Сегментирование рынка страны представлено на рис.5 Приложений. Далее в этой главе будут дана более подробная информация о лидирующих компаниях.
2.1 Toyota Motor Corporation Australia Limited
Доля рынка: 39,2%
В 1933 году компания по производству автоматических ткацких станков Toyoda Automatic Loom Works создала новое отделение, специализирующееся на производстве автомобилей; его руководителем стал Киитиро Тоёда. В 1929 году Киитиро Тоёда совершил поездки в Европу и США для изучения автомобильной промышленности и в 1930 году приступил к разработке автомобилей с бензиновым двигателем. Правительство Японии всячески поощряло такую инициативу компании Toyoda Automatic Loom Works. В 1934 году компания произвела свой первый двигатель типа А, который был использован в первой модели пассажирского автомобиля А1 в мае 1935 года и в грузовике G1 в августе 1935 года. Производство пассажирского авто модели АА началось в 1936 году. Ранние модели напоминали уже существовавшие модели Dodge Power Wagon и Chevrolet.
Toyota Motor Co., Ltd. была основана в качестве самостоятельной компании в 1937 году. Несмотря на то, что фамилия основателей компании звучит как Тоёда, для упрощения произношения и в качестве символа отделения деловой деятельности от семейной жизни, компании было решено дать имя «Тоёта». В Японии название «Тоёта» считается более удачным названием, чем «Тоёда», так как 8 считается числом, приносящим удачу, а слово «Тоёта», написанное катаканой[2] как раз состоит из 8 черт.
Во время Второй мировой войны компания практически занималась только производством грузовиков для Японской императорской армии. Из-за строгого дефицита в тогдашней Японии военные грузовики делались в самых упрощенных вариантах, например, с одной фарой. Некоторые считают, что война быстро закончилась из-за бомбардировок союзников в городе Аити, уничтоживших заводы Toyota.
После войны в 1947 году начался выпуск коммерческих пассажирских авто модели SA. В 1950 году была создана отдельная компания по продажам — Toyota Motor Sales Co. (она просуществовала до июля 1982 года). В апреле 1956 года была создана дилерская сеть Toyopet. В 1957 году Toyota Crown стал первым японским автомобилем, экспортируемым в Америку (не только в США, но и в Бразилию).
Toyota начала расширяться быстрыми темпами в 1960-е годы. Первый автомобиль марки «Тойота», произведённый за пределами Японии, вышел с конвейера в апреле 1963 года в городе Мельбурн, в Австралии.
Toyota Motor Corporation Australia Limited является дочерней компанией японской Toyota Motor Corporation. Глава компании находится в Альтоне, а отдел, занимающийся маркетинговой деятельностью - в Сиднее. Зарубежные рынки компании значительно расширились благодаря регулярным поставкам комплектующих в страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании. На заводе в Альтоне работают 4500 человек, при этом производственная мощность составляет около 150000 автомобилей.
В 2009 году Toyota выпустила около 75228 Camry и 21608 Aurion, из них около 65% автомобилей произведено на экспорт.
В июне 2003 года Toyota объявила об инвестировании $ 47,0 млн. в новый центр исследований и разработок в восточном пригороде Мельбурна. Центр, работающий как самостоятельное подразделение Toyota, является частью международной исследовательской сети. В его деятельности участвуют порядка 90 инженеров.Компания также инвестировала $ 98,0 млн. на центр разработок в Таиланде.
В мае 2005 года Toyota Australia пришлось подписать соглашение с профсоюзами автомобильной промышленности, обеспечивающее повышение заработной платы на 21% в течение четырех лет, плюс дополнительные 0,5% к пенсии, также 3,0% выделяется на дополнительные бонусы при условии выполнения ключевых целевых показателей.
Начиная со дня основания Toyota Motor Co., Ltd. и все дочерние предприятия компании, постоянно стремились вносить свой вклад в устойчивое развитие общества, производя и предлагая инновационные товары и услуги высочайшего качества. Благодаря этому стремлению, в компании смогли разработать собственную философию, ценности и методы управления, которые передаются от поколения к поколению.
Эта философия управления обощена в «Руководящих принципах Toyota» (в 1992 году появилась первая версия, а в 1997 году – переработанная), где отражено представление о том, какой компанией руководство хочет видеть Toyota.
«Руководящие принципы Toyota:
1.Чтить букву и дух закона каждой страны, вести дела открыто и честно для того, чтобы быть достойным корпоративным гражданином мира.
2.Уважать культуру и традиции всех наций и способствовать своей деятельностью экономическому и социальному развитию общества.
3.Направлять усилия на производство экологически чистых и безопасных товаров, на повышение качества жизни во всём мире.
4.Разрабатывать и развивать передовые технологии и предлагать товары и услуги высочайшего качества.
5.Развивать корпоративную культуру, которая стимулирует личное и коллективное творчество и способствует взаимному доверию и уважению между рядовыми сотрудниками и руководством.
6.Стремиться к росту в гармонии с мировым сообществом при помощи новаторских методов управления.
7.Сотрудничать с деловыми партнерами в области исследований и разработок с целью стабильного долгосрочного роста и взаимной выгоды, оставаясь в то же время открытыми для новых контактов» [2].
Toyota Motor Co., Ltd - национальная компания по маркетингу и продажам автомобилей, запасных частей и аксессуаров Toyota и Lexus в полной мере осознает и принимает свою ответственность перед обществом, в котором ведет свой бизнес.
При определении стратегии и тактики развития компания исходит из того, что обязательным условием устойчивого развития бизнеса является не только производство необходимой для общества продукции, но и содействие социальному прогрессу, росту благосостояния общества в целом и повышении уровня жизни своих сотрудников, в частности.
Toyota Motor Co., Ltd стремится осуществлять свою производственную деятельность в строгом соответствии с законодательством в сфере экологии и природопользования, а также требованиями системы экологического менеджмента и экологической политики компании.
На практике это означает, что каждый сотрудник в офисе или на производстве стремится бережно относиться к природным ресурсам, а именно, экономить электроэнергию и воду, рационально расходовать бумагу, стараясь преимущественно использовать многоразовые электронные носители.
Toyota Motor Co., Ltd обеспечивает занятость активной части населения. Взаимоотношения менеджмента и сотрудников строятся на принципах социального партнерства. Компания обеспечивает сотрудникам конкурентоспособный уровень вознаграждения.
Особое внимание Toyota Motor Co., Ltd уделяет профессиональному развитию сотрудников. На постоянной основе действуют программы обучения и повышения квалификации, различные тренинги.
Toyota Motor Co., Ltd ведет активную благотворительную и спонсорскую деятельность как самостоятельно, так и в партнерстве с общественными и государственными организациями, привлекая своих сотрудников к участию в общественно-эффективных проектах в социальной и природоохранной сферах.
Toyota Motor Co., Ltd имеет самую большую долю на рынке Австралии. Одной из причин является то, что она – практически единственный производитель автомобилей среднего класса, к которым относится модель Camry, являющаяся одной из самых продаваемых в стране и за рубежом в течение последних пяти лет.
В качестве другой причины можно назвать большую долю экспортных продаж Toyota. За пять лет до марта 2010 года, выручка выросла на 3,3% в год (см. рис.6 Приложений).
Toyota не пренебрегает и сегментом больших автомобилей и намерена конкурировать с General Motors и Ford, запустив модель Aurion в октябре 2006 года. Продажи начались удачно, а автомобиль оценили как наиболее экономичный автомобиль среди всех крупных автомобилей, производимых в Австралии. Позиционирование Aurion, как топливно-эффективную модель показывает, что Toyota более реалистично смотрит на смещение предпочтений потребителей в сторону небольших и экономичных автомобилей. Таким образом, компания активнее, чем Ford и Holden, реагирует на современные тенденции.
Несмотря на негативные последствия 2008 финансового года, доля рынка Toyota выросла примерно на 4,5 % в 2009 году. Это произошло в основном за счет прекращения программы экспорта Pontiac. Доля, полученная в этой же связи Ford, не была столь существенной. Toyota получила 35 млн. $ от федерального правительства и 15 млн. $ от правительства штата Виктория для производства гибридных Camry на внутреннем рынке в 2010 году. Toyota будет производить около 10.000 гибридных Camry каждый год. Компания намерена продавать автомобили внутри страны и в Новой Зеландии. Розничная цена составит порядка 37000$.
И хотя Ford и Holden также будут производить топливосберегающие автомобили на внутреннем рынке, преимущество в сфере производства экологически чистых транспортных средств принадлежит Toyota.
2.2. GM Holden Ltd
Доля рынка: 20,5%
Holden — австралийский производитель автомобилей, первоначально независимый, ныне отделение General Motors.
Джеймс Александр Холден иммигрировал в Южную Австралию из Англии в 1852 году и в 1856 году основал фирму J.A Holden and Co в Аделаиде. В 1905 году Эдвард Вивол Холден, сын Джеймса, вошёл в дело, интересуясь автомобилями. Фирма развилась через партнёров, и в 1908 году Holden и Frost начали выпуск запчастей для автомобилей. В 1913 году фирма производила коляски для мотоциклов. С 1917 года торговые ограничения, привели к образованию новой компании в 1919 году под названием Holden’s Motor Body Builders Ltd (HMBB). Тогда Holden устанавливал свои кузова на импортируемые шасси, в частности от Chevrolet. В 1931 году General Motors купил бизнес и сформировал General Motors-Holden’s Ltd.
Первый завод Holden, находящийся в Фишерменс-Бенд (порт Мельбурн) был достроен в 1936 году, а в 1939 году начали строить второй завод в Пэйджвуде. Однако начало Второй мировой войны отложило производство автомобилей: на заводах производились кузова автомобилей, полевые орудия, самолёты и двигатели. Всё же ещё до конца войны правительство Австралии приняло решение содействовать австралийской автомобильной индустрии. И General Motors, и Ford предоставили правительству Австралии свои наработки для проектирования первого австралийского автомобиля. Сперва выбор пал на предложение Ford, но этот вариант требовал надежной финансовой помощи от государства. Предложение GM было принято в силу того, что почти не требовало участия правительства. После войны Holden вернулся к производству кузовов, на этот раз для Buick, Chevrolet, Pontiac и Vauxhall.
С этого момента Holden под руководством Лоуренса Хартнетта решил придерживаться политики самостоятельной разработки автомобилей, максимально приспособленных к специфическим австралийским условиям. Это привело к конфликту с материнской компанией General Motors, так как GM настаивала на выпуске модели американской разработки. В конце концов, было принято компромиссное решение — в качестве основы для первого послевоенного «Холдена» была взят не пошедший в серию в США вариант проекта послевоенного Chevrolet.
В течение 1950-х годов Holden доминировал на австралийском автомобильном рынке. General Motors много вкладывала в увеличение производства, что помогло покрыть послевоенный спрос на автомобили. Автомобили Holden были разработаны специально для суровых условий Австралии, и имели большой запас прочности, что было явным плюсом в славившейся своим бездорожъем австралийской глубинке.
Хорошие продажи в Австралии позволили Holden охватить более 50 % рынка к 1958 году.
В 1960-х Holden впервые столкнулся с серьёзной конкуренцией — главные конкуренты начали импорт своих автомобилей. Ford представил свой новый Falcon в Австралии, всего спустя месяц после начала продаж в Соединенных Штатах. К счастью для Holden, Falcon был непрочным, особенно передняя подвеска, что делало его малопригодным для дорожных условий Австралии.
Сотрудничество Holden с Chevrolet и Pontiac прекратилось в 1968 году, одновременно с выходом новой флагманской модели HK. Был представлен первый двигатель V8 производства Chevrolet, импортировавшийся из Канады.
Несмотря на появление серьёзных соперников, в первую очередь Ford Falcon, Chrysler Valiant и японских автомобилей, в 1960-е Holden оставался самым продаваемым автомобилем Австралии. Продажи дополнительно были простимулированы открытием экспорта седанов и универсалов Kingswood в Индонезию, Тринидад и Тобаго и Южную Африку.
В течение 1970-х годов Holden использовал рекламный джингл «Фути, Пирог с мясной начинкой, Кенгуру и автомобили Холден»[3].
Самый популярный автомобиль Holden — Commodore — был представлен в 1978 году. Первоначально Commodore возглавлял список продаж Holden в Австралии, но затем заимствование дизайна заокеанских автомобилей воспрепятствовало восприятию машины публикой.
1980-е годы стали непростыми для австралийских автопроизводителей. Правительство взяло курс на производство меньшего количества более экономичных автомобилей и увеличение экспорта.
В скором Holden заключили соглашение с Toyota и создали United Australian Automobile Industries (UAAI). После этого австралийцы стали выпускать ребадженные Toyota Corolla и Camry, названные соответственно Holden Nova и Apollo.
Компания преобразилась в течение 1990-х годов, повысив свою долю на австралийском рынке с 21 % в 1991 году до 28,2 % в 1999 году. Помимо производства самой продаваемой машины в Австралии Holden продолжали продавать много произведенных в Австралии двигателей за океан. В это десятилетие Holden решили импортировать машины которые им были нужны, чтобы представить полный модельный ряд конкурентоспособных автомобилей.
26 апреля 1990 года новозеландское подразделение GM, Holden New Zealand, объявило что производство на сборочной линии в Трентхэме будет разбито по этапам и произведенные автомобили будут импортироваться, не облагаясь налогом. В течение 1990-х годов австралийские автопроизводители просили правительство приостановить падение таможенных сборов на импортные автомобили. В 1997 году налоги упали до 22,5 % по сравнению с 57,5 % десятью годами ранее, а к 2000 году планировалось понизить налог до 15 %. Holden находился в кризисной ситуации, его руководство сообщало о том, что население Австралии слишком мало для принятия таких мер и данные реформы приведут к разрушению местной индустрии.
Ребадженные автомобили от UAAI поначалу продавались плохо, но Holden Commodore, Toyota Camry и Corolla отлично продавались под своими оригинальными именами. UAAI распался в 1996 году.
Рост рынка Holden 1990-х годов сменился упадком в 2000-х годах. В Австралии доля рынка упала с 27,5 % в 2000 году до 15,2 в 2006 году. С марта 2003 года Holden не является продавцом номер один в Австралии, теперь это место заняла Toyota.
В течение 1990-х годов в основе многих автомобилей Holden лежали прототипы Opel. Чтобы увеличить доход, Holden обратили свое внимание на южнокорейскую компанию Daewoo. В первую очередь Barina сменила платформу на Daewoo Kalos в 2005 году, хотя и выходила под прежним названием. В том же году Viva основанная на Daewoo Lacetti сменила Holden Astra Classic, но несмотря на это в 2004 году вышла новая Astra. Следующим вышел кроссовер Captiva в 2006 году. После прекращения выпуска Frontera и Jackaroo в 2003 году у Holden оставался только один полноприводный автомобиль — универсал Adventura, построенный на базе Commodore. Следующим шагом Vectra заменили корейским аналогом Epica в 2007 году. После разъединения Isuzu и GM Holden потерял права производить автомобили под названием Rodeo. Поэтому данную модель выпустили после рестайлинга в 2008 году под именем Colorado. С 2010 года планируется производить в Австралии локализованную версию Chevrolet Cruze. Это производство создаст 600 рабочих мест на одном из заводов Holden.
Статистика доходов Нolden представлена на рис.7 Приложений.
2.3. Ford Motor Company Australia Limited
Доля рынка: 16,3%
Ford Motor Company - североамериканская автомобилестроительная компания, производитель автомобилей под марками Ford, Mercury, Lincoln, а также совладелец марки Mazda.
Четвёртый в мире производитель автомобилей по объёму выпуска за весь период существования; в настоящее время — третий на рынке США после GM и Toyota, и второй в Европе после Volkswagen.
Занимает 7 место в списке крупнейших публичных компаний США Fortune 1000 по состоянию на 2009 год и 19 место в списке крупнейших мировых корпораций Fortune Global 500 2009 года.
Штаб-квартира компании располагается в городе Дирборн (пригород Детройта, штат Мичиган), а её европейского филиала — в Кёльне, ФРГ.
Компания основана в 1903 году Генри Фордом, который создал её, получив на развитие бизнеса $28 000 от пяти инвесторов. Компания Ford получила известность как первая в мире применившая классический автосборочный конвейер.
Первой получившей массовое признание моделью, выпускаемой компанией, стал Ford Model T, выпускавшийся в 1908—1926 годах.
В конце 1930-х годов компания не пользовалась доверием американских военных из-за нескрываемых пронацистских симпатий основателя. Тем не менее, со вступлением США во Вторую мировую войну компания начала выпуск армейских грузовиков и джипов (уже не своей конструкции — Ford GPW был адаптированной версией Wyllis MB), выступала смежником в танкостроительной программе США.
Во II квартале 2007 года Ford Motor Company продала подразделение Aston Martin консорциуму инвесторов за 925 млн. $.
29 марта 2010 года китайская компания Zhejiang Geely объявила о достижении договорённости о приобретении Volvo Cars у компании Ford Motor за 1,8 млрд долларов. Все интеллектуальные права на разработки шведской компании, как планируется, останутся у Volvo, а Geely получит к ним полный доступ. Сделка была закрыта в начале августа 2010 года.
Ford Motor Company уже на протяжении более чем 100 лет контролируется семьёй Фордов, являясь, таким образом, одной из наиболее крупных компаний, находящихся под семейным контролем, в мире.
В то же время, Ford Motor Company является публичной компанией, акции которой котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Семье Форд на октябрь 2010 года принадлежало 40 % голосующих акций Ford, остальные находились в свободном обращении.
Компания разделена на три структуры по географическому признаку: Ford North America, Ford Asia Pasific и Ford of Europe. Ранее каждое из этих подразделений имело собственный модельный ряд, но в 2006 году руководитель компании Малалли объявил о новой стратегии «Единый Ford», согласно которой Ford должен постепенно начать выпускать глобальные автомобили, общие для всех рынков, и первым из них стал Ford Focus III.
Статистика доходов Ford Motor Company представлена на рис.8 Приложений.






