По материалам: А. В. Егорова. Всероссийский конкурс «Сердце отдаю детям». Воспитание школьников № 4 2010. с. 33-34

В Санкт-Петербурге с 18 по 23 января 2010 г. проходил финал VIII Всероссийского конкур­са педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

Согласно положению, в Конкурсе были объ­явлены семь номинаций: изобразительное искусство и декоративно-прикладное творче­ство, художественная, научно-техническая, эколого-биологическая, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социаль­но-педагогическая. В нем приняли участие педагогические работники из 58 субъектов Российской Федерации, ставшие победителя­ми региональных конкурсов «Сердце отдаю детям».

Конкурс позволяет выявить и поддержать талантливых педагогов дополнительного об­разования, передовой опыт в системе дополни­тельного образования детей, педагогические идеи, направленные на обновление содержа­ния воспитания и дополнительного образова­ния детей. Можно утверждать, что он способ­ствует росту профессионального мастерства и престижа труда педагога дополнительного образования, а в более широком плане — сохра­нению и развитию системы дополнительного образования детей.

Всем участникам конкурса были вручены памятные призы. Кроме Фе­дерального агентства по образованию 39 государственных, общественных и коммерческих организаций стали официальными учредителями при­зов для участников конкурса, среди них Правительство Санкт-Петербур­га и его комитеты, администрация г. Геленджика, федеральные учреж­дения дополнительного образования детей.

В целом за годы проведения кон­курса (первый конкурс «Сердце отдаю детям» состоялся в 1998 г. в Ростове-на-Дону) профессиональный уровень, педагогическое мастерство, профес­сиональные качества педагогов зна­чительно выросли.

В частности, улучшилось качество выполнения первого домашнего кон­курсного задания «Мое педагогиче­ское кредо» — все задания иллюстри­руются видеоматериалами, представ­ляются творческие работы как самого педагога, так и его воспитанников, а также буклеты, книги, фотографии. Все выступления сопровождаются видеорядом на высоком техническом и художественном уровне (отбор ма­териала, качество исполнения и тех­нические средства подачи).

Участники больше внимания ста­ли уделять рассказу о своей практи­ческой деятельности, опыте работы и заслугах учреждения, о своих на­ставниках, о своей семье. Значи­тельно возросла педагогическая культура конкурсантов: в целом их отличают правильная, грамотная, образная речь, поиск оригинальных форм подачи материала. Многие из педагогов используют приемы теа­трализации.

Нашли отражение в программах и такие актуальные вопросы:

· приобщение ребенка к общече­ловеческим, национальным и регио­нальным ценностям и традициям;

· расширение кругозора обучаю­щихся;

· введение различных форм учеб­но-исследовательской деятельности;

· практико-ориентированная на­правленность деятельности объеди­нения, мастерской, студии;

· интеграция общего и дополни­тельного образования детей;

· организация профильного обуче­ния и предпрофильной подготовки;

· психолого-педагогическая под­держка ребенка;

· привлечение семьи к реализации задач образовательной программы;

· создание условий для личност­ного самоопределения обучающихся, социализации личности;

· профилактика асоциального по­ведения.

 

- развитие понятия «уровней программ дополнительного образования детей» в соответствии с законом «Об образовании». Потребность и необходимость уровневой дифференциации отмечалась давно. Так, еще А.К.Бруднов выделял следующие уровни дополнительного образования: «поисково-диагностический – ребенок ищет себя; репродуктивный или практико-ориентированный; допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки; научно-исследовательский; интеллектуальный, эвристический»[14]. В настоящее время в МГДД(Ю)Т выделяется четыре уровня образовательных программ:  1) общеразвивающий, ознакомительный; 2) творческой ориентации; 3) углубленного обучения и профильной подготовки; 4) специализации, допрофессиональной подготовки (разработка Н.П.Харитонов, В.Е.Соболев, М.Я.Малахова, см. ниже).

Выше мы говорили о необходимости более внятной и развернутой формы государственного заказа на содержание и формы дополнительного образования. Но при этом важнейшим фактором развития предметно-тематического содержания дополнительного образования, его гибкости, соответствия современным требованиям является степень востребованности населением отдельных тематических направлений и форм дополнительного образования.

Интересный анализ приведен в статье Е.А.Александровой[15], которая отмечает, что запрос семьи в основном определяется: модой на определенные занятия; социокультурными реалиями (компьютерная грамотность, билингвальное общение); собственными амбициями и эстетическими предпочтениями взрослых; структурной занятостью ребенка (занятия спортом – компенсация гиподинамии); менталитетом семьи. Анализ такой востребованности позволяет выделить  некоторые эффективные образцы образовательных услуг, которые сложились в образовательной практике (востребованность выявлена экспертным путем на основании анализа спроса среди семей и территориальных сообществ, а также эффективности социализации выпускников учреждений дополнительного образования). Заметим, что указанные формы получили широкое распространение не только в учреждениях дополнительного образования детей. Многие из них успешно реализуются в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах, музеях, научных учреждениях, спортивных клубах и т. д. В освоении этого многообразного опыта заключается задача учреждений дополнительного образования, которые по статусу должны играть роль ресурсных центров, владеющих всем многообразием образовательной деятельности в сфере свободного времени детей.

 

I. Реализация работы учебных групп дополнительного образования детей по образовательным программам:

1. Группы раннего развития для дошкольников – реализация образовательных программ особого характера, ориентированных на индивидуальное развитие и коррекцию (в соответствии с требованиями школы) интеллектуальных, креативных, коммуникативных способностей дошкольников. Многие из таких групп работают на базе детских садов или являются подготовительными занятиями перед зачислением в первые классы прогимназий или пользующихся популярностью общеобразовательных школ. В последнем случае, к сожалению, работа группы нередко направлена не на развитие, а на освоение учащимися конкретных предметных знаний, которые рекомендует конкретная школа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: