примере технического моделирования: ребенок пришел на массовый праздник, в котором участвовали педагоги из УДО с демонстрацией действующих моделей планеров, заинтересовался, записался в учебную группу по техническому моделированию, увлекся, сконструировал собственную модель, получил приз на районных соревнования, был выдвинут на городские, был заилен в школу дистанционного обучения при вузе, победил в технической олимпиаде, был зачислен в вуз вне конкура. Вопрос в том, как приблизить вариативное мотивирующее образование к каждому ребенку, сделать его доступным. Не «потерять» тех детей, которые по разным причинам не показывают высоких учебных показателей в «продвинутых» школах.

- поддержание определенного уровня культуры территориальных сообществ. Это особенно актуально для сельской местности и малых городов, где в условиях упадка традиционной культуры семей (см. ниже), у молодежи практически не остается возможностей для индивидуального развития (в школе стандартные программы, в кино узкий выбор фильмов и т. д.). Благодаря дополнительному образованию на протяжении поколений сохраняется занятость и занятия молодежи музыкой, спортом, вышивкой и т. д., и, соответственно, воспроизводится культура этих видов деятельности и определенный уровень запросов в части семей. На Западе эту функцию выполняют различные формы территориального самоуправления и религиозные общины. В настоящее время в России роль этих институтов несущественна, хотя известно, что в дореволюционное время законы сельской общины, с ее традиционной обрядностью, родовыми связями, религиозными праздниками играли определяющую роль в воспроизводстве норм общественной и культурной жизни; при этом практика показывает, что в многочисленных деревнях и селах России нередко единственным культурным центром осталась школа, или дом творчества, которые берут на себя широкие социокультурные функции, и ведущим средством этой работы являются как раз детские коллективы, существующие в рамках дополнительного образования – музыкальные и художественные студии, спортивные секции, туристские клубы и др.

- включение в нормальную жизнь общества детей с самыми разными формами отклонения от средней социальной нормы: одаренных и с задержками развития; аутентичных и гиперактивных, с физическим недостатками, культурно дезадаптированных мигрантов и т. д. В отсутствии дополнительного образования эти категории детей нередко оказываются социально невостребованными, «изгоями» сначала в детском школьном коллективе, а затем и на работе; в микросоциуме. Занятия по дополнительным образовательным программам позволяет проявить для других людей их скрытые способности и завоевать уважение окружающих. Здесь важнейшей технологией, позволяющей работать с отдельными категориями учащихся, в частности, детьми-инвалидами, является дистанционное образование.

- приобретение населением навыка организации свободного времени. Культура «хобби», которая целенаправленно культивировалась среди населения в советское время, уходит в прошлое. При этом, в условиях безработицы, широко распространенной в сельской местности, приобретает важнейшее значение умение человека занять себя, найти интересное дело, освоить новую профессию и т.д. Именно дополнительное образование позволяет с детства сформировать потребность занимать себя интересным делом, не сидеть «сложа руки», целенаправленно искать сферу приложения собственным способностям.

Важно отметить, что идея массового дополнительного образования, направленного на удовлетворение потребностей и запросов каждого ребенка, развитие его скрытых способностей, одаренности, фактически отвергнута в европейской образовательной традиции. В большинстве стран Запада вариативное развивающее образование доступно только узкому кругу семей, входящих в круг элиты, дети из которых, по замыслу разработчиков образовательных стратегий, должны обладать широким культурным кругозором, самоопределиться как субъекты собственной жизни, иметь опыт различных социальных и профессиональных проб и реализуется преимущественно в системе частного образования. Для остального круга детей, попавших в систему такой социальной стратификации, государство обеспечивает их успешную профессионализацию и стабильное существование в статусе представителей среднего класса; при этом отсутствие мотивов самоактуализации и самоопределения у этих людей, а также включение в эту систему людей с отклонениями от средней социальной нормы (именно для них существуют в этих странах государственные программы) обеспечивает стабильность социальной системы, предотвращает возникновение идей альтернативных сценариев развития общества и во многом (хотя и не столь очевидно) - социальных конфликтов. Такая ситуация логична для стран, занимающих лидирующее положение в экономике, поскольку, в условиях, когда интеллектуальный ресурс они могут приобрести в странах третьего мира, а любое производство организовать там же, главную задачу приобретает не разработка концепций прорывного развития метрополий, а стратификация социальной системы и стабилизация места и положения каждого ее участника.

