Личные качества руководителя и его функции

Файоль был убежден, что административные способности нельзя развить, получив только специальное образование. Не только знания, но и личностные качества, руководителя способствуют (или препятствуют) результатам его работы.

Руководитель, по Файолю, должен быть лидером - человеком, который своим примером вдохновляет подчиненных, стимулирует их деятельность в целях решения задач организации благодаря хорошему знанию дела и коллектива подчиненных, постоянному контакту с подчиненными и широкому видению всего, что происходит вокруг.

Также руководитель, по мнению представителей административной школы, должен обладать следующими психологическими качествами: здоровье, ум и интеллектуальные способности, моральные качества (сдержанность, воля, чувство долга, решительность в принятии ответственных решений); хорошее общее образование; способность управлять людьми (предвидение, организаторские способности, умение воздействовать на людей для выполнения поставленных задач, коммуникабельность и др.); знание всех наиболее важных функций и направлений деятельности предприятия; максимальная компетентность в деятельности конкретного предприятия. Менеджер, обладающий вышеперечисленными качествами, представляет собой сочетание интеллектуальной силы и эмоционального воздействия.

Что касается функций руководителя, то перечислить их довольно сложно, так как многие функции зависят от культуры организации, социальной структуры, от ситуаций, которые могут складываться в ходе управленческой деятельности, и т.п. Перечислим ряд наиболее важных функций, которые выполняют руководители в организациях. Кроме общепринятых, обязательных и традиционных функций руководители в организации могут выполнять следующие функции:

 

· приобретение и распределение ресурсов между членами организации или ее подразделениями;

 

· восприятие, фильтрование, распространение и использование информации для достижения организационных целей;

 

· планирование и проведение инноваций;

 

 

· поиск, оценка и использование средств мотивации работников

В данном параграфе необходимо также рассмотреть советы Файоля молодым управляющим. Обращаясь к молодым менеджерам, он писал, что они принадлежат к интеллигенции и поэтому не должны отставать от передовых идей во всех областях. Особого внимания заслуживают такие советы, которые обращены именно к качествам руководителя.

Менеджер должен уметь применить не только технические знания, но умение распоряжаться, предвидеть, организовывать и контролировать, ибо настоящего руководителя буду судить не по знаниям, а по совершаемым им действиям. В дополнение к имеющимся знаниям хороший руководитель должен дополнять их ценными навыками других руководителей. Когда руководитель общается с подчиненными, он должен тщательно подбирать слова и стараться не делать незаслуженных замечаний. При этом необходимо изучать сноровку, поведение и даже личную жизнь рабочих. Если с руководителем сложились благоприятные взаимоотношения, не нужно ими злоупотреблять. При оценке окружающих людей менеджер должен соблюдать сдержанность, не допускать необоснованной критики. И самое главное, управляющий должен постоянно пополнять свои знания и не отставать от достижений современного общества. И если менеджер будет придерживаться данных положений, то безусловно он сможет стать хорошим управляющим, которого будут ценить не только сотрудники организации, но и высшее руководство.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Административная доктрина Анри Файоля, безусловно, является классикой в теории менеджмента, не зря его школу называет еще и классической. Углубление концепций Файоля нашло отражение во многих работах его последователей. Так, его сторонниками, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Л. Урвик, М. Вебер, Д.Муни, А.П. Слоун, Г. Черч.  Среди множества работ Л. Урвика особого внимания заслуживает исследование «Элементы администрации». Вслед за Файолем Урвик уделил большое внимание разработке основных функций администрирования, к которым он относил планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета. «Основы управления производством» - основной труд Г. Черча, другого представителя классической школы. Главное внимание Черч уделял структурным вопросам производства управления на предприятии. Одним из видных представителей классической школы является М. Вебер. Вклад Вебера в развитие управленческой мысли заключается в разработке теории бюрократического построения организации и системы управления в частности. Вебер пытался найти способы, чтобы вся организация работала как механизм. Именно с этой целью разрабатывались инструкции и правила, порядок принятия конкретных решений и система распределения власти, а также исключалось личное начало в межличностных отношениях.

Но все же применительно к данной работе необходимо остановиться на основных положениях административной доктрины, которые разработал выдающийся управляющий Анри Файоль.

Несомненно, Файоль и его последователи достигли своей цели. Уроки собственного опыта Файоль суммировал в перечне «Основных принципов менеджмента». Все разработанные им фундаментальные принципы Файоль разделил на структурные, процессуальные и результативные. К первой группе относятся разделение труда, власть и ответственность, централизация, единство руководства, единоначалие, скалярная цепь иерархия. Принципы процесса – это дисциплина, вознаграждение, справедливость, подчиненность частных интересов общим и корпоративный дух. К принципам конечного результата Файоль относил порядок, стабильность рабочего места для персонала, инициативу. Став фундаментальными, принципы теории администрации не перестали носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Система принципов всегда остается открытой для дополнений, изменений, основанных на новом опыте. Даже само применение принципов на практике, по словам Файоля, «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры».

Определив управление как процесс предвидения, организации, распорядительства, координации и контроля, Файоль четко определил функции менеджера. Подобное поэтапное разделение процесса администрирования позволяет наиболее рационально осуществлять управление производством. Однако даже специальное образование вряд ли поможет развить административные способности менеджера. Для наиболее эффективного управления от руководителя требуются такие качества, как интеллект, сдержанность, воля, чувство долга, решительность в принятии решений, способность управлять людьми и др. Обладающий вышеперечисленными качествами администратор представляет собой сочетание интеллектуальной силы и эмоционального воздействия.

Классическое разграничение функций управления на предприятии, разработанное А. Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все последующие теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений. Применение теории Файоля в практической работе руководителя даст возможность:

 - правильно определять приоритеты в вашей работе;

 - правильно ее планировать;

 - быстро и эффективно выполнять корректирующие действия.

Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит руководителю определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, и, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы; оценить целесообразность своих действий; выяснить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем. В совокупности все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодди К., Пэйтон Р. Основы менеджмента. — СПб.: Питер, 1999.

2. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, 2004.

3. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М.: Наука, 1972

4. Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

5. Дункан У. Джек. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента управленческой практики. – М.: Дело ЛТД, 1996

6. Ермакова Л.И. Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом. – М.: Мир, 1994

7. История менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. С.

8. История экономических учений/ Под ред. В.А. Жамина, Е.Г. Василевского. – М.: МГУ, 1989

9. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов.- М.: НОРМА, 2001

10. Кравченко А. И. История менеджмента. – М.: Академический проспект, 2002

11. Кротова Н. В., Клеппер С. В. История мирового менеджмента: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2002

12. Менеджмент XXI в./под ред. С.Чоудхари пер. с англ. – М.: Академический проект, 2000

13. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2000.

14. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. — СПб.: Экономическая школа, 1999. Т.1

15. Олдкорн Р. Основы менеджмента. — М.: Финпресс, 1999.

16. Орлов А. И. Менеджмент: Учебник. — М.: Изумруд, 2003.

17. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – М.: Феникс, 1997

18. Семенова И.И. История менеджмента.: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

19. Сергеев А. Л. Институты управленческой парадигмы //Менеджмент в России и за рубежом. — № 2, 2005

20. Словарь-справочник менеджера/ Под ред. Лапусты М. Г. – М.: ИНФРА-М,1996

21. Файоль А. Общее и промышленное управление. — Л.-М., 1924.

22. Файоль А. Учение об управлении. / Научная организация труда и управления / под общей редакцией А.Н.Щербаня - М., Экономика, 1965.

23. Чудновская С.Н. История менеджмента. – СПб.: Питер, 2004

24. Шамханов Ф.И. Американский менеджмент теория и практика.- М.: Наука,1993

25. Шелдрейн Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации.- СПб: Питер. 2001

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: