Для наиболее рациональной организации работы бухгалтерии необходимо сформировать штат работников, закрепив за каждым из них четко определенные функциональные обязанности.
Документ, регламентирующий обязанности и права работников называется должностной инструкцией.
Должностные инструкции позволяют распределить обязанности между работниками, исключить дублирование в выполнении трудовых обязанностей.
При разработке должностных инструкций необходимо обеспечить единый подход к их построению, формулировке содержания, последовательности изложения.
В состав реквизитов должностной инструкции требуется включить:
наименование организации;
наименование документа («Должностная инструкция»);
дату составления;
место составления;
наименование должности работника;
гриф утверждения;
текст должностной инструкции;
подпись;
визы об утверждении;
отметку об ознакомлении с инструкцией.
Должностная инструкция включает следующие разделы:
|
|
1. Общие положения;
2. Функции;
3. Должностные обязанности;
4. Права;
5. Ответственность;
6. Взаимоотношения (связи с другими должностями);
7. Организация работы и оценка деятельности.
В разделе I «Общие положения» содержатся основные сведения о должности, определяется порядок подчиненности, порядок назначения и освобождения от занимаемой должности, порядок замещения в случае отсутствия работника. В нем (I разделе) перечисляются нормативные документы, которыми работник должен руководствоваться в своей деятельности, квалификационные требования к уровню образования и стажу работы.
В разделе II «Функции» определяются основные направления деятельности.
В разделе III «Должностные обязанности» подробно перечисляются виды работ, выполняемые работником для реализации возложенных на него функций.
Обязанности работников бухгалтерии (за исключением бухгалтера-кассира и бухгалтера-ревизора) являются типовыми и различаются только спецификой выполняемых операций. Эти особенности учитываются при разработке должностных инструкций.
Общие обязанности бухгалтера:
1) выполнение работ по ведению учета имущества, обязательств и хозяйственных операций;
2) участие в разработке и осуществление мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины, и рациональном использовании ресурсов;
3) прием и контроль первичных документов по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготовка их к счетной обработке;
4) отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением имущества и обязательств;
5) выявление источников образования потерь и непроизводительных расходов, подготовка предложений по их предупреждению;
|
|
6) начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты различных уровней; оплаты труда работников, других выплат и платежей;
7) подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности;
8) обеспечение внутренних и внешних пользователей сопоставимой и достоверной бухгалтерской отчетностью;
9) участие в проведении экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений;
10) оформление бухгалтерских документов в соответствии с установленным порядком для передачи в архив;
11) выполнение работ по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, внесение изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.
В разделе IV «Права» перечисляются полномочия работника, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
В разделе V «Ответственность» формулируются содержание и формы ответственности работника за результаты и последствия его деятельности, а также за непринятие своевременных мер по решению конкретных вопросов, входящих в круг его обязанностей.
Раздел VI «Взаимоотношения» должен четко показывать служебные взаимосвязи сотрудников внутри бухгалтерии и с другими подразделениями организации. Его целесообразно представить в виде таблицы. При необходимости в таблице может быть указана дополнительная информация (периодичность представления сведений, объем подготавливаемой информации, носитель информации и т.п.).
Структурное подразделение (должностное лицо), с которым происходит обмен документами | Входящие документы | Исходящие документы | ||||
Наименование документа | Дата представления | Должность получателя | Наименование документа | Дата представления | Должность получателя | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В раздел VII «Организация работы и оценка деятельности» содержит режим (график) работы сотрудника, порядок контроля за его деятельностью, возможность совмещения других видов работ, критерии оценки его работы и т.п.
Должностные инструкции работников бухгалтерии разрабатываются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. До сведения работника должностная инструкция доводится под расписку. При необходимости внесения изменений в должностную инструкцию издается соответствующий приказ.
При составлении должностных инструкций целесообразно пользоваться соответствующими квалификационными справочниками должностей.
Должностная инструкция оформляется по типу общего бланка.
Утверждаю: | ||
(наименование организации) | Руководитель организации | |
_________ ________________ | ||
(подпись) (расшифровка подписи) | ||
Должностная инструкция | ||
г.______________________ | «____»__________20__г. | |
(наименование должности) | ||
I. Общие положения II. Функции III. Должностные инструкции IV. Права V. Ответственность VI. Взаимоотношения (связи с другими должностями) VII. Организация работы и оценка деятельности | ||
Главный бухгалтер ________________ | __________________________ | |
(подпись) | (расшифровка подписи) | |
Визы согласования С должностной инструкцией ознакомлен: | ||
___________________ | __________________________ | |
(подпись) | (расшифровка подписи) |