Задачи анализа себестоимости промышленной продукции, источники информации для его проведения

Анализ себестоимости промышленной продукции (работ, услуг)

Содержание

 

Введение. 3

1. Задачи анализа себестоимости промышленной продукции, источники информации для его проведения. 3

2. Анализ затрат на один рубль объема продукции (работ, услуг). 3

3. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) по экономическим элементам и калькуляционным статьям затрат. 3

4. Анализ материальных затрат в себестоимости продукции (работ, услуг). 3

5. Анализ затрат на оплату труда в себестоимости продукции (работ, услуг). 3

6. Анализ расходов на обслуживание производства и управление. 3

7. Анализ потерь от брака. 3

1.8 Сводный подсчет резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг). 3

2. Анализ себестоимости продукции ОАО «Вимм-Билль-Данн Напитки». 3

  2.1 Сведения об обществе. 3

2.2 Характеристика структуры затрат на производство. 3

Заключение. 3

Список используемой литературы.. 3

Приложение А.. 3

Приложение Б. 3

 

 

 

 

Введение

Производство продукции (работ и услуг) связано с определенными затратами или издержками. В процессе производства продукции затрачивается труд, используются средства труда, а также предметы труда. Все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, образуют себестоимость продукции. Себестоимость - важнейший показатель эффективного использования производственных ресурсов.

Цель учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчислении фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, контроле за использованием ресурсов и денежных средств.

Формирование издержек производства и обращения, их учет имеют большое значение для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией.

Основной особенностью системы международных стандартов является раздельный учет постоянных и переменных затрат по видам изделий и в целом по предприятию. Такой подход предполагает высокую степень интеграции учета, анализа и регулирования, позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового положения предприятия.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что в условиях перехода на Международные стандарты учета и отчетности предприятия имеют возможность использовать опыт зарубежных стран в области анализа и прогнозирования финансовых результатов деятельности.

Главными задачами развития экономики на современном этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя интересует качество продукции и ее цена. Чем выше качество и ниже цена, тем лучше и выгоднее для покупателя. Эти показатели как раз и заключены в себестоимости продукции.

Цель данной работы – рассмотрение сущности себестоимости продукции и особенностей ее исчисления в зарубежной практике.

Задачи данной работы:

1) рассмотреть сущность себестоимости, рассмотреть классификацию себестоимости и основных статей затрат, входящих в себестоимость;

2) выявить основные методы исчисления себестоимости;

3) провести анализ себестоимости продукции на предприятии;

4) разработать и обосновать рекомендации, направленные на снижение себестоимости продукции на предприятии.

Задачи анализа себестоимости промышленной продукции, источники информации для его проведения.

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. [4, c.495]

В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Себестоимость продукции аккумулирует текущие затраты предприятия и является одним из важнейших показателей эффективности производства. В снижении себестоимости находят отражение почти все слагаемые эффективности: рост производительности труда, экономия материально-энергетических ресурсов, улучшение использования имущества предприятия.

Вместе с тем этот показатель не является конечным в характеристике эффективности производства предприятия, поскольку в нем не отражается результативность его непромышленной, а также внереализационной деятельности. Однако значение показателя себестоимости продукции не снижается. Он играет важнейшую роль в экономике предприятия с любыми формами хозяйствования. Во-первых, снижение затрат на единицу продукции позволяет увеличить объем производства на предприятии при имеющихся ресурсах, обеспечивая тем самым ускорение оборачиваемости оборотных средств; во-вторых, снижение себестоимости является основным источником прибыльности производства и условием повышения конкурентоспособности продукции. [4, c.497]

Себестоимость включает однократные издержки, формируемые за счет оборотных средств (оборотного капитала) и амортизационных отчислений от стоимости основного капитала. Она обеспечивает средства для восполнения израсходованного оборотного капитала и постепенного восстановления основного капитала.

На уровень себестоимости влияют рыночные факторы – цены и тарифы. Себестоимость во многом зависит от организации производственного процесса. Ее снижение ощутимо связано с внутрипроизводственными факторами, отражает усилия управленческого персонала по изысканию резервов повышения эффективности производства.

Уровень себестоимости зависит от продолжительности производственного цикла. В нем находят отражение состояние снабжения и закупок, эффективности кооперирования, уровень транспортных издержек, ремонтные издержки. Себестоимость чутко откликается на уровень качества продукции через потери от брака, отходов; качество труда и используемых материалов и технических средств. Она отражает дополнительные издержки на повышение качества продукции и услуг.

Смысл показателя себестоимости в том, что он отвечает на вопрос, во сколько обошлось предприятию производство товара и продвижение его до потребителя. При этом товар понимается в широком смысле – это и продукция, и услуги, и работы, и извлечение выгоды из правообладания активами. Себестоимость оказывает непосредственное влияние на величину прибыли и уровень рентабельности и, таким образом, влияет на формирование государственного бюджета. Потому во всех странах затраты, относимые на себестоимость, регламентируются.

Важнейшая особенность себестоимости состоит в том, что она носит объективный характер и не зависит от наличия или отсутствия нормативных документов по ее регулированию.

Себестоимость является незаменимым обобщающим показателем, всесторонне характеризующим основные причины и факторы, определяющие качество управления и организации производства в компании и ее подразделениях.

 

 

Одним из основных факторов увеличения прибыли и роста объема производства является снижение затрат на 1 рубль объема реализованной продукции. Между массой прибыли и соответствующей ей себестоимостью существует обратная функциональная зависимость. Чем больше масса прибыли, тем меньше себестоимость и меньше затраты на 1 рубль продукции, и наоборот.

В себестоимости продукции находят отражение все затраты предприятия, обусловленные ее производством и реализацией. Система обобщающих и частных показателей себестоимости показывает уровень и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производство и реализацию продукции, качество работы менеджеров, специалистов технических служб и руководства в целом.

Основными задачами анализа себестоимости и рентабельности продукции являются:

1. Объективная оценка достигнутого уровня эффективности затрат на производство, включая оценку рентабельности продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности за счет более низких затрат и цен реализации.

2. Выявление масштабов влияния факторов риска и неопределенности (включая инфляцию, налоговую политику государства, действующее законодательство по регулированию цен и тарифов) на себестоимость и рентабельность реализованной продукции.

3. Анализ влияния технико-экономических факторов, включая влияние инвестиционных и инновационно-инвестиционных факторов, на изменение фактической и планируемой себестоимости продукции в сравнении с базисным периодом, в том числе за счет:

- изменения в объеме и структуре выпускаемой продукции;

 - повышения технического уровня производства;

 - совершенствования организации производства, труда и управления;

 - прочих факторов.

4. Обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией о себестоимости и рентабельности конкретных видов продукции с целью оперативного управления издержками производства исходя из укрепления позиций предприятия на рынке реализации продукции.

5. Определение резервов снижения затрат и повышения рентабельности продукции на основе разработки и реализации управленческих решений по устранению нерациональных расходов.

6. Повышение экономической обоснованности бизнес-плана на основе проведения предварительного экономического анализа в части, касающейся себестоимости и рентабельности продукции.

7. Возможность оценки эффективности работы каждого подразделения предприятия с позиции управления себестоимостью и рентабельностью продукции.

Состав и содержание задач свидетельствует о большой значимости экономического анализа себестоимости и рентабельности продукции в общей системе управления затратами предприятия.

Основными источниками информации для экономического анализа себестоимости и рентабельности продукции выступают:

1. Данные бухгалтерского учета, отражающие текущие затраты сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, а также затраты на оплату труда, включая отчисления на социальные нужды, и расход денежных средств на оплату услуг сторонних организаций.

2. Нормы и нормативы материальных затрат, затрат на оплату труда, использования услуг сторонних организаций, средств труда и нематериальных активов.

3. Бизнес-план предприятия, в котором может содержаться полезная информация для анализа себестоимости и рентабельности продукции:

4. Правовая, налоговая и финансовая информации.

5. Информация о реализации инвестиционных и инновационно-инвестиционных проектов.

При анализе данных бухгалтерского учета и отчетности следует особое внимание обратить на материалы инвентаризации имущества, содержание учетной политики предприятия, основные правила составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности в соответствии с требованиями Министерства финансов РФ. Формирование бухгалтерской отчетности осуществляется предприятиями самостоятельно, но с соблюдением требований, предусмотренных Российскими стандартами (положениями) по бухгалтерскому учету. [7, c.201]

Важным преимуществом системы «директ-костинг» является то, что она позволяет решать стратегические задачи по управлению предприятием, представляет данные для оптимизации производственной программы по критерию максимума маржинального дохода, для решения вопросов установления и регулирования цен на продукцию – как на новую, так и уже реализованную на рынке, для разработки инвестиционной и инновационной программы (сокращение или расширение производственных мощностей, модернизация оборудования, приобретение нового и т.д.), для принятия решений о целесообразности получения дополнительного заказа и др.

 

1.2 Анализ затрат на один рубль объема продукции (работ, услуг).

Анализ затрат на 1 рубль продукции следует начинать с определения показателей, формирующих себестоимость объема выпускаемой продукции, так как показатель затрат на 1 рубль продукции является производным от показателя себестоимости.

Себестоимость может служить показателем эффективности производства – чем ниже затраты, тем (при равной выручке от реализации) выше прибыль от реализации продукции, работ, услуг. Себестоимость является также показателем конкурентоспособности предприятия – чем ниже его производственные издержки, тем больше оно может снизить цену, выиграв, таким образом, борьбу за покупателя. В то же время себестоимость или затраты на производство и реализацию продукции должны быть меньше цены, чтобы обеспечивать предприятию-производителю  прибыль.

Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получают предприятия.[12, c116] Только после продажи продукции чистый доход приобретает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции:

П = WT – С,

где П – прибыль;

WT  - объем реализованной продукции;

С – себестоимость

С прибылью тесно связан показатель рентабельности. Рентабельность это доходность, соотношение между доходами и каким-либо видом затрат. В данном анализе нас будет интересовать показатель рентабельности основной деятельности, который рассчитывается по формуле:

R=П/С,

где R – рентабельность основной деятельности

П – прибыль от реализации продукции

С – полная себестоимость

Абсолютная величина себестоимости, прежде всего, зависит от объема выпускаемой продукции.

Цена– это денежное выражение стоимости товара.[5 c 45] С одной стороны, цена – это фактор внутренний и определяется самим предприятием с учетом затрат на производство по формуле:

Цi = Сi + Пi

где Ц – цена единицы i-того вида продукции в рублях;

C – себестоимость единицы i-того вида продукции в рублях;

П – прибыль единицы i-того вида продукции в рублях;

 

С другой стороны цена – это рыночная категория и определяется по законам рынка. Для предприятия это продукт конкурентоспособности ее продукции с учетом средней прибыли. Следовательно, цена зависит как от внутренних, так и от внешних факторов:

- себестоимость продукции

- текущее соотношение спроса и предложения

- темпы инфляции

- степень монополизации рынка

- цены на продукцию конкурентов

Правильное определение цены позволяет предприятию:

- повысить рентабельность производства

- повысить конкурентоспособность предприятия

- освоить более широкий рынок сбыта

- повысить уровень устойчивости и стабильности функционирования предприятия на рынке.

 

1.3 Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) по экономическим элементам и калькуляционным статьям затрат.

Основным документом, которым руководствуются при формировании себестоимости продукции на предприятии, является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогооблажении прибыли.

В целях анализа, учета и планировании затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: по элементам и калькуляции.

При группировке затрат по элементам определяются затраты предприятия в целом, без учета его внутренней структуры и без выделения видов выпускаемой продукции. Документы, в котором представлены затраты по элементам, представляет собой смету затрат на производство. Смета затрат составляется для расчета обей потребности предприятия в материальных и денежных ресурсах. Сумма затрат по каждому элементу определяется на основе счетов поставщиков, ведомостей начисления заработной платы и амортизации.

Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по элементам себестоимости:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных средств;

5) прочие затраты.

Материальные затраты отражают затраты на материальные ресурсы, используемые предприятием для производства и реализации продукции за определённый период, в том числе сырьё, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие, тары и тарные материалы, запчасти для ремонта оборудования, покупное топливо и энергию всех видов, прочие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (спецодежда).

Затраты на оплату труда учитывают все затраты на оплату труда по объекту за определённый период. Включают основную заработную плату всех работников по объекту.

Отчисления на социальные нужды учитывают отчисления в государственные внебюджетные фонды, которые делает предприятие, затраты на оплату труда работникам. С 2001 года введён единый социальный налог, изменивший порядок отчислений во внебюджетные фонды, его ставка зависит от величины доходов работников и изменяется регрессивно в зависимости от совокупного дохода работника.

Для учета затрат по отдельным подразделениям и видам продукции ведется учет по статьям калькуляции.

Типовой перечень статей калькуляции включает[8, c.146-147]:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и отраслей.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Общепроизводственные расходы.

9. Общехозяйственные расходы.

Итог этих 9 статей образует цеховую себестоимость.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы.

Итог этих 11 статей образует производственную себестоимость.

12. Коммерческие расходы.

Итог всех 12 статей образует полную себестоимость.

Учет затрат необходим для определения финансовых результатов деятельности предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: