Права и обязанности работников бухгалтерии

 

Для наиболее рациональной организации работы бухгалтерии необходимо сформировать штат работников, закрепив за каждым из них четко определенные функциональные обязанности.

Документ, регламентирующий обязанности и права работников называется должностной инструкцией.

Должностные инструкции позволяют распределить обязанности между работниками, исключить дублирование в выполнении трудовых обязанностей.

При разработке должностных инструкций необходимо обеспечить единый подход к их построению, формулировке содержания, последовательности изложения.

В состав реквизитов должностной инструкции требуется включить:

­ наименование организации;

­ наименование документа («Должностная инструкция»);

­ дату составления;

­ место составления;

­ наименование должности работника;

­ гриф утверждения;

­ текст должностной инструкции;

­ подпись;

­ визы об утверждении;

­ отметку об ознакомлении с инструкцией.

Должностная инструкция включает следующие разделы:

1. Общие положения;

2. Функции;

3. Должностные обязанности;

4. Права;

5. Ответственность;

6. Взаимоотношения (связи с другими должностями);

7. Организация работы и оценка деятельности.

В разделе I «Общие положения» содержатся основные сведения о должности, определяется порядок подчиненности, порядок назначения и освобождения от занимаемой должности, порядок замещения в случае отсутствия работника. В нем (I разделе) перечисляются нормативные документы, которыми работник должен руководствоваться в своей деятельности, квалификационные требования к уровню образования и стажу работы.

В разделе II «Функции» определяются основные направления деятельности.

В разделе III «Должностные обязанности» подробно перечисляются виды работ, выполняемые работником для реализации возложенных на него функций.

Обязанности работников бухгалтерии (за исключением бухгалтера-кассира и бухгалтера-ревизора) являются типовыми и различаются только спецификой выполняемых операций. Эти особенности учитываются при разработке должностных инструкций.

Общие обязанности бухгалтера:

1) выполнение работ по ведению учета имущества, обязательств и хозяйственных операций;

2) участие в разработке и осуществление мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины, и рациональном использовании ресурсов;

3) прием и контроль первичных документов по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготовка их к счетной обработке;

4) отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением имущества и обязательств;

5) выявление источников образования потерь и непроизводительных расходов, подготовка предложений по их предупреждению;

6) начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты различных уровней; оплаты труда работников, других выплат и платежей;

7) подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности;

8) обеспечение внутренних и внешних пользователей сопоставимой и достоверной бухгалтерской отчетностью;

9) участие в проведении экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений;

10) оформление бухгалтерских документов в соответствии с установленным порядком для передачи в архив;

11) выполнение работ по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, внесение изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.

В разделе IV «Права» перечисляются полномочия работника, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

В разделе V «Ответственность» формулируются содержание и формы ответственности работника за результаты и последствия его деятельности, а также за непринятие своевременных мер по решению конкретных вопросов, входящих в круг его обязанностей.

Раздел VI «Взаимоотношения» должен четко показывать служебные взаимосвязи сотрудников внутри бухгалтерии и с другими подразделениями организации. Его целесообразно представить в виде таблицы. При необходимости в таблице может быть указана дополнительная информация (периодичность представления сведений, объем подготавливаемой информации, носитель информации и т.п.).

Структурное подразделение (должностное лицо), с которым происходит обмен документами

Входящие документы

Исходящие документы

Наименование документа Дата представления Должность получателя Наименование документа Дата представления Должность получателя
1 2 3 4 5 6 7

 

В раздел VII «Организация работы и оценка деятельности» содержит режим (график) работы сотрудника, порядок контроля за его деятельностью, возможность совмещения других видов работ, критерии оценки его работы и т.п.

Должностные инструкции работников бухгалтерии разрабатываются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. До сведения работника должностная инструкция доводится под расписку. При необходимости внесения изменений в должностную инструкцию издается соответствующий приказ.

При составлении должностных инструкций целесообразно пользоваться соответствующими квалификационными справочниками должностей.


Должностная инструкция оформляется по типу общего бланка.

 

    Утверждаю:
(наименование организации)   Руководитель организации
    _________ ________________
    (подпись) (расшифровка подписи)

Должностная инструкция

г.______________________   «____»__________20__г.
     
(наименование должности)    

I. Общие положения

II. Функции

III. Должностные инструкции

IV. Права

V. Ответственность

VI. Взаимоотношения (связи с другими должностями)

VII. Организация работы и оценка деятельности

Главный бухгалтер ________________     __________________________
(подпись)   (расшифровка подписи)

Визы согласования

С должностной инструкцией ознакомлен:

___________________   __________________________
(подпись)   (расшифровка подписи)

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: