В Санкт-Петербурге с 18 по 23 января 2010 г. проходил финал VIII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
Согласно положению, в Конкурсе были объявлены семь номинаций: изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество, художественная, научно-техническая, эколого-биологическая, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая. В нем приняли участие педагогические работники из 58 субъектов Российской Федерации, ставшие победителями региональных конкурсов «Сердце отдаю детям».
Конкурс позволяет выявить и поддержать талантливых педагогов дополнительного образования, передовой опыт в системе дополнительного образования детей, педагогические идеи, направленные на обновление содержания воспитания и дополнительного образования детей. Можно утверждать, что он способствует росту профессионального мастерства и престижа труда педагога дополнительного образования, а в более широком плане — сохранению и развитию системы дополнительного образования детей.
|
|
Всем участникам конкурса были вручены памятные призы. Кроме Федерального агентства по образованию 39 государственных, общественных и коммерческих организаций стали официальными учредителями призов для участников конкурса, среди них Правительство Санкт-Петербурга и его комитеты, администрация г. Геленджика, федеральные учреждения дополнительного образования детей.
В целом за годы проведения конкурса (первый конкурс «Сердце отдаю детям» состоялся в 1998 г. в Ростове-на-Дону) профессиональный уровень, педагогическое мастерство, профессиональные качества педагогов значительно выросли.
В частности, улучшилось качество выполнения первого домашнего конкурсного задания «Мое педагогическое кредо» — все задания иллюстрируются видеоматериалами, представляются творческие работы как самого педагога, так и его воспитанников, а также буклеты, книги, фотографии. Все выступления сопровождаются видеорядом на высоком техническом и художественном уровне (отбор материала, качество исполнения и технические средства подачи).
Участники больше внимания стали уделять рассказу о своей практической деятельности, опыте работы и заслугах учреждения, о своих наставниках, о своей семье. Значительно возросла педагогическая культура конкурсантов: в целом их отличают правильная, грамотная, образная речь, поиск оригинальных форм подачи материала. Многие из педагогов используют приемы театрализации.
Нашли отражение в программах и такие актуальные вопросы:
· приобщение ребенка к общечеловеческим, национальным и региональным ценностям и традициям;
|
|
· расширение кругозора обучающихся;
· введение различных форм учебно-исследовательской деятельности;
· практико-ориентированная направленность деятельности объединения, мастерской, студии;
· интеграция общего и дополнительного образования детей;
· организация профильного обучения и предпрофильной подготовки;
· психолого-педагогическая поддержка ребенка;
· привлечение семьи к реализации задач образовательной программы;
· создание условий для личностного самоопределения обучающихся, социализации личности;
· профилактика асоциального поведения.
- развитие понятия «уровней программ дополнительного образования детей» в соответствии с законом «Об образовании». Потребность и необходимость уровневой дифференциации отмечалась давно. Так, еще А.К.Бруднов выделял следующие уровни дополнительного образования: «поисково-диагностический – ребенок ищет себя; репродуктивный или практико-ориентированный; допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки; научно-исследовательский; интеллектуальный, эвристический»[14]. В настоящее время в МГДД(Ю)Т выделяется четыре уровня образовательных программ: 1) общеразвивающий, ознакомительный; 2) творческой ориентации; 3) углубленного обучения и профильной подготовки; 4) специализации, допрофессиональной подготовки (разработка Н.П.Харитонов, В.Е.Соболев, М.Я.Малахова, см. ниже).
Выше мы говорили о необходимости более внятной и развернутой формы государственного заказа на содержание и формы дополнительного образования. Но при этом важнейшим фактором развития предметно-тематического содержания дополнительного образования, его гибкости, соответствия современным требованиям является степень востребованности населением отдельных тематических направлений и форм дополнительного образования.
Интересный анализ приведен в статье Е.А.Александровой[15], которая отмечает, что запрос семьи в основном определяется: модой на определенные занятия; социокультурными реалиями (компьютерная грамотность, билингвальное общение); собственными амбициями и эстетическими предпочтениями взрослых; структурной занятостью ребенка (занятия спортом – компенсация гиподинамии); менталитетом семьи. Анализ такой востребованности позволяет выделить некоторые эффективные образцы образовательных услуг, которые сложились в образовательной практике (востребованность выявлена экспертным путем на основании анализа спроса среди семей и территориальных сообществ, а также эффективности социализации выпускников учреждений дополнительного образования). Заметим, что указанные формы получили широкое распространение не только в учреждениях дополнительного образования детей. Многие из них успешно реализуются в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах, музеях, научных учреждениях, спортивных клубах и т. д. В освоении этого многообразного опыта заключается задача учреждений дополнительного образования, которые по статусу должны играть роль ресурсных центров, владеющих всем многообразием образовательной деятельности в сфере свободного времени детей.
I. Реализация работы учебных групп дополнительного образования детей по образовательным программам:
1. Группы раннего развития для дошкольников – реализация образовательных программ особого характера, ориентированных на индивидуальное развитие и коррекцию (в соответствии с требованиями школы) интеллектуальных, креативных, коммуникативных способностей дошкольников. Многие из таких групп работают на базе детских садов или являются подготовительными занятиями перед зачислением в первые классы прогимназий или пользующихся популярностью общеобразовательных школ. В последнем случае, к сожалению, работа группы нередко направлена не на развитие, а на освоение учащимися конкретных предметных знаний, которые рекомендует конкретная школа.