Заметим также, что и ценность субъектности человека с точки зрения западного демократического общества неочевидна, т. к. несет в себе потенциал преобразования окружающей действительности. Для обеспечения стабильного существования развитого общества необходимо скорее ограничение субъектности, уменьшение количества людей, способных организовать и произвести любые качественные изменения и тем самым, возможно, нарушить стабильность. Здесь скорее нужны грамотные функционеры, из поколения в поколение тщательно воспроизводящих какую-либо важную для общества функцию. Как мы уже отметили, для России, стремящейся изменить свой экономический и политический статус прежде всего за счет интеллектуальных продуктов, необходим специальная система по поиску и отбору детей, способных к выраженным субъектным действиям и целенаправленное развитие их способности предлагать нестандартные решения.

К сожалению, копирование этой стратегии в российском образовании, которое происходит в настоящее время, несет в себе разрушительные последствия. Наша страна, в условиях ее размеров и неблагоприятного климата, что влечет огромные накладные расходы, может быть экономически эффективной только через создание высокотехнологичного конкурентоспособного на мировом рынке продукта. Вхождение в мировой рынок с помощью «догоняющей» модернизации на данном этапе уже невозможно. Нужно формирование новой интеллектуальной элиты, из числа одаренных детей, которые будут способны предложить качественно новые технологические решения. Но такая задача требует выявления таких детей не среди узкого круга наиболее обеспеченных семей (который в нашей стране имеет понятную специфику), а среди всех семей всей страны, причем в достаточно раннем возрасте. Кстати, эта задача успешно решалась в советское время (частично решается и теперь), вспомним опыт Школы Колмогорова – СУНЦ МГУ, Заочной физико-математической школы при Московском физико-техническом университете и др.

Уникальной особенностью России является наличие значительного слоя семей с очень высоким образовательным цензом, - жителей закрытых городов ВПК, которые в рыночных условиях оказались в крайне тяжелом материальном положении. Именно бесплатное дополнительное образование способно обеспечить потребности детей из таких семей в образовании высокого уровня.

Здесь необходимо отметить положительный опыт в развитии качественного внешкольного образования в странах Юго-Восточной Азии, где успешно применены многие принципы и достижения нашей системы дополнительного образования, есть целый ряд собственных продуктивных находок. Так, в Китайской народной республике учреждения внешкольного образование пользуется особым вниманием правительства. Принята государственная программа развития внешкольного образования, определено его место в социальной системе как важнейшего ее элемента. Со слов руководителей Комитета образования Пекина сейчас в стране работает более 5 тыс. внешкольных учреждений; при этом в ближайшее время (около 5 лет) планируется открыть еще 8 тыс.; особое внимание – учреждениям в сельской местности, чтобы каждый ребенок мог посещать интересующий его коллектив поблизости от своей деревни. Отмечается хороший уровень технического оснащения всех внешкольных учреждений. Представляется, что на данном этапе Китай в основном решил проблему образовательного уровня и доступности образования в крупных городах (основная масса детей в них адаптирована в современном глобальном мире, технических возможностях; мотивирована на продолжение образования и интеллектуальный труд); теперь ставится задача подъема образовательного уровня сельской молодежи.

Радует, что в Китае сохраняются традиционные для нашего внешкольного образования целевые установки. Главное внимание уделяется задачам развития личности, умения действовать в коллективе, возбуждению и поддержанию (как разные задачи) мотивации к продуктивной деятельности и учебе; культурно-историческому образованию как средству поддержания национальной идентичности (например, чайная церемония как средство приобщения к национальной культуре), выработке способности отделять чуждые внешние влияния от традиционных установок; навыкам самообразования; развитию оперативной адекватной реакции на изменяющиеся внешние условия и вызовы, воспитание уважения к личности другого и др. При этом тема профориентации и предпрофессиональной подготовки практически не звучит; главный акцент делается именно на развитии базовых характеристик личности, которые необходимы человеку в жизни для его самореализации в самых разных направлениях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: