Развитие конкуренции в отдельных отраслях и меры по ее совершенствованию

 

Уровень развития и состояния конкурентной среды варьируется в зависимости от отрасли или рынка, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией, ее изменениями и множеством других значимых факторов. Это требует разработки специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях.

Развитие конкуренции на рынке нефтепродуктов.

В результате приватизации региональные рынки нефтепродуктов разделены между вертикально интегрированными нефтяными компаниями по территориальному признаку. Потенциально конкурентный сегмент оптового рынка нефтепродуктов искусственно сужен. Нефтяные компании, владеющие более чем 80 процентами ресурса нефтепродуктов, не торгуют друг с другом нефтепродуктами, не конкурируют в регионах и устанавливают дискриминационные условия для независимых участников рынка.

Нефтяные компании осуществляют поставку нефтепродуктов со своих нефтеперерабатывающих заводов на сбытовые компании, находящиеся в других регионах, несмотря на расположенные рядом нефтеперерабатывающие заводы других нефтяных компаний.

Отсутствие конкурентных отношений приводит к неэффективному использованию транспортной инфраструктуры, перекрестные и встречные потоки поставок дополнительно загружают дефицитные мощности железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Оптовая реализация и распределение объемов нефтепродуктов между покупателями осуществляются нефтяными компаниями по непрозрачным процедурам. Отсутствие открытых торгов по продаже нефтепродуктов и ограничение свободного доступа иных участников рынка к объемам ресурса нефтяных компаний препятствуют развитию конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов, не позволяют сформировать общепризнанные ценовые индикаторы как рынка нефти, так и рынка нефтепродуктов.

Доступ участников рынка к оперативной информации о показателях состояния рынка (производство, потребление, запасы ресурсов), необходимых для формирования ожиданий и принятия бизнес-решений, ограничен, ценовые индикаторы отсутствуют.

Развитие малых независимых добывающих компаний, которые в основном осуществляют добычу на малопривлекательных низкодебитных месторождениях, затруднено, так как отсутствует либо ограничен доступ к инфраструктуре и мощностям по подготовке, транспортировке (в том числе на экспорт) и переработке нефти. Существуют избыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти. Объемы нефти, добываемые независимыми компаниями, являются основным ресурсом для производства объемов нефтепродуктов, реализация которых на свободном рынке формирует рыночную цену.

В целях развития конкуренции необходимо существенно увеличить объемы реализации нефтепродуктов на открытых торгах, обеспечить свободный и равный доступ всех участников рынка к купле-продаже произведенных нефтяными компаниями нефтепродуктов на всех сегментах рынка (нефтеперерабатывающий завод - опт - розница), а также к оперативной информации о показателях состояния рынка, для чего необходимо принять федеральный закон, включающий в себя в том числе следующие положения:

стимулирование нефтяных компаний к реализации части нефтепродуктов на открытых торгах, в том числе с использованием биржевых технологий, в целях вовлечения в оборот дополнительных объемов нефтепродуктов и обеспечения доступа к ним всех участников рынка на основе прозрачных рыночных процедур;

методология расчета внутренних индексов цен на нефтепродукты и процедур их использования федеральными органами исполнительной власти;

формирование перечня показателей состояния рынков и информации о деятельности нефтяных компаний, включая планы и фактический выпуск нефтепродуктов, наличие свободных мощностей по переработке нефти и хранению нефтепродуктов, остаток топливных ресурсов и другую информацию, необходимую для формирования ожиданий и принятия бизнес-решений участниками рынка, а также определение порядка ее опубликования уполномоченными организациями;

создание условий для увеличения числа компаний по добыче нефти, в том числе за счет стимулирования развития независимых от нефтяных компаний перерабатывающих мощностей, определения порядка недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целях вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья;

проведение анализа и исключение избыточных административных барьеров при выполнении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти, при получении разрешений на строительство автозаправочных станций и выделении участков под такое строительство.

Развитие конкуренции на рынке газа.

Особенности функционирования рынка газа в Российской Федерации обусловлены историей его развития и наличием специфичного отраслевого законодательства. Основной участник рынка природного газа - открытое акционерное общество "Газпром" владеет как единой системой газоснабжения, так и добывающими, сбытовыми и газораспределительными организациями.

Несмотря на то что действует достаточное количество нормативных документов, определяющих взаимоотношения между участниками рынка, приняты они были более 10 лет назад и не отражают текущую ситуацию (разработаны исходя из существования единственного поставщика газа), не содержат необходимых для формирования полноценного рынка институтов (принципы балансировки газа в системе, ответственность газотранспортной организации, определение понятия коммунально-бытовые и социальные нужды граждан).

Газовая отрасль оказывает решающее влияние на функционирование таких важнейших отраслей, как жилищно-коммунальное хозяйство, электроэнергетическая, химическая, строительная отрасли, что требует построения отношений между ними на недискриминационных принципах.

К существенному неоправданному завышению стоимости подключения к газотранспортным и газораспределительным сетям, и, следовательно, к ограничениям для вхождения на рынок приводит отсутствие нормативной базы регулирования стоимости подключения.

Для формирования эффективной конкуренции на рынке природного газа необходимо реализовать следующие меры:

создание условий для формирования недискриминационного доступа к системе магистральных и распределительных газопроводов, предусматривающих в том числе порядок подключения к таким сетям и порядок раскрытия информации их владельцами, уточнение понятия "свободной мощности" в законодательстве Российской Федерации о газоснабжении;

внесение изменений в правила поставки газа в целях обеспечения баланса интересов поставщиков и потребителей газа, а также гарантий защиты прав потребителей газа;

отмена нерыночных механизмов регулирования, в том числе согласование газа в качестве топлива;

развитие инфраструктуры внутреннего рынка газа для перехода на реализацию газа на основе развитых рыночных механизмов (биржевые технологии, перепродажа газа);

формирование условий для межтопливной конкуренции (газ - мазут - уголь - возобновляемые источники энергии).

Развитие конкуренции в сфере электроэнергетики.

В результате реформирования электроэнергетики выделены конкурентные виды деятельности - производство и купля-продажа электроэнергии, а также естественно-монопольные - передача электроэнергии и диспетчеризация энергосистем.

С целью обеспечения постепенного перехода от тарифного регулирования цен к свободному ценообразованию и во избежание резких колебаний цен, а также для недопущения монополизации крайне важным является создание условий развития конкурентной среды на рынках, образующихся в результате реформирования субъектов естественных монополий.

Развитие конкуренции в области электроэнергетики в целях преодоления наметившегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей и формирования новой системы институтов либерализованного рынка электроэнергии будет обеспечено за счет реализации следующих основных направлений:

скорейший запуск конкурентного рынка перспективной генерирующей мощности;

создание условий для развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии с учетом обеспечения системы коммерческого учета электроэнергии на розничном рынке;

создание стимулов для гарантирующих поставщиков на розничном рынке электроэнергии по оптимизации затрат на покупку электроэнергии с оптового рынка в целях снижения стоимости транслируемой нерегулируемой цены на электроэнергию розничным потребителям;

обеспечение для потребителей информационной открытости деятельности инфраструктурных организаций электроэнергетики, в том числе с учетом необходимости опубликования информации о наличии свободных мощностей для присоединения к электрическим сетям, информации о ходе исполнения инвестиционной программы.

Развитие конкуренции в сфере розничной торговли.

В сфере розничной торговли устойчиво сформировалась тенденция к консолидации, которой в том числе будет способствовать финансовый кризис. Вместе с тем объективным ограничением развития розничных сетей в некоторых регионах является недостаточное развитие торговой инфраструктуры, в том числе отсутствие логистических и распределительных центров. Есть регионы, доступ хозяйствующих субъектов на розничный рынок которых затруднен в силу наличия коррупционной заинтересованности представителей органов власти в поддержке местного розничного бизнеса, а также их аффилированности.

Существует проблема сбыта сельскохозяйственной продукции вследствие разрушения ранее налаженных кооперативных связей между всеми участниками рынка, недостаточной развитости инфраструктуры агропродовольственного рынка, дефицита альтернативных форм организаций торговой деятельности. При наличии существенной доли розничных сетей в общем объеме торговых площадей на розничных рынках некоторых регионов торговые сети для многих производителей являются основным направлением сбыта продукции.

Вместе с тем закупочная политика розничных торговых сетей имеет положительный эффект. Повышается дисциплинированность производителей в части выполнения сроков и объемов поставок, уровня и стабильности качества поставляемой в сети продукции, а также обеспечивается возможность реализации продукции в рознице по более низким для потребителя ценам.

В качестве первоочередных мер, направленных на создание условий для благоприятной конкурентной среды в сфере розничной торговли, целесообразны следующие шаги:

соразмерное распределение торговых площадей в жилых районах посредством установления минимальных нормативов обеспеченности населения торговой площадью;

усиление антимонопольного контроля за действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части создания прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок региона новых участников.

В преддверии нового года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который вступил в силу с 01.02.2010. Данный документ определяет основные принципы торговой деятельности в РФ.

Согласно Закону N 381-ФЗ государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

- установления требований к ее организации и ведению;

- антимонопольного регулирования и информационного обеспечения;

- государственного и муниципального контроля (надзора).

Новый Закон, по мнению чиновников, должен благотворно повлиять на развитие торговли в целом, сделать товары для населения более доступными и сформировать здоровую конкуренцию в этой области.

В целях антимонопольного регулирования торговой деятельности законодатель установил ряд запретов и ограничений как для хозяйствующих субъектов, так и для представителей органов власти.

Статьей 14 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа (в том числе в границах городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.[12]

Развитие конкуренции в сфере железнодорожного транспорта.

В настоящее время реализуется третий этап структурной реформы на железнодорожном транспорте (2006 - 2010 годы), в ходе которого предполагается создание и дальнейшее развитие конкуренции как в отдельных сегментах перевозочной деятельности, так и в сфере услуг по ремонту подвижного состава, производству запасных частей.

Одна из задач этого этапа структурной реформы - изменение соотношения парка железнодорожного подвижного состава, принадлежащего открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", и парка компаний-операторов. В настоящее время такое соотношение составляет:

44 процента - парк открытого акционерного общества "Российские железные дороги;

56 процентов - парк компаний-операторов.

При этом значительная часть подвижного состава открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в процессе реформирования передана его дочерним компаниям, не являющимся перевозчиками и оказывающим услуги по предоставлению железнодорожного состава, что ограничивает развитие конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок.

В сфере ремонта подвижного состава проводится поэтапная процедура выведения и продажи вагоноремонтных мощностей, при этом наблюдается значительный интерес со стороны частных инвесторов к указанным активам. Таким образом, в этом сегменте поэтапно формируется конкурентная среда, ожидаемым результатом которой должны быть стабилизация цен на осуществление ремонта и повышение качества оказываемых услуг.

Вместе с тем у открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и его дочерних компаний сохраняется монопольное положение на потенциально конкурентных рынках, смежных с рынком железнодорожных перевозок. Это такие рынки, как деповский и капитальный ремонт грузовых вагонов, терминальная обработка контейнеров, следующих железнодорожным транспортом (дочернее открытое акционерное общество "Трансконтейнер" контролирует 100 процентов терминалов, работающих на местах общего пользования на условиях публичного договора перевозки), ремонт специализированного изотермического и рефрижераторного подвижного состава (дочернее открытое акционерное общество "Рефсервис"). Кроме того, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" часто создает преференциальные условия своим дочерним компаниям.

В целях развития конкуренции в сфере железнодорожного транспорта приоритетными направлениями конкурентной политики являются следующие шаги:

анализ и оценка эффективности мероприятий, реализованных в рамках реформы, и их влияния на развитие конкуренции в сфере железнодорожного транспорта. Исходя из результатов проведенного анализа следует рассмотреть вопрос об уточнении и актуализации государственной политики в сфере реформирования железнодорожного транспорта;

создание условий для развития рынка частных железнодорожных перевозок. Для этого необходимо совершенствовать нормативную правовую базу, регулирующую деятельность в сфере железнодорожных перевозок, в том числе принять постановление Правительства Российской Федерации об основах регулирования деятельности операторов подвижного состава и их взаимодействии с перевозчиками, законодательно определить понятие "услуги локомотивной тяги" (ее виды, специфику оказания услуги), а также установить основы порядка взаимодействия перевозчика и владельца инфраструктуры при оказании данной услуги, разработать и утвердить методику расчета тарифа на комбинированные перевозки (с использованием по маршруту различных типов локомотивов либо локомотивов различных перевозчиков);

обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта со стороны открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по двум таким направлениям, как обеспечение равного доступа операторов подвижного состава и перевозчиков к услугам инфраструктуры, обеспечение равных условий технологического присоединения путей необщего пользования к путям общего пользования.

Недискриминационный доступ необходимо обеспечить путем государственного регулирования тарифов на услуги инфраструктуры, определения существенных условий договора предоставления услуг инфраструктуры (договора технологического присоединения), запрета на необоснованный отказ в предоставлении услуг инфраструктуры;

поэтапное прекращение государственного регулирования тарифов на грузовые перевозки в конкурентных секторах и формирование тарифных условий для заключения долгосрочных договоров на перевозки;

проработка вопроса об организации единого информационно-торгового центра (биржи) вагонов для развития рыночных механизмов взаимодействия между операторами подвижного состава. На основе информации указанного единого центра операторы подвижного состава смогут заключать контракты (свопы) по обмену вагонами, что позволит выстроить более эффективную логистику перевозок.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: