Цели и методы антимонопольного регулирования

Введение

Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль в обеспечении устойчивого роста и конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам – все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов. Однако довольно частым «побочным» результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями – целевыми объектами экономической политики. Для предотвращения или хотя бы для смягчения антиконкурентных последствий подобных государственных мероприятий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции. Она включает как антимонопольное регулирование (с запретительными и разрешительными функциями), так и более сложные действия государства по развитию и поощрению конкуренции на отдельных рынках.

Российская экономика получила в наследство от экономики СССР достаточно концентрированную структуру, в которой часто можно было наблюдать ситуацию, когда небольшим числом предприятий производится вся или практически вся продукция отрасли.

Кроме того, общепризнанным является тот факт, что объективно существуют отрасли, в которых производство продукции настолько капиталоёмко, что создание альтернативного варианта производства сопряжено с запретительно высокими издержками, что обусловливает появление естественного монопольного положения некоторых экономических агентов.

В связи с этим возникает проблема регулирования деятельности экономических агентов, которые своими действиями потенциально или реально создают угрозу конкурентной среде и, зачастую, общественному благосостоянию.

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования в РФ как основной предпосылки формирования конкурентной среды в различных отраслях отечественной экономики.

Данная цель диктует решение следующих задач:

· дать определение понятию монополизация экономики, рассмотреть цели и методы антимонопольного регулирования;

· рассмотреть антимонопольное законодательство в Российской Федерации;

· описать методы антимонопольного регулирования, применяемые в российской практике и др.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды классиков экономической, результаты фундаментальных и прикладных исследований современных отечественных и зарубежных ученых. В ходе исследования изучены законодательные и нормативные акты РФ, монографические исследования, обзоры периодических российских и зарубежных изданий по рассматриваемой теме, тематические страницы сети Интернет.

Методология исследования основана на системном анализе и комплексном научном подходе. В качестве инструмента исследования использовались теоретические методы обобщения, индукции, анализа и синтеза, графические методы анализа.

 

 



Теоретические основы антимонопольного регулирования и развития конкуренции

Цели и методы антимонопольного регулирования

 

Монополизм в экономике означает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Технологическая и техническая основа монополизма – это, прежде всего специализация и связанная с ней концентрация производства. Монопольно высокая прибыль на товарном рынке обеспечивается, с одно стороны, преимуществами в технической оснащенности и масштабах производства, меньшими расходами материальных и трудовых ресурсов на единицу продукции, а с другой ограничением конкуренции. Монополии получают более выгодные условия реализации продукции на товарном рынке, возможность закупать сырье у мелких и средних фирм по монопольным ценам, открывать кредиты, а значит, и перераспределять в свою пользу прибавочную стоимость, созданную в немонополизированных структурах.

Монополизация рынка достигается путем концентрации производства или продаж какого-либо товара сравнительно небольшим числом крупных хозяйствующих субъектов. Уровень производственной концентрации определяет положение, которое занимают на рынке крупные поставщики товаров и услуг. Это концентрация продавцов. Если значительная часть товаров приобретается незначительным числом потребителей, то это – концентрация покупателей. Наконец, можно говорить о концентрации собственности в руках определенного числа юридических лиц или физических лиц, владеющих акциями или долями собственности акционерного общества, предприятия, фирмы. Уровень концентрации говорит о реальной и потенциальной политической и экономической власти предпринимателей в конкретном секторе рынка, регионе или в стране в целом.

Развитию монополизма, как правило, способствуют:

- решения органов власти и управления, ограничивающие экономическую самостоятельность производителей;

- отсутствие у предпринимателей стимулов к техническому прогрессу, насыщению товарного рынка и повышению качества продукции;

- приоритет групповых интересов, предъявление поставщиками необоснованных, не предусмотренных договором требований к потребителям;

- завышение цен;

- навязывание своих условий при заключении договоров.

Антимонопольная политика – это система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям неконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. А также это деятельность государства по созданию конкурентных рыночных структур. Она развивает товарные рынки и конкуренцию, ограничивает монополизацию, защищает права потребителей.

Цели антимонопольной деятельности государства в общем виде могут быть сформулированы так:

· насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита;

· развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции и формирование цивилизованных рыночных отношений;

· ограничение деятельности сложившихся монополий, недопущение образования новых;

· борьба с нарушениями закона, препятствующие развитию нормального рынка, в том числе борьба с коррупцией;

· поддержка новых, прежде всего негосударственных экономических структур;

· защита прав потребителей.[1]

Существует три основных направления антимонопольной политики:

1. Борьба с монополизацией.

2. Предотвращение неконкурентных слияний фирм.

3. Запрет ценовых сговоров. Также запрещены соглашения о разделе рынка, изоляция фирм, манипуляции ставками на аукционах.

Есть и другие методы борьбы с монополизацией:

1. Предельное упрощение процедуры создания новых фирм.

2. Удаление барьеров во внешней торговле и внутреннем рынке.

3. Принудительное дробление крупнейших монополистов на мелкие независимые фирмы.

4. Государственный контроль над слиянием и поглощением фирм.

5. Государственный контроль в особых случаях за ценами и заработной платой.

6. Определенные взыскания за политику ценовой дискриминации.

Государство осуществляет антимонопольную политику тактически двумя путями:

1. Монополистические мероприятия должны создать результат – рыночные отношения. То есть сначала создают систему антимонопольных мер (создание антимонопольного законодательства, расформирование крупных объединений, первичная демонополизация). Но у этой модели есть такие недостатки, что вместо одной формы монополии возникают другие. А это не развивает конкуренцию.

2. Антимонопольная политика должна проходить одновременно с переходом к рыночным отношениям и принимать их законы. Нужно синхронизировать эти действия. Кроме этого необходима экспертиза принимаемых решений.

Однако некоторые формы монополий экономическая теория и законодательство не преследуют, т. к. считают их положительными явлениями. Считаются позитивными те фирмы-монополисты, которые имеет большую часть рынка из-за таких факторов:

1) создания уникального товара;

2) эффективного маркетинга;

3) разработки и освоения новой технологии, которая позволила сильно снизить затраты и на этой основе продавать более дешевые товары, не теряя прибыли.

Хочу отдельно отметить, что смысл антимонопольной политики государства заключается не в том, чтобы искоренить монополии совсем. Это практически невозможно, да и не всегда нужно. Смысл в том, чтобы поставить на контроль монополистические образования.

Существует две основные формы борьбы с монополиями:

1. Предупреждение создания монополий.

2. Ограничение использования монопольной власти.

Демонополизация осуществляется путем ведения грамотной таможенной политики (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация барьеров), улучшение инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержка малого бизнеса и т. д. Большое значение имеют контроль над концентрацией капитала и финансовые санкции, если нарушено антимонопольное законодательство.

Для контроля монополистических образований правительство создает антимонопольные службы. Такие службы имеют определенную власть, хотя больше существуют, как совещательный орган. Они не имеют права закрывать предприятия, но могут дать указания о поставках, ценах и т.д. Решения антимонопольных служб предприятия должны исполнять, иначе могут быть наложены штрафные санкции. Хотя предприниматели могут оспаривать решения в законном порядке в суде.

Также антимонопольная служба борется со злоупотреблениями. В этом ей помогает население, т. к. без такой поддержки борьба была бы не полной и однобокой. Деятельность самой службы должна быть, в свою очередь, прозрачна для населения. Для этого пресса максимально подробно и беспристрастно должна освещать деятельность службы.

Антимонопольная регулирование может приносить не только пользу, но и вред, если она ведется не грамотно. Не всегда антимонопольное законодательство бывает эффективно, однако в большинстве случаев оно создает условия для конкуренции. За нарушение закона предусмотрена уголовная и гражданская ответственность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: