Цели и задачи организации в целом находят отражение в ее уставе. Это главный организационный документ. В соответствии с установленными целями и задачами определяют функции управленческого аппарата для достижения поставленных целей и кто эти функции будет выполнять. Распределение функций закрепляется в Положениях о структурных подразделениях.
Положение – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы предприятия, структурного подразделения.
Положение о структурных подразделениях – документ, имеющий постоянный срок действия и следующую структуру текста:
общие положения;
цели и задачи;
функции;
права и обязанности;
руководство;
взаимоотношения (служебные связи);
организация работы.
Для разработки Положения о бухгалтерии требуется изучить ФЗ «О бухгалтерском учете», Устав организации.
Раздел I «Общие положения» начинают с определения бухгалтерского учета (ст.1. п.1 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Второй пункт раздела отражает, что бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией, действующей на правах самостоятельного структурного подразделения, подчиненного непосредственно руководителю.
|
|
В следующем пункте содержится информация о том, что численность и штат бухгалтерии определяются штатным расписанием организации. Поскольку Положение рассчитано на длительный период действия, то здесь не нужно указывать конкретное количество или должности, входящие в штат бухгалтерии на момент составления документа. С ростом организации будет меняться и штат бухгалтерии.
В разделе I обязательным является пункт, где перечисляются законодательно-нормативные акты, которыми руководствуется бухгалтерия в своей деятельности. Данный пункт может иметь следующую формулировку: «Бухгалтерия в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете», Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными документами Министерства финансов Российской Федерации, других органов, регулирующих бухгалтерский учет, Уставом организации и настоящим Положением о бухгалтерии».
Заканчивается раздел I, как правило, пунктом о руководителе бухгалтерии. Его формулировка может быть такой: «Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом руководителя организации. Должность главного бухгалтера занимается специалистом с высшим образованием соответствующего профиля и опытом работы не менее (3) 5 лет».
Раздел II «Цели и задачи» посвящается целям и задачам бухгалтерии. Его можно начать с изложения целей и задач бухгалтерского учета, сформулированных в ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 3).
|
|
Раздел III «Функции» конкретизирует основные цели и задачи. В нем подробно перечисляются все работы, выполняемые бухгалтерией. Это раздел в наибольшей степени отражает специфику бухгалтерии организации. Но здесь имеются и такие общие для бухгалтерии любой организации позиции как учет основных средств, учет денежных средств, контроль за своевременным и правильным проведением инвентаризации, учет труда и его оплаты и т.п.
В данном разделе отдельными пунктами указываются
обязательность применения утвержденных типовых унифицированных форм первичных документов;
своевременность и качество составления первичных документов, передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете;
обеспечение сохранности бухгалтерских документов;
использование современных автоматизированных технологий учетных работ и т. д.
Чем подробнее будет расписан III раздел Положения о бухгалтерии, тем легче затем составить должностные инструкции работников бухгалтерии, закрепляющих эти функции за определенными сотрудниками.
Раздел IV «Права и обязанности» содержит права работников бухгалтерии, необходимые для выполнения возложенных на них функций. К обязательным относятся:
право требовать от структурных подразделений и должностных лиц организации своевременного в соответствии с графиком представления необходимых документов;
право не принимать к исполнению некачественные первичные документы и т.п.
Раздел V «Руководство» фактически содержит должностную инструкцию главного бухгалтера. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» главному бухгалтеру посвящена специальная ст. 7 «Главный бухгалтер». Положения этой статьи должны являться основой данного раздела. Кроме того, разрабатывая этот раздел следует воспользоваться Положением «О главных бухгалтерах» (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.80 № 59, с измен. от 17.04.2002) в части, не противоречащей ФЗ «О бухгалтерском учете».
В этом разделе отражается какие виды документов недействительны без подписи главного бухгалтера и какие документы он обязательно визирует до подписания их руководителем. Обычно отдельным пунктом отражается, что главный бухгалтер обязан обеспечить сохранность первичных документов и учетных регистров, оформление и передачу их в установленном порядке в архив.
Раздел VI «Взаимоотношения» содержит пункты о том, что бухгалтерия взаимодействует:
со всеми структурными подразделениями организации по вопросам бухгалтерского учета;
с юридической службой – по правовым вопросам, связанным с подготовкой документов и налогообложением;
с кадровой службой – по вопросам подбора кадров в бухгалтерию. Желательно включить пункт об обязательном представлении кадровой службой в бухгалтерию копий приказов по личному составу.
Раздел VII «Организация работы» должен содержать пункт о том, что бухгалтерия действует в соответствии с Правилами внутреннего распорядка организации. Если же имеются особенности в работе сотрудников бухгалтерии, то это должно найти отражение в данном разделе Положения о бухгалтерии. В этом разделе может присутствовать пункт о ежегодном проведении аудиторских проверок. Завершается раздел VII пунктом о порядке реорганизации бухгалтерии.
Документ Положение о бухгалтерии – сложный, многопрофильный, чем тщательнее и детальнее он разработан, тем более четко строится и легче организуется в дальнейшем работа бухгалтерии. Оформляется Положение о бухгалтерии на общем бланке, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